В пятую годовщину выпуска Панамских документов эксперты говорят, что есть прогресс в борьбе с грязными деньгами, но необходимо гораздо больше.
В мае 2016 года, через несколько недель после того, как сотни журналистов опубликовали массовое разоблачение тайных финансовых сделок и укрытий политиков, мошенников и знаменитостей, опубликованных в Панамских документах, группа мировых лидеров — смущенная, возмущенная или знавшая хорошую возможность для СМИ, увидев ее — встретились в Лондоне, чтобы осудить глобальный поток грязных денег.
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, президент Нигерии Мухаммаду Бухари, заместитель министра иностранных дел Эмиратов Анвар Гаргаш и другие подписали Глобальную декларацию против коррупции — благородное соглашение о борьбе с анонимными подставными компаниями, остановке юристов и бухгалтеров, которые помогают коррумпированным чиновникам, и повышению прозрачности для предотвращения уклонения от уплаты налогов.
Спустя пять лет после того, как Международный консорциум журналистов-расследователей и более 100 медиа-партнеров выпустили «Панамские документы», борьба с офшорной финансовой секретностью и уловками продолжается — со смесью побед и неудач и новых битв.
Кэмерон ушел из политики, но только после того, как отказался от призывов к его отставке и прошел через то, что Guardian назвал «худшей неделей его профессиональной жизни» после того, как разоблачения Панамских документов заставили его признать, что он извлекал выгоду из офшорного траста, созданного его отцом. Нигерия Бухари по-прежнему теряет миллиарды в год из-за коррупции и уклонения от уплаты налогов. В прошлом году Объединенные Арабские Эмираты получили язвительные табели успеваемости от мировых экспертов, которые назвали их привлекательным местом для преступников.
В то время как Панамские документы отправляли преступников в тюрьму и заставляли других потенциальных преступников дважды подумать о том, где спрятать нечестные доходы, мешанина изрешеченного лазейками законодательства, ориентированных на прибыль налоговых убежищ и сообразительных средств по-прежнему способствует процветанию финансовых преступлений.
«Что касается усугубления серьезности проблемы, мы находимся на правильном пути», — сказал Аттия Варис , профессор налогового права и политики Университета Найроби, Кения. «Проблема так долго заключалась в том, что все это происходило в очень темных местах — люди даже не подозревали об этом».
Но, предупреждает Варис, мировая финансовая система остается несбалансированной. «Произошли улучшения в прозрачности, но они в основном пошли на пользу более богатым странам», — сказал Варис.
Оффшорная система настолько велика и настолько укоренилась, что ее демонтаж или даже реформирование — это не то, что можно сделать за несколько лет.
«Вы должны продолжать настаивать», — сказала Лакшми Кумар , директор по политике в Global Financial Integrity, исследовательской и пропагандистской группе. «Разработка политики — это не мгновенный процесс».
По ее словам, до «Панамских документов» дискуссии о том, как бороться с грязными деньгами, велись между правительственными чиновниками, банкирами и другими корпоративными участниками офшорной системы. Группы гражданского общества «были лишь второстепенными игроками. Нас даже не было в комнате ».
Но Панамские документы вдохновили активистов по борьбе с коррупцией и предоставили им реальные примеры, которые они использовали, чтобы протолкнуть свой путь и выступить за более жесткие глобальные стандарты и более жесткие национальные законы, сказал Кумар.
По ее словам, в долгосрочной перспективе продолжающиеся финансовые скандалы не являются признаком неудачи в борьбе. Это поучительные данные, показывающие путь к реальной реформе — «говорят нам, что мы делаем правильно, а что делаем неправильно» с точки зрения политики и того, как ее применять.
Достижение прозрачности
Несмотря на растущее число законов, отменяющих анонимные компании, многочисленные анализы показывают, что ни одна страна не достигает уровня прозрачности, необходимого для пресечения финансовых преступлений.
Базирующаяся в Берлине некоммерческая организация Transparency International обнаружила, что, хотя многие страны обещали запустить реестры прав собственности, конкретные действия «в целом задерживаются». Из немногих существующих публичных регистров большинство находится в Европе. По данным Tax Justice Network , в Африке только три страны имеют достойную регистрацию права собственности. Другие страны создают лазейки для трастов или не требуют обнародования информации, как выяснило TJN.
За годы, прошедшие после публикации Панамских документов, расследования ICIJ выявили аналогичные ограничения. Прошлогоднее расследование FinCEN Files, партнерство ICIJ с BuzzFeed News и более чем 100 другими медиа-партнерами, показало, как сотни компаний, созданных в Великобритании, помогли скрыть миллиарды долларов в виде подозрительных платежей.
Несмотря на закон, который требует от большинства британских компаний раскрывать владельцев, контролирующих более 25%, некоторые компании не предоставляют информацию или не заявляют, что их владельцы являются подставными компаниями, зарегистрированными в таких отдаленных налоговых убежищах, как Сейшельские острова.
Кумар сказал, что предстоит проделать большую работу, чтобы раскрытие информации о корпоративной собственности в Великобритании и других странах было точным и полезным. Но поскольку мир пытается разрушить секретность, скрывавшую систему на протяжении десятилетий, по ее словам, «даже плохая информация лучше, чем ее отсутствие. Потому что неверная информация дает вам возможность задавать вопросы и привлекать к ответственности ».
“Лобби уклонения от уплаты налогов”
После Панамских документов в ключевых налоговых убежищах произошел крах своей бизнес-модели. В конце 2016 года, через несколько месяцев после расследования Panama Papers, Британские Виргинские острова сообщили о 30% ‑ном снижении количества новых компаний по сравнению с тем же периодом годом ранее.
Другие нации, большие и малые, возникли, чтобы заполнить пустоту. Соединенные Штаты во главе с такими убежищами секретности, как Делавэр и Южная Дакота, агрессивно ухаживают за иностранными деньгами. Соединенные Штаты отказываются присоединиться к так называемому Единому стандарту отчетности — глобальному соглашению, в соответствии с которым более 100 стран и территорий автоматически предоставляют друг другу финансовую информацию, касающуюся неграждан.
Мне кажется, что «лобби уклонения от уплаты налогов» сильнее, чем можно было бы подумать.- Гэри Калман, Transparency International
«Я думаю, что движение западных и развитых стран по очистке затруднит (хотя и не невозможно) перевод денег даже в другие юрисдикции», — сказал ICIJ Гэри Калман, глава Transparency International в США.
«Тем не менее, нам еще предстоит многое сделать, чтобы закрыть пробелы в наших законах», — добавил Калман, указав на лазейки для инвестиционных консультантов, криптовалют и рынка недвижимости. «Мне кажется, что« лобби уклонения от уплаты налогов »сильнее, чем можно было бы подумать».
Еще один налоговый рай — это Объединенные Арабские Эмираты, которые в 118 раз меньше Соединенных Штатов. В прошлом году Глобальный наблюдательный орган по борьбе с отмыванием денег, Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, раскритиковал ОАЭ за плохие показатели сдерживания финансовых преступлений. Короткий список уголовных преследований Эмиратов, несмотря на хорошо известные риски, был «особенно тревожным», — заявила FATF. С тех пор страна объявила о репрессиях в отношении нескольких банков и юридических фирм.
ICIJ продолжает борьбу
После публикации Панамских документов ICIJ и его партнеры работали вместе еще над шестью расследованиями грязных денег и финансовой тайны — Paradise Papers , West Africa Leaks , Bribery Division , Mauritius Leaks , Luanda Leaks и FinCEN Files .
Проект ICIJ Luanda Leaks в 2020 году, который каталогизировал инсайдерские сделки и рост ангольской миллиардерши Изабель душ Сантуш, а также соучастие ее советников и юристов, показал, что компания в Дубае, контролируемая близким другом, получила 38 миллионов долларов за часы после увольнения душ Сантуш в качестве главы государственной нефтяной компании.
В то время как одни мошенники и политики будут выбирать новые дома для своих подставных компаний, другие присматриваются к продуктам и услугам, ценность которых для отмывания денег труднее понять следователям.
Низкозатратные подставные компании по-прежнему позволяют взяткодателям или взяточникам быстро перемещать испорченные наличные деньги по всему миру. Но более сложные схемы привлекли внимание правоохранительных органов.
В прошлом году просочившийся отчет ФБР выдвинул на первый план частный акционерный капитал почти на 10 триллионов долларов как инструмент отмывания денег. В отчете говорится, что преступники интегрируют грязные деньги в инвестиции, предлагаемые хедж-фондами и другими механизмами.
По словам экспертов, отмыватели денег также используют легитимный внешний вид международной торговли, чтобы перемещать грязные деньги по всему миру .
В рамках расследования FinCEN Files ICIJ сообщил, что Объединенные Арабские Эмираты и Соединенные Штаты не смогли привлечь к ответственности Kaloti Jewellery Group, несмотря на то, что рабочая группа под руководством США установила, что торговец и переработчик покупали золото у продавцов, подозреваемых в отмывании денег для торговцев наркотиками и другие преступники.
Признавая, что все более изощренные схемы не являются детищем одних только преступников, страны и глобальные организации обратили внимание на юристов, бухгалтеров, инвестиционных менеджеров и других консультантов. В феврале Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала свое первое исследование так называемых «профессиональных пособников» преступной деятельности.
Эти факторы влияния «подрывают не только верховенство закона, но и их собственную профессию», — заявила ОЭСР, сославшись на расследование ICIJ, направленное на привлечение внимания общественности к их роли, и с призывом к странам помешать деятельности сторонников.
После расследования Luanda Leaks регулятор ценных бумаг Португалии рекомендовал привлечь к уголовной ответственности аудиторские компании, работавшие на душ Сантуш. Регулирующий орган обнаружил аудиторов, которые не остановили возможное отмывание денег и не сообщали властям о подозрительных транзакциях, когда сталкивались с «достаточными причинами», чтобы подозревать, что транзакции «могут быть связаны со средствами от преступной деятельности».
Спустя более года после этого расследования никаких обвинений не было объявлено.
Источник: https://www.icij.org/