Эта работа так и не была, к сожалению, закончена в связи со смертью ученого, но написанное Нурболатом Масановым до сих пор актуально и дает ясное представление о тенденциях в развитии страны со времени получения Казахстаном независимости.
Национальная политика и межэтнические отношения
Формирование полиэтнического состава населения на территории современного Казахстана началось в середине XVIII столетия. Тем не менее вплоть до самого начала ХХ в. казахи абсолютно преобладали в составе населения.
Так, по данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, численность казахского населения составляла в пределах территории современного Казахстана 3 392 751 чел. (81,7 %).
Численность русских, по данным переписи 1897 года, составляла 454 402 чел. (10,95 %), украинцев – 79 573 чел. (1,91 %), татар – 55 984 чел. (1,34 %), таранчей (современных уйгуров) – 55 815 чел. (1,34 %), узбеков – 29 564 чел. (0,7 %) и т.д.
В результате Столыпинской переселенческой политики царизма (1906 – 1912 гг.) происходит рост русско-украинского населения. К 1911 г. его численность выросла до 1 543 138 чел. (28,5 %). Доля казахского населения сократилась до 67,2 % населения*.
В течение первой половины ХХ века удельный вес казахского населения неуклонно уменьшался. Всесоюзной переписью 1926 года в Казахстане было зафиксировано 3 713 394 чел. казахов (57,10 %), а по переписи 1937 года их число и доля уменьшились до 2 182 тыс. человек и 38,8 %. И только перепись 1959 года зафиксировала рост численности казахов – 2 794 966 чел., но их доля уменьшилась до 30,02 %.
После этого начался рост численности и удельного веса казахов. По переписи 1970 года их численность увеличилась до 4 234 166 человек (32,54 %). Переписи 1979 и 1989 гг. зафиксировали дальнейший рост их численности и доли – соответственно до 5 289 349 человек (36,02 %) и 6 534 616 человек (39,68 %).
Изменялись численность и доля русско-украинского населения главным образом за счет миграционного притока из России. По переписи 1926 года в Казахстане было 1 279 979 русских (19,68 %) и 860 822 украинца (13,23 %), а по переписи 1959 г. – уже 3 974 229 русских (42,68 %) и 762 131 украинец (8,18 %). По переписи 1970 г. было 5 521 917 русских (42,44 %) и 933 461 украинцев (7,17 %), по переписи 1979 г. – 5 991 205 (40,80 %) и 897 964 (6,11 %), по переписи 1989 г. – 6 227 549 русских (37,82 %).
По переписи 1926 года в Казахстане было 51 102 немца, в 1970 году – уже 858 077, в 1979 г. – 900 207 и в 1989 году – 957 518 немцев. Также выросла численность татар – с 80 642 до 327 982, белорусов – с 25 614 до 182 601, уйгуров – с 63 434 до 185 301, корейцев – с 42 до 103 315, узбеков – с 213 498 до 332 017.
Суверенитет Казахстана привел к трансформации этнодемографической ситуации. Широкомасштабные миграционные процессы из Казахстана в Россию, Германию и другие страны способствовали уменьшению численности населения – с 16 464 464 до 14 953 126 чел.
Особенно значительным стало уменьшение численности немецкого и славянского населения. Численность немцев уменьшилась с 957 518 в 1989 г. до 353 441 чел. в 1999 г., численность русских – с 6 227 549 до 4 479 618 чел., украинцев – с 896 240 до 547 052 чел. и т.д. Снизилась численность абсолютного большинства других народов Казахстана (см. таблицу).
Незначительно выросла численность лишь казахов с 6 534 616 до 7 985 039 чел., узбеков – с 332 017 чел. до 370 663 чел., уйгуров – с 185 301 чел. до 210 339 чел., дунган – с 30 165 чел. до 36 945 чел. и курдов – с 25 425 чел. до 32 764 человек.
Население Республики Казахстан по переписи 1999 года
Казахи составляют большинство населения современного Казахстана. Термин “казак” как самоназвание народа впервые упоминается в исторических источниках XVI вв. и функционирует вплоть до настоящего времени. С середины XVIII в. Российская администрация ошибочно именовала их “киргизами”, поскольку вплоть до начала ХХ в. предполагалось, что киргизы являются составной частью казахов. В 1925 г. было официально восстановлено историческое самоназвание “казак” (Казакстан), с 1935 г. оно стало использоваться в форме “казах” (Казахстан) как официальное государственное имя.
Суверенитет Казахстана способствовал резкому подъему “национального” самосознания казахов и фактически конституировал стереотип историко-естественного приоритетного права казахов на государственно-политическое и культурно-этническое доминирование на территории страны. Эти стереотипы в современном Казахстане фактически приобрели статус государственной идеологии.
В своем программном заявлении в апреле 1992 года “Стратегия политического и экономического развития Казахстана до 2005 года” Президент Н.Назарбаев заявил, что Казахстан является государством самоопределившейся казахской нации. В преамбуле принятой в январе 1993 года первой Конституции независимого Казахстана этот тезис был законодательно подтвержден.
“Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан” утверждает, что “Этническим центром казахов является Казахстан. Нигде в мире они не обладают другой государственностью, которая проявляла бы заботу о сохранении и развитии казахов как этноса, об их культуре, образе жизни, языке, традициях. Определение Казахстана как национального государства должно, прежде всего, идентифицировать его в этом качестве”. Президент Нурсултан Назарбаев прямо говорит о том, что “…весь Казахстан является историко-генетической территорией казахской нации”**.
В первые годы независимости в стране развернулся широкомасштабный процесс по созданию национальной символики, переименованию областей, городов, улиц, населенных пунктов, школ, учреждений, изобретению новых терминов, понятий и слов. Итогом этого стал утвердившийся в общественном сознании стереотип о том, что именно казахи являются государствообразующим и государствоскрепляющим началом в Республике Казахстан.
При этом Президент Н.Назарбаев прямо сформулировал мысль о том, что именно казахская культура должна быть интегрирующей для всех народов Казахстана. “Что касается интегрирующей роли казахской культуры, – пишет Президент страны, – то это чистой воды прагматизм, а не какие-то упражнения в национализме… Это культура большинства населения страны. Это культура, имеющая весь набор институциональных инструментов. Это культура, генетически сформировавшаяся на данной территории и в огромной степени предопределившая сам характер исторического развития государства Казахстан… Поэтому ничего парадоксального или политически некорректного в утверждении об интегрирующей роли казахской культуры нет Необходимо прямо и без двусмысленностей сказать об этом”***.
Таким образом, в общественном сознании была прочно закреплена идеология того, что казахи как коренной этнос имеют безусловное право на государственно-политическое доминирование на территории Казахстана, их язык должен стать государственным языком, а культура казахов играет интегрирующую роль “для всех этносов страны”. Вследствие этого представители казахского этноса имеют “естественно-приоритетное” “исторически детерминированное” право на занятие высших государственных должностей в стране, приоритетное право на получение высшего образования, карьерное продвижение по службе, знание своей истории и культуры.
“Образующим этносом в государстве, – заявил 19 января 2001 года Президент РК Н.Назарбаев, формулируя “казахстанскую национальную идею”, – является казахский народ… Другие должны с пониманием относиться к самовыражению казахской нации – стремлению общаться на родном языке, развивать национальную культуру и традиции”****.
Русские и русский язык. В декабре 1991 года русские Казахстана к своему большому удивлению стали жителями суверенного и независимого Казахстана. Поверить в то, что СССР уже нет, им было очень трудно. Многие патерналистски настроенные русские надеялись, что государственная независимость Казахстана это просто юридическая фикция и Казахстан останется частью все той же прежней страны. Поэтому сам «суверенитет» представлялся им некой юридической фикцией и оставлял надежду на преемственность власти.
Однако после принятия Казахстана в ООН стало ясно, что «Казахстан – прежде всего для казахов». В апреле 1992 года Н.Назарбаев однозначно сформулировал положение о том, что “Казахстан является государством самоопределившейся казахской нации”. В итоге с «легкой руки» Президента Н.Назарбаева восторжествовал принцип, что “права нации, коренного этноса выше, чем права человека”. Тезис Н.Назарбаева о том, что “Казахстан – это государство самоопределившейся казахской нации” был законодательно закреплен на самом высшем уровне – в преамбуле новой Конституции Казахстана.
В этой ситуации русские Казахстана в силу многих факторов – прежде всего отсутствия общепризнанных на общенациональном уровне лидеров, организационных структур, гуманитарной интеллигенции, своих средств массовой информации – оказались не готовы к коренным образом изменившейся ситуации в сфере межэтнических отношений.
Русские активисты попытались создать свои специфические общественные движения – славянское движение «Лад», «Русскую общину» и др., но они оказались не эффективны. Отрицательную роль в этом сыграло нежелание абсолютного большинства русских отстаивать свои права, поскольку они сразу наталкивались на обвинения в имперском шовинизме и саботаже суверенитета Казахстана. Поэтому русские движения так и не приобрели общенационального значения, оставшись преимущественно локальными и реже региональными объединениями, в основном на севере и северо-востоке Казахстана.
*Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы, 1999. С. 195.
**Назарбаев Н.А. В потоке истории. С.140.
***“Казахстанская правда”, 2001. 20 января.
****Турчанинов Н.В.Население азиатской России. Статистический очерк//Азиатская Россия. Т. I. СПб., 1914. С. 82, 91, 92 и др.
Продолжение следует
…Читайте предыдущие статьи серии: Взгляд на политику из 2005 года. Часть III, Взгляд на политику из 2005 года. Часть II, Взгляд на политику из 2005 года. Часть I
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0