Кыргызские парламентарии отложили принятие неоднозначных законопроектов об иностранных агентах и гей-пропаганде и отозвали изменения в Конституцию. Причина, по мнению некоторых экспертов, очевидна – Бишкек побоялся остаться без спонсорской помощи от Евросоюза на поддержку бюджета и проведение парламентских выборов этой осенью.
<!– Основной контент (Начало) –>
Напомним, что в Кыргызстане действует мораторий на изменения в Основной закон страны до 2020 года, однако в апреле этого года лидер фракции «Ар Намыс» Феликс Кулов предложил внести поправки в Конституцию КР. Его инициатива вызвала в обществе неоднозначную реакцию.
Перекройка Конституции
«Предлагается преобразовать Совет обороны в Совет безопасности. Эта норма приведет к тому, что президент расширит круг своих и так немалых полномочий. Также предлагается избирать председателя Верховного суда и его заместителей большинством голосов депутатов на пять лет по представлению президента. Сейчас их избирает состав Верховного суда сроком на три года. Принятие этой нормы усилит зависимость судей от аппарата президента», — поделился своими опасениями с журналистами депутат Омурбек Абдырахманов.
Также предлагалось упразднить Конституционную палату, наделив ее совещательными полномочиями. Сегодня она состоит из 12 судей, находится в составе Верховного суда, и ее решения обжалованию не подлежат. Другими словами, Конституционная палата — единственный орган в Кыргызстане, который может заблокировать решения парламента или президента. Эксперты полагали, что намерение убрать Конституционную палату как судебный орган вызвано желанием укрепить президентскую власть и постепенно перейти к президентской форме правления.
Кроме этого, Феликс Кулов предложил лишать мандата депутата если он покинул фракцию. Сейчас такие отказники, продолжают оставаться в Жогорку Кенеш как независимые депутаты. Все эти вопросы предлагалось вынести на референдум и провести его в один день с парламентскими выборами.
Как отмечал политолог Марат Казакпаев, вряд ли простые граждане будут кропотливо вникать в изменения и «избирателя опять обведут вокруг пальца и через референдум проведут необходимые для дальнейшего укрепления власти изменения». Однако Феликс Кулов пытался убедить несогласных в том, что эти «точечные изменения в Конституцию Кыргызстана не направлены на узурпацию власти».
Только после того как в Бишкеке начались акции протеста, а в Венецианской комиссии сравнили Кыргызстан по частоте переписывания Конституции с Гаити лидеры трех фракций, составляющих парламентскую коалицию большинства, Чыныбай Турсунбеков (СДПК), Омурбек Текебаев («Ата Мекен») и Феликс Кулов («Ар Намыс»), отозвали скандальный законопроект,
С формальной точки зрения инициаторы поправок в Конституцию прислушались к президенту Алмазбеку Атамбаеву, указавшему лидерам фракций на «недостаток времени, отведенного для предварительного обсуждения проекта закона». «Мы пошли навстречу просьбе Алмазбека Атамбаева и согласились отозвать законопроект. При этом надо отметить, что процесс запущен, и его уже не остановить. В следующем созыве депутаты его обязательно поднимут, так как сегодня все партии имеют свое видение по совершенствованию Конституции», — объяснился Феликс Кулов.
ЛГБТ и иностранных агентов пока не тронули
Парламентарии Кыргызстана решили также не принимать в окончательном виде законы, ставящие заслон пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений и вводящие понятие «иностранный агент».
Запрещающие поправки на пропаганду ЛГБТ-сообщества, предлагалось внести в УК КР, Кодекс об административной ответственности, в законы «О мирных собраниях» и «О средствах массовой информации». Поправки предполагали запрет на распространение в прессе фото, видео, текстовых материалов, «содержащих открытый или скрытый призыв к нетрадиционным сексуальным отношениям, таким как мужеложство, лесбиянство и других форм нетрадиционного сексуального поведения». Кроме того, законопроект жестко пресекал проведение гей-парадов.
Заметим, что проект предусматривал уголовное наказание на срок от 6 месяцев до 1 года лишения свободы за «формирование положительного отношения к нетрадиционным сексуальным отношениям при содействии средств массовой информации», либо штраф. Нет нужды говорить, что международные правозащитные организации и местные активисты НКО выступили резко против принятия законопроекта.
Такая же судьба постигла законопроект «Об иностранных агентах». Согласно документу, иностранными агентами должны были признаваться неправительственные организации деятельность которых «в Кыргызстане осуществляется на денежные средства, предоставленные иностранными государствами, и которые пользуются имуществом международных и иностранных организаций». Минюст КР получал право приостановить деятельность иностранных агентов на полгода, если организация не подала заявление о включении ее в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
Кроме этого, законопроект предусматривает обязательный отчет общественной организации по финансовым поступлениям и расходам. Если действия НКО не совпадают с заявленными целями, то Минюст КР мог исключить ее из реестра филиалов международных организаций и иностранных некоммерческих организаций.
Проект закона предусматривает также уголовную ответственность и лишение свободы на срок до трех лет за создание некоммерческой организации, деятельность которой направлена на «подстрекательство граждан к отказу от выполнения своего гражданского долга или к совершению иных незаконных действий».
Резко против принятия данного законопроекта выступили Венецианская комиссия, ОБСЕ, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и международные правозащитные организации. В результате, парламент Кыргызстана перенес рассмотрение законопроектов на осень этого года. «Мнения о них в обществе, среди депутатов очень разнятся. Поэтому документы требуют более широкого обсуждения», — пояснил председатель комитета по международным делам Жогорку Кенеш Каныбек Иманалиев.
Впрочем есть другое мнение, которое озвучила местная газета ResPublika. «Дело совсем не в процедурных вопросах, на которые указывали юристы. Европейский союз, который пообещал выделить 10 миллионов евро на проведение парламентских выборов, заявил «Белому дому», что если они намереваются совместить референдум с выборами, то денег не получат. То же самое им (властям страны) сказали по законопроектам об иностранных агентах и ЛБГТ. Не увидят они и 30 миллионов евро на поддержку бюджета, если эти законы пройдут в парламенте. Так что, сколько ни говорят наши парламентарии, что у нас парламентское управление, ничего подобного. Лидеры трех фракций ЖК — СДПК, «Ата Мекен» и «Ар Намыс» — так подставились, что избирателям надо подумать, стоит ли за них голосовать на предстоящих выборах», — сделала заключение ResPublika.
<!– Основной контент (конец) –>