Заслуживающих комментирования событий на этой неделе хватало: новое обвинение в адрес экс-акима Карагандинской области Бауржана Абдишева, судебный приговор экс-вице-министру сельского хозяйства РК Муслиму Умирьяеву и прием главой государства акима Астаны Имангали Тасмагамбетова.
Начнем с последнего. В понедельник «продукт Назарбаева» (так с легкой руки самого Имангали Нургалиевича и газеты «Республика», опубликовавшей больше десяти лет назад его интервью с этими знаковыми словами, называют в народе) был принят самим Назарбаевым.
Согласно официальному сообщению Акорды, встреча прошла в дружеской и рабочей обстановке. Однако удивила сухость пресс-релиза — всего-то десять строк констатации факта и больше ничего. Хотя по своему статусу Имангали Тасмагамбетов должен был, выйдя от елбасы, тут же выступить на брифинге перед журналистами.
Однако этого не случилось. Плюс в пресс-релизе нет описания достижений столицы под руководством Тасмагамбетова. Подобная скромность заставляет предположить, что акимом Астаны недоволен или сам «лидер нации», или его верные соратники — Нурлан Нигматулин и Карим Масимов. Ведь именно руководитель администрации президента и премьер-министр сегодня больше других влияют на акординскую информполитику.
Как бы то ни было, сегодня Имангали Нургалиевич, пожалуй, единственная фигура в правящей элите, которая может оппонировать триумвирату Масимов ‑Спреемственности власти возглавить оппозицию. Все остальные кланы или резко ослаблены в результате репрессий, или «построились».
«Не воруй, а то посадють»
Что касается нового обвинения против экс-акима Карагандинской области Бауржана Абдишева и десяти лет лишения свободы, назначенных экс-министру сельского хозяйству РК Муслиму Умирьяеву, то они интересны и как часть кампании против двух крупных казахстанских политических кланов, а именно «южан» и «карагандинцев», и как некий общеполитический ориентир-указание для чиновников — «не воруй, а то посадють».
Бауржану Абдишеву преемник финансовой полиции, Агентство РК по делам госслужбы и противодействию коррупции, теперь вменяет также получение взятки в особо крупном размере. По информации газеты «Время», показания против него дала некая сотрудника фирмы «Сталь Монтаж». По ее словам, Абдишев получил от этой компании 12 миллионов тенге за допуск к работам по госзаказу.
Теоретически такое возможно, поскольку на вверенной им территории казахстанские акимы и цари, и боги, и воинские начальники. Недоверие вызывают только обстоятельства, при которых были даны эти показания: женщину задержали, она провела несколько дней за решеткой, после чего вдруг решила признаться. И как только она это сделала, предпринимательницу тут же отпустили на свободу.
В данном случае интересно то, что механизм репрессий, которые Акорда применяла раньше только против оппозиционных Акорде групп, например Мухтара Аблязова и Рахата Алиева, теперь активно задействуются в межэлитных разборках. Такое ощущение, что казахстанские правоохранительные органы научились «клепать» «организованные преступные группы» и теперь используют эти навыки и в неполитических целях.
Достаточно вспомнить, что организованными преступными группами «обзавелись» и семья Храпуновых, и братья Бергей и Аманжан Рыскалиевы. Теперь подобная участь грозит также министру обороны Серику Ахметову и председателю совета директоров ФНБ «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву.
Причем первому намного сильнее, чем второму, поскольку между Шукеевым и Умирьяевым есть прокладка в лице министра сельского хозяйства РК Асылжана Мамытбекова, а между Ахметовым и его братом и сыном, а также Бауржаном Абдишевым таковая отсутствует.
Судя по тому, что немедленно после оглашения обвинительного вердикта экс-вице-министру сельского хозяйства РК началась информационная атака на Мамытбекова, при этом атакующие используют его неосторожное обещание подать в отставку, если его заместителя суд признает виновным, то скоро может произойти очередное обновление казахстанского правительства.
Что же касается дела Бауржана Абдишева, то оно пока находится на стадии предварительного следствия и до судебного процесса и обвинительного приговора еще далеко, не меньше полугода. Однако если события будут разворачиваться быстрее, это станет свидетельством того, что люди, заказавшие это мероприятие, торопятся. И вот тогда встанет вопрос, почему и куда они торопятся?
Похоже, игр не избежать
На фоне этих знаковых событий, которые, с одной стороны, заставляют отечественных чиновников бояться всего, в том числе брать на себя ответственность за что-то, а с другой — принуждают их обворовывать госбюджет и брать взятки чаще и больше, пока не посадили, лучше всего характеризует нынешнее самочувствие «слуг народа» словосочетание «положение хуже губернаторского».
Другое дело, что не все они рискуют быть отведенными за руку в суд. В стране есть целая категория лиц, которые имеют статус неприкасаемых. Один из них на этой неделе напомнил о себе. Темирхан Досмухамбетов, пожалуй, впервые после убийства 15 человек на пограничном посту «Арканкерген» и судебного процесса над Владиславом Челахом обозначился в информационном пространстве страны.
Дело в том, что теперь только Алматы и Пекин в списке претендентов на проведение зимних Олимпийских игр 2022 года. На днях республику посетил глава МОК Томас Бах, который высоко оценил шансы бывшей столицы Казахстана стать на время спортивной столицей мира. И принимавший его председатель Национального олимпийского комитета РК Темирхан Досмухамбетов дал интервью журналисту sport.zakon.kz.
По словам Темирхана Мынайдаровича, на проведение зимней Олимпиады 2022 года в Алматы, по грубым подсчетам, с учетом того, что в городе уже есть почти вся инфраструктура и многие спортивные объекты, затраты будут небольшими — всего 7—8 миллиардов долларов.
Напомним, это сверх госрасходов на зимнюю Универсиаду-2017, для которой строятся «деревня» на пять тысяч человек, Ледовый дворец на 12 тысяч мест с ареной, раскаточной площадкой и бассейном, а также Ледовая арена с раскаточным катком на 3 тысячи мест.
Вице-министр культуры и спорта РК Тастанбек Есентаев, выступивший на эту же тему на телеканале «Алматы», заявил в свою очередь, что если Алматы получит право провести зимние Олимпийские игры 2022 года, то правительство использует смешанную модель финансирования, когда доля государственного участия будет 33%, а все остальное за счет инвесторов.
Учитывая нашу практику, когда инвесторов приходится загонять в подобные проекты силой, да еще кредитовать через госхолдинг «Байтерек» и его дочерние структуры, все эти сверхдорогие имиджевые проекты, начиная от ЭКСПО-2017 и кончая зимними Олимпийскими играми, возможны только при одном условии — политической воле Нурсултана Назарбаева. Потому что именно он принимает решения о выделении средств из последнего доступного казахстанским властям крупного источника средств — Нацфонда РК.
Факты и цифры
Ну а завершить наш обзор событий недели мы хотим тремя мазками, которые характеризуют нашу страну с самых разных сторон.
На этой неделе в информационном пространстве страны засветилась еще одна заметная в прошлом фигура — Абдсаттар Дербисали. Бывший верховный муфтий Казахстана, возглавлявший одновременно Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) двенадцать с половиной лет, вернулся на круги своя.
Но не на дипломатическую службу, откуда был призван Назарбаевым возглавить казахстанских мусульман, а в науку — теперь Дербисали директор института востоковедения имени Р. Сулейменова.
А засветился он тем, что обнаружил в Испании еще десять трактатов средневекового мыслителя аль-Фараби, а также неизвестные нашим ученым письменные источники в Марокко. С одной стороны, радует, что господин Дербисали в хорошей научной форме, с другой — заставляет сомневаться в качестве казахстанской исламской уммы, то есть религиозной общины.
Согласитесь, невозможно представить, чтобы главой Русской православной церкви вдруг был избран человек со стороны, пусть даже выдающийся ученый-религиовед. Или чтобы папа римский, покинув Ватикан, возглавил светский научно-исследовательский институт, пусть и по своей профильной специальности. В Казахстане же такое возможно, и это говорит о качестве религии куда больше, чем вновь построенные мечети в Астане и Алматы.
Другой многозначительный факт это та бережность, с которой Акорда отнеслась к «Альянс Банку». Напомним, что в отличие от «БТА Банка» там не было обнаружено «организованной преступной группы», а бывший председатель правления отделался девятимесячной отсидкой в СИЗО и легким приговором, а теперь вовсю «зажигает» в Bank RBK. И эта традиция бережного отношения продолжается.
Недавно «Альянс Банк» объявил о второй реструктуризации внешней задолженности и сейчас проводит роуд-шоу, чтобы найти новых инвесторов. Самое удивительное, что у него это может получиться, поскольку людей, чьи капиталы сегодня оказались под угрозой на Западе, в последнее время значительно выросло. А тут прекрасная возможность вложиться в финансовый институт, который затем будет объединен с «Темiрбанком» и ForteBank, да еще при патронаже еще одного очень влиятельного человека в Акорде — Булата Утемуратова.
Судя по тому, что «Казкоммерцбанк» вместе с Тимуром Кулибаевым заставили выкупить практически весь госпакет акций «БТА Банка», а Утемуратова обязали приобрести только миноритарный пакет, оставив контрольный ФНБ «Самрук-Казына», Булат Джамитович пока еще остается в силе.
Ну и последняя новость, о которой мы хотим рассказать нашим читателям, — статистика миграции за январь-август 2014 года.
По официальным данным Комитета по статистике, за восемь месяцев текущего года число зарегистрированных прибывших в Казахстан составило 10827 человек, уменьшившись на 23,2% по сравнению с показателем соответствующего периода прошлого года. Тогда как число выбывших составило 18417 человек, увеличившись по сравнению с январем-августом 2013 года на 15,8%.
Весьма показательные цифры, не правда ли? И то, что сальдо миграции отрицательное — выезд превышает въезд на 7590 человек. И то, что число прибывших сократилось, а убывших возросло.
Продолжаются активные миграционные перемещения и внутри страны. Число внутренних мигрантов за первые восемь месяцев текущего года выросло на 52452 человека или 26%, при этом положительное сальдо миграционного обмена наблюдается в Астане, Алматы, Мангистауской, Атырауской и Актюбинской областях. Во всех остальных регионах идет убыль.
Понятно, что люди убегают из страны или переезжают в нынешнюю и бывшую столицу и три нефтедобывающие области не просто так, а потому что их гонит нужда, желание улучшить свою жизнь или невозможность выживать на прежнем месте.
В связи с этим вопрос «на засыпку» нашему правительству — что можно было бы сделать для народа на десяток миллиардов долларов, которые Акорда в итоге потратит на ЭКСПО-2017, зимнюю Универсиаду-2017 и зимнюю Олимпиаду-2022?