Таджикистан столкнулся с дефицитом иностранной валюты. Панику на рынке власти республики пытаются снять путем ужесточения валютного контроля. DW рассказал подробнее о ситуации в этой стране.
В Таджикистане усилен контроль над валютными операциями, пишет DW. С 17 апреля власти страны закрыли все частные обменные пункты. По официальным данным, их было более 800. Теперь купить или продать, например, доллары люди могут только в точках, подконтрольных коммерческим банкам, указав при этом свои личные данные.
Неоднозначная оценка
Таджикские чиновники успокаивают население, заявляя, что ограничения носят временный характер. “Мы пошли на эти меры с целью предотвратить искусственное повышение спроса на иностранную валюту”, — заявил 22 апреля на встрече с предпринимателями в Душанбе заместитель главы Национального банка Таджикистана Джамшед Юсуфиен.
Между тем в экспертном сообществе действия таджикского регулятора восприняли без энтузиазма. Так, председатель правления ЗАО Akcessbank Tajikistan с частичным участием немецкого капитала Катарина Шахтнер заявила DW, что решение Нацбанка в отношении “обменников” можно оценить двояко. С одной стороны, оно нацелено на упорядочение валютного рынка в стране, с другой же — несет риски.
“Если вся валюта будет крутиться в банковской системе, это, конечно же, поможет экономике. Но нужно учитывать еще и вероятность появления теневого валютного рынка, который будет обслуживать потребности частных предпринимателей в Таджикистане”, — отметила Шахтнер. И добавила, что считает закрытие частных обменных пунктов не лучшим способом решения валютных проблем в стране.
Каким будет результат?
Такой же точки зрения придерживается и таджикский финансовый аналитик Бехруз Химо. По его словам, национальная валюта сомони по отношению к доллару с апреля 2014 года обесценилась почти на треть. Положительный же эффект от нынешних ограничений может быть только краткосрочным. Так, регулятор, возможно, остановит панический обвал курса национальной валюты. В средне- и долгосрочной же перспективе ничего хорошего ждать не стоит, уверен эксперт.
По его мнению, в Таджикистане возникнет черный рынок валюты и вырастет уровень коррупции. “Кроме того, упадут налоговые доходы государства, увеличится оборот теневой экономики, страна станет менее привлекательной не только для иностранных, но и внутренних инвестиций. Что же касается сомони, то он все равно станет падать”, — полагает Химо.
Наблюдатель считает, что рано или поздно частные пункты обмена валюты в Таджикистане нужно было начать регулировать. Они обязаны работать цивилизованно, а права потребителей их услуг должны быть защищены. “Но это следовало делать в стабильное время, а не в период кризиса”, — считает Химо.
Таким образом сегодня в Таджикистане остались только обменные пункты, подконтрольные банкам. Но здесь иностранную валюту лишь принимают, но реализовывают неохотно. В этом убедился корреспондент DW, посетив ряд валютных точек. На вопрос — можно ли купить доллары или евро, как правило, звучал стандартный ответ — “валюты нет”. Выяснилось, что также сложно разменять крупную денежную купюру на несколько мелких.
Почему падает сомони?
Валютные скачки в Таджикистане начались в 2014 году. Эксперты связывают это с рядом факторов. В первую очередь — с сокращением денежных переводов трудовых мигрантов из России на фоне экономических трудностей в РФ и ужесточения правил пребывания иностранцев в этой стране.
В минувшем году таджикские рабочие перевели на Родину средства, равные примерно 3,5 миллиарда долларов США. В этом году, по прогнозу МВФ, их доходы упадут примерно на треть. Между тем в самом Таджикистане сохраняются весьма узкие каналы пополнения валютных резервов. Страна уже много лет имеет отрицательное сальдо во внешней торговле.
Еще одной причиной обесценивания сомони эксперты называют критически высокий уровень его привязки к доллару США. В этом можно убедиться, открыв любую газет, где размещена реклама. В разделе продажи и аренды люди указывают цены в американской валюте. “Даже во время обсуждения экономических проблем или презентации исследований в Душанбе все расчеты проводятся в долларах. Это отражает долларизованность не только экономики, но и нашего сознания”, — сетует Юсуфиен.
Надежда на мигрантов
По мнению Бехруза Химо, экономически обоснованный курс доллара США к национальной валюте с учетом нынешнего платежного баланса и сокращения валютных поступлений находится на уровне не менее 7,5 сомони за доллар. “Во избежание паники и расходования резервов Нацбанка, нужно разом отпустить курс до этого значения, потому что рано или поздно сомони сам к этому уровню придет”, — рекомендует эксперт.
Финансовый аналитик полагает, что запрещать и закрывать “обменники” бесполезно. Властям нужно бороться с монополизмом и хотя бы на время предоставить максимально благоприятный режим для импортеров базовых товаров — продуктов, лекарств и топлива. “Это позволит избежать резкого роста цен и недовольства населения”, — полагает Химо.