Феликс Сатер, выходец из Москвы, некогда входивший в ближний круг Дональда Трампа, проиграл гражданский процесс, в котором его обвиняли в помощи богатому казаху в отмывании миллионов долларов через американскую недвижимость, включая квартиры в башне Трампа SoHo.
В среду федеральное жюри присяжных на Манхэттене вынесло вердикт в пользу города Алматы (Казахстан) и одного из крупнейших кредиторов страны, БТА Банка, присудив более 32 миллионов долларов США в качестве компенсации ущерба, включая проценты, по словам адвоката истцов, Мэтью Л. Шварца из Boies Schiller Flexner LLP.
Проигрыш в суде — это неудача для Сатера, скандально известного деятеля в сфере недвижимости, который когда-то имел офис в Trump Tower. “Я не согласен с вердиктом и буду подавать апелляцию”, — сказал Сатер в телефонном интервью. Вердикт еще не опубликован в судебной картотеке.
“Для нас большая честь, что мы смогли представить эти доказательства американским присяжным, и мы очень рады вердикту в пользу наших клиентов, включая наложение присяжными штрафных санкций за преднамеренное и особенно морально виновное поведение Феликса Сатера”, — сказал Шварц, избранный председатель и управляющий партнер Boies Schiller.
Глобальные усилия по восстановлению
Алма-Ата и БТА утверждают, что Сатер помог Ильясу Храпунову отмыть часть из примерно 6 миллиардов долларов, предположительно награбленных из банка его тестем, бывшим председателем БТА Мухтаром Аблязовым, в годы, предшествовавшие финансовому кризису. Это дело является частью глобальных усилий БТА по возвращению денег, которые якобы были выкачаны из банка через сеть подставных компаний и фиктивных кредитов.
Алма-Ата утверждает, что часть отмытых денег была украдена у города отцом Храпунова, когда тот был мэром, путем коррупционной продажи муниципальной земли.
Сатер, который в 2011 году раздавал визитки с указанием себя как “старшего советника Дональда Трампа”, отверг эти обвинения. Но он дал показания, что солгал, когда помогал Храпунову скрыть свою роль в выгодных сделках, чтобы избежать всемирного постановления о замораживании активов, связавшего активы его семьи. Сатер якобы заработал на этом миллионы.
“По закону я не был обязан сообщать продавцу, покупателю о чем-либо, рассказывать кому-либо о грязном белье сделки, над которой я работал”, — свидетельствовал Сатер 18 июня в ходе почти трехнедельного судебного разбирательства. “У них был отдел должной осмотрительности. Если они его находили, они его находили. Если не находили, то не находили”.
Инвестиции, ставшие предметом разбирательства, включали в себя несколько объектов в Trump SoHo, торговый центр в Огайо и сделки с частным капиталом.
Советник Трампа
78-летний Трамп не является подсудимым и не обвиняется в правонарушениях по этому делу, но судебный процесс привлек новое внимание к сделкам Трампа в ходе его кампании по возвращению в Белый дом, в том числе к его связям с Россией до выборов 2016 года. Сатер, который консультировал Трампа по вопросам инвестиций в недвижимость и в какой-то момент возглавил его неудачную попытку построить московский небоскреб, был одним из многих свидетелей, допрошенных в рамках расследования Специальным советником Робертом Мюллером предвыборной кампании Трампа в 2016 году.
Сатер встречался с Храпуновым в Trump Tower, чтобы обсудить отмывание якобы украденных денег, и лично организовывал встречи между богатым казахом и Трампом для обсуждения возможных инвестиций, говорится в жалобе БТА и Алматы. Однако банк и город приложили немало усилий в судебных документах, чтобы дистанцировать Трампа от обвинений.
“Нет никаких предположений о том, что Ильяс или Сатер раскрыли г‑ну Трампу незаконное происхождение похищенных средств или что г‑н Трамп совершал какие-либо неправомерные действия в связи с Ильясом Храпуновым”, — говорится в иске.
Ударил ножом брокера-соперника
Сатер, работавший в Bear Stearns и других фирмах Уолл-стрит в 1980‑х годах, отбывал срок в тюрьме за то, что в 1991 году во время драки в баре на Манхэттене ударил конкурента-брокера по лицу разбитым стаканом из-под маргариты, что привело к стойкому повреждению нервов у жертвы.
Позже он признал себя виновным в рэкете и участии в мошенничестве с акциями, в результате которого инвесторы лишились более 40 миллионов долларов. Чтобы избежать тюрьмы, Сейтер работал информатором в прокуратуре США, расследовавшей роль мафии на Уолл-стрит. В БТА говорят, что Сатер обратился к недвижимости после того, как в 1999 году ему запретили продавать ценные бумаги.
Приговор, вынесенный в среду, является последним юридическим поворотом для одного из самых ярких людей в орбите Трампа. В 2018 году BuzzFeed News сообщил, что Сатер более двух десятилетий проработал разведывательным агентом правительства США.
Храпунов отрицает свою вину. Ранее он заявлял, что управлял инвестициями своей семьи на законных основаниях, и отрицал, что его швейцарская компания была прикрытием для его тестя или что он отмывал какие-либо доходы, полученные нечестным путем. Аблязов также последовательно отрицает свою вину.
Дело «Город Алматы против Сатера», 19-cv-02645, Окружной суд США, Южный округ Нью-Йорка (Манхэттен).
Переведено с помощью DeepL.com
Источник: Bloomberg