Отец Бергея Рыскалиева написал предсмертное письмо президенту Нурсултану Назарбаеву. В нем старик просил главу государства отдать ему хотя бы кости его сыновей — Бергея и Аманжана. Больше года братья Рыскалиевы не выходят на связь со своей семьей, которая считает, что они не покидали страну и скорее мертвы, чем живы.
В начале октября в Актобе скончался 78-летний Саулебай Рыскалиев — отец экс-акима Атырауской области Бергея Рыскалиева и его брата — в прошлом депутата Мажилиса Аманжана Рыскалиева. Все последние месяцы, недели и дни своей жизни он не пропускал ни одного выпуска новостей. Но исчезнувшие сыновья никак не давали о себе знать. Не появились и не позвонили они домой и после смерти отца.
Информированный источник рассказал нам, что Саулебай Рыскалиев перед смертью написал письмо президенту Казахстана, в котором просил Нурсултана Назарбаева выдать ему останки его детей, если они мертвы, или сказать, в какой тюрьме они содержатся, если живы. Ответа не было.
Родственники братьев Рыскалиевых в большинстве своем уверены, что Бергей и Аманжан не покидали Казахстан. По словам человека, близкого к семье Рыскалиевых, все сбежавшие от преследования властей приближенные экс-акима Атырауской области, в том числе зять, ни разу не встречались и не созванивались с Бергеем или Аманжаном. Братья вообще ни разу за все это время не вышли на связь с родными. А информация о том, что парочку видели в фешенебельном баре в Лондоне, по их мнению, является уткой. Ее специально запустили в СМИ, чтобы никто не искал братьев.
Напомним, их обвиняют сразу по нескольким тяжким статьям уголовного кодекса Казахстана: в хищении бюджетных средств, получении взяток в особо крупном размере и создании организованной преступной группировки. Оба объявлены в международный розыск. В скором времени должен пройти суд. Но будет ли он заочным, как это было в случае с Рахатом Алиевым, или Рыскалиевых доставят на процесс?
По информации источника из окружения Рыскалиевых, вся собственность родственников экс-акима арестована, счета заморожены. Рыскалиевы, проживающие в Актобе и Атырау, лишены всякой возможности зарабатывать.
Но почему же тогда старший брат Бергея и Аманжана Сергей продолжает разъезжать по Актобе на авто Lexus LX 570, стоимостью свыше ста тысяч долларов, поинтересовались мы. Оказывается, по словам источника, машину он взял у друга во временное пользование, своего автомобиля у него сейчас нет.
Вообще, отец и старший брат Бергея и Аманжана проживали в Актобе с начала девяностых годов и в скандальных историях не были замечены. По рассказам знающих их людей, они никогда не имели больших денег, и скорее относились к бизнесменам средней руки.
Между тем еще один представитель клана Рыскалиевых — 42-летняя Гульжанар, тоже находится с розыске. Ее обвиняют с организации убийства крупного актюбинского бизнесмена Талгата Кожахметова. Он был убит в 2005 году, довольно скоро исполнители были задержаны и осуждены на длительные тюремные сроки.
До 2013 года следственные органы не выдвигали версий о причастности кого-либо из Рыскалиевых к убийству бизнесмена. Одной из версий убийства была месть родственников жены Талгата. За несколько месяцев до гибели бизнесмен насмерть забил свою супругу бейсбольной битой. Виновность бизнесмена ни у кого не вызывала сомнений, но через несколько дней после задержания он был выпущен на свободу, а все обвинения с него сняты.
Почему? Говорят, актюбинские полицейские и прокуроры не смогли устоять перед соблазном, ибо, по слухам, чтобы закрыть уголовное дело, Талгату пришлось заплатить около полумиллиона долларов США.
Но как возникла версия о причастности Рыскалиевых к убийству Кожахметова? Оказывается, Талгат и Бергей с середины 90‑х годов и до момента отъезда Бергея в Атырау в начале 2000‑х были компаньонами в бизнесе: вино-водочная компания «Аяжан», ресторанный бизнес, крупные тендеры…
В бизнес были вовлечены многочисленные друзья и родственники Бергея и Талгата. Например, Аманжан по прозвижу Акаман управлял ночным клубом «Азия», а Гульжанар занималась продуктами питания и поставками в СНПС «Актобемунайгаз». Но после отъезда Бергея из Актобе в Атырау, между Талгатом и Гульжанар произошел серьезный конфликт. Говорят, дошло до того, что Кожахметов запретил пускать Рыскалиеву в ее офис — здание бывшей типографии по улице Рыскулова. Попытки прорваться с помощью силы ни к чему не привели, и только после вмешательства самого Бергея, попросившего Талгата сесть за стол переговоров, конфликт был урегулирован.
Видимо, это давнее противостояние и стало поводом для возбуждения уголовного дела против Гульжанар как предполагаемой заказчицы убийства Талгата. Ее описывают как даму властную, склонную к конфликтам и очень злопамятную. Говорят, что она послала крепких ребят разобраться с Талгатом, но приказ был избить и напугать бизнесмена. Однако жертва оказала достойное сопротивление, и преступники перегнули палку.
Так ли это было на самом деле? Ответов нет. Ибо задержать Гульжанар, Бергея и Аманжана Рыскалиевых правоохранительным органам не удалось, по крайней мере, официальной информации об их поимке нет.
Поэтому родственники и близкие к Рыскалиевым люди не сбрасывают со счетов версию отца братьев о том, что они все уже мертвы. Тот же наш источник утверждает, что если бы братья Рыскалиевы находились за пределами страны, например, в Европе, то они уже выступили бы с разоблачительными материалами, направленными против казахстанских властей. У них таких документов могло быть предостаточно.