Конфликт в казахстанско-китайской компании «Великая стена» набирает обороты. Рабочие намерены добиваться улучшения условий труда и климата в коллективе всеми допустимыми законом методами, а руководство компании на такой шантаж не поддается и выставляет свои «флажки», что недовольных совсем не устраивает.
Автор: Бахыт ИЛЬЯСОВА
Напомним, работники казахстанско-китайской буровой компании «Великая стена» направили письмогенеральному директору ТОО Ху Эртаю. В нем люди потребовали повысить им заработную плату в два раза, потому как производство активно развивается, прибыль растет, а на оплате труда это не отражается.
Также они настаивают на «индексации зарплаты в соответствии с инфляцией», «внесении в коллективный договор пункта о ежеквартальной индексации зарплаты», «рассмотрении высокомерного отношения иностранных специалистов к местному персоналу» и «проведении внеочередного выбора председателя профсоюзного комитета».
«Им не на что жаловаться»
Спустя три недели гендиректор компании «Великая стена» Ху Эртай выступления рабочих комментирует спокойно. Мол, действительно, обращение он видел, но выполнить требования возмущенных не может.
- Оценив экономическую ситуацию в компании, мы рассмотрели вопрос об увеличении фонда зарплаты. Мы можем повысить ее на 5% с мая для всех работников. Сокращать никого мы не планируем. О дискриминации в компании никогда речи не шло, за 13 лет никто не жаловался, — рассказал Ху Эртай прессе.
Работников такой шаг навстречу не устроил. Один из уволенных активистов, бывший буровой мастер Марат Караманов, говорит, что люди ждут ответа на свои обращения к Ху Эртаю.
- 13 мая я встречался с заместителем акима Актюбинской области Сарой Нуркатовой. Она думала, что я хочу восстановиться на работе, но это не так. Мы хотим реального повышения зарплаты, 5% — издевательство, нужно как минимум 50% от оклада. Если этого не будет, будем думать, что делать дальше. Нам нужен независимый профсоюз, чтобы отстаивать свои права, или переизбрать руководителя нынешнего. На наши письма не отвечают, — заявил Караманов.
Такой вот профсоюз
Председатель профкома ККБК «Великая стена» — Бекболат Умаров. Бессменный лидер организации вот уже 12 лет, он говорит, что выборы на его место проходят раз в пять лет, но на них «нет альтернативной кандидатуры».
У Умарова в компании отдельный кабинет, собственный бухгалтер, заработная плата 200 тысяч тенге и служебная «Тойота Ленд Крузер Прадо» с водителем. Остальной «банкет» — за счет взносов членов профсоюза.
- У меня нет ни одного заявления от недовольных рабочих. О пресс-конференции я не знаю, но от имени трудового коллектива они не имели права выступать, обращаться так можем только мы, — сказал Умаров. — В декабре 2012 года создали двустороннюю комиссию, которая составила новый коллективный трудовой договор. По нему ежегодно будет повышаться зарплата согласно инфляции, предусмотрено бесплатное питание для рабочих, компания будет оплачивать медицинские операции до ста тысяч тенге. Увеличим пособие детям до 16 лет, будем принимать на работу родственников погибших работников.
По его словам, в компании постоянно растет оплата труда: с 1 марта 2012 года было повышение на 15%, с 1 января 2013-го средняя зарплата рабочих на предприятии составила 118 тысяч тенге, и 176 тысяч тенге получают инженерно-технические работники.
- Если компания повысит оклады — это прямой путь к сокращению рабочих мест, — считает профсоюзный лидер.
По словам Умарова, и китайские, и казахстанские рабочие получают одинаково, никаких конфликтов на национальной почве нет, иногда случаются бытовые стычки, но проблемы быстро решаются. Китайцы, по мнению профсоюзника, «жестко относятся к таким вещам, наказывают своих граждан».
В финпол на директора
Бывший работник Максат Мухамеджанов, уволившийся из «Великой стены» по собственному желанию несколько лет назад, написал заявления на Ху Эртая в финансовую полицию и акиму Актюбинской области Архимеду Мухамбетову. В нем он сообщил, что с 2008 года с назначениемг-на Эртая генеральным директором в компании буйным цветом расцвела коррупция.
«Появились какие-то фирмы: «Азия-Африка», «Космо-сервис», «Антаойл» и еще одна по поставке материалов. Необходимо проверить принадлежащие «Азия-Африка» и трем другим фирмам автомобили и технику: четыре крана, легковые машины и внедорожники. Считаю, что эта техника арендуется по завышенным ценам, все фирмы — китайские, благодаря им Ху Эртай отмывает миллионы тенге», — пишет в своих заявлениях Мухамеджанов.
Что касается дискриминации, то, как говорят Мухамеджанов и Караманов, китайские мастера запрещают разговаривать на казахском языке и стараются вести все делопроизводство на китайском и русском, хотя по закону должны делать это на государственном языке. Большинство рабочих не понимают предлагаемую им документацию.
В ближайшее время уволенные работники собираются провести пресс-конференцию в Астане, чтобы привлечь внимание столичной общественности к проблемам в компании.
Оригинал статьи: