Осужденный за создание ОПГ спортивный чиновник из Уральска вышел из колонии, но провел на свободе только 6 дней
В снятом к его юбилею фильме казахский спортивный чиновник Муслим Ундаганов хвалился, что в девяностые его «амбициозность и честолюбие замечают криминальные круги». В 2013 году его осудили на 12 лет за создание ОПГ и хищения из бюджета — Ундаганов оформлял фиктивные командировки и собирал дань со спортивных команд — а в середине августа неожиданно освободился по УДО. Но на свободе он провел меньше недели: справка о выплате ущерба тоже оказалась фиктивной.
13 августа из колонии условно-досрочно освободился Муслим Ундаганов, бывший глава управления спорта Западно-Казахстанской области, которого называют руководителем ОПГ «Тайпакские». В колонии он провел 7 лет и 3 месяца из 12 лет, назначенных ему судом в 2013 году по делу о хищении более 170 млн тенге из бюджета.
Поводом для освобождение суд назвал возмещение осужденным вреда — Ундаганов в солидарном порядке возместил государству в 51,8 млн тенге. Уже через 6 дней его снова задержали вернули обратно в колонию — справка о выплатах оказалась фиктивной.
Тайпакское самбо
53-летний Муслим Ундаганов — мастер спорта и заслуженный тренер Казахстана по самбо и казакша курес. Карьеру он начал тренером детско-юношеской спортивной школы села Тайпак в трехстах километрах от Уральска.
В документальном фильме «45 — верность слову и делу», снятому по инициативе самого Ундаганова к его 45-летию, утверждается, что в 1990‑е «амбициозность и честолюбие спортсмена замечают криминальные круги Уральска».
«В те времена не было таможни, [люди] просто приходили, уходили через границу. Воры в законе, которые живут блатной жизнью, могли приехать в город и натворить всяких дел, мы пытались этому противостоять», — говорил в фильме сам юбиляр.
Авторы фильма отмечали, что авторитет Ундаганова признавали все группировки Уральска, но «ему пришлось столкнуться с серьезным противником — российскими ворами в законе», которые интересовались полезными ископаемыми Западно-Казахстанской области. Тогда Ундаганов встал «на защиту родного города», «успешно противостоял проникновению российского криминала» и пережил четыре покушения.
Параллельно с криминальными войнами Муслим Ундаганов продолжал тренировать молодых борцов — в конце 1990‑х его ученик Коныс Жетписов стал сначала чемпионом Казахстана по самбо, а затем и чемпионом мира. Успехи подопечного помогли Ундаганову занять в 2002 году пост главы управления спорта Западно-Казахстанской области. В 2008 году, окончательно сменив борцовскую форму на костюм чиновника, он стал заместителем акима Уральска и начал курировать работу правоохранительных органов.
В акимате спортсмен проработал недолго и уволился уже спустя три месяца. Главный редактор газеты «Уральская неделя» Лукпан Ахмедьяров связывал его уход с прошедшим накануне заседанием Совбеза, где Нурсултан Назарбаев говорил о чиновниках, которые заняли должности несмотря на то, что состояли на учете в полиции как лидеры ОПГ.
Впрочем, вскоре Ундаганов вновь вернулся на должность главы областного управления спорта. Газета «Время» отмечала, что там он окружил себя учениками, коллегами-борцами и выходцами из родного села.
Журналист Талгат Умаров из «Уральской недели» вспоминал, как чиновник подал в суд на газету и потребовал 1 млн долларов компенсации. Поводом для иска стал отрывок интервью со скрипачом Маратом Бисенгалиевым, в котором он рассказал о чиновнике: «А ко мне пришел начальник областного управления спорта Муслим Ундаганов и сказал: “Организуй мне телку из своего оркестра. Чо тебе стоит?”. Быдло — другого слова подобрать не могу».
Суд отказал в удовлетворении иска, поскольку у «Уральской недели» сохранилась аудиозапись разговора со скрипачом, а на него в суд Ундаганов подавать уже не стал.
Восемь ножевых для журналиста
В августе 2012 года на главреда «Уральской недели» Ахмедьярова напали около дома. Несколько человек нанесли ему восемь ножевых ранений в грудь и дважды выстрелили из травматического пистолета. Несмотря на тяжелые травмы, врачи спасли Ахмедьярова.
По версии следствия, покушение было совершено по заказу директора детско-юношеской спортивной школы по конным видам спорта Нурлана Тахамбетова. «Уральская неделя» писала, что он был «правой рукой» Ундаганова. За покушение на убийство журналиста суд приговорил Тахамбетова к 14 годам колонии. Сроки от 11 до 14 лет получили четверо его подельников.
В интервью «Vласти» Ахмедьяров вспоминал, что нападавшие должны были получить 10 тысяч долларов. «Все арестованные прямо или косвенно указывают на начальника областного управления спорта Муслима Ундаганова — чиновника, который давно известен тем, что в девяностые годы был лидером ОПГ», — говорил Ахмедьяров.
Однако причастность Ундаганова к покушению на журналиста расследована так и не была.
«Говорил: “Я проголодался”. И я понимал, что надо деньги нести»
Муслима Ундаганова арестовали в конце апреля 2013 года. Буквально за неделю до этого суд отправил под стражу его ученика Коныса Жетписова по подозрению в краже почти 8 млн тенге из бюджета. После этого силовики вышли на Ундаганова и его подельников, которые входили в ОПГ «Тайпакские» и организовали схему, с помощью которой с 2008 по 2013 год смогли похитить более 170 млн тенге.
[embedded content]
Как выяснило следствие, в схеме участвовали четыре человека: Ундаганов, Жетписов, директор детско-юношеской школы подготовки олимпийского резерва Мендихан Джакенов и глава учебно-спортивного отдела облспорта Турарбек Бекарыстанов. Они отправляли спортивные команды в фиктивные командировки — на бумаге спортсмены ездили на несуществующие сборы, а все выделенные на командировки деньги оседали в карманах чиновников.
Постепенно в этой схеме стало участвовать все больше и больше команд и тренеров. «Все, кто выезжал в командировки по Казахстану, должны были отстегивать наверх от 15 до 25 процентов, за заграничные поездки — от 30 до 50 процентов командировочных средств. В случае несогласия с такими условиями Ундаганов и сотоварищи принимали меры, чтобы непослушный тренер на соревнования дальше райцентров больше не ездил», — писала газета «Время».
Во время суда тренер женской волейбольной команды «Грация» Куленке Губашев рассказывал, как оформлял фиктивные документы на поездки, обналичивал деньги и передавал их чиновникам: «Ундаганов говорил: “Карыным ашты, бірдеме істейік”. И я понимал, что надо ему деньги нести. Я в первый раз, когда это от него услышал, подумал, что он кушать хочет, думал, что просит в ресторане угостить. Потом мне объяснили. Со второго раза я понял… Он с начала 2002 года начал намекать таким образом».
В 2014 году суд приговорил Ундаганова к 12 годам колонии строгого режима по обвинению в присвоении и растрате вверенного чужого имущества, создании и руководстве ОПГ, а также служебном подлоге. Подельники Ундаганова получили от 8 до 11 лет, ни один из них вины не признал.
Неудачное УДО
После приговора об Ундаганове долгое время ничего не было слышно. В 2016 году «Мой город» писал, что видеообращение экс-чиновника показали во время семинара Агентства по противодействию коррупции. «Я раскаиваюсь в содеянном. Обращаюсь ко всем, чтобы они не повторяли моих ошибок», — говорил он, находясь в СИЗО.
В ноябре 2019 года появилось еще одно видео с участием Ундаганова. На ролике, снятом в костанайской колонии 161/2, запечатлены четверо заключенных за столом. В камере видны телевизор и шторы, а стол накрыт бешбармаком и виски. Одним из этих арестантов был Ундаганов. После публикации записи и.о. начальника колонии уволили, а пятерых сотрудников привлекли «к строгой дисциплинарной ответственности».
[embedded content]
Ундаганов освободился из колонии условно-досрочно 13 августа 2020 года, но спустя шесть дней его снова задержали. Поводом для этого стала проверка Генеральной прокуратуры, которая сочла, что осужденный чиновник до сих пор должен государству более 67 млн тенге.
Как рассказали в ведомстве, взыскание штрафа производилось в солидарном порядке — его выплачивали все осужденные по этому уголовному делу. Генпрокуратура настаивает, что «утверждение судебного исполнителя о том, что осужденный Ундаганов М. погасил свою долю в размере 51 846 043 тенге и тем самым возместил ущерб, не могли быть приняты во внимание судами».
«Таким образом, государственный судебный исполнитель ввела судебные органы в заблуждение относительно действительного возмещения ущерба, о чем не было известно судебным органам», — цитирует Генпрокуратуру «Уральская неделя».
Судебный исполнитель Гульмира Папашева утверждает, что не предоставляла суду документов о полном погашении задолженности Муслима Ундаганова. Тем не менее прокуратура уже начала досудебное расследование о злоупотреблении должностными полномочиями, чтобы выяснить, как оказался на свободе Ундаганов — бывший спортсмен, бывший бандит и бывший чиновник.
Никита ДАНИЛИН, Медиазона. Центральная Азия
Оригинал статьи: Новая Газета Казахстан