Сегодня исполнилось ровно два года со дня ареста лидера партии «Алга» Владимира Козлова, осужденного властями за поддержку рабочих в Жанаозене. Мнения на его счет высказываются разные. Одни говорят, что он настоящий политик и мужественный человек, твердо отстаивающий свои принципы. Другие — что он заложник Аблязова. Третьи называют его… дураком – сам, мол, не знал, во что ввязывался.
«А вы каким видите Владимира Козлова?» Этот вопрос мы задали разным людям, знавшим Владимира Ивановича.
«Мужик с большой буквы»
Бахыт Туменова, президент фонда «Амасаулык», одна из тех, кто дольше других общался с Владимиром Козловым. «Владимира Ивановича я знаю с февраля 2002 года, — сказала она. — Человек он самостоятельный, он ведущий по характеру, но не ведомый. Он человек с собственной точкой зрения, собственным мировоззрением, своим мировидением».
Бахыт Ниязбековна считает, что Козлова меньше всего можно назвать марионеткой в чьих-то руках: «Он не будет делать то, в чем он не убежден. Когда говорят «заложник, непонимающий, ведомый, марионетка» — это все относится не к нему. Все, что он делал, все, что он говорил — это его точка зрения, этого его принципы, его убеждения, и он понимал, на что шел».
Не было двух мнений и у соратника Владимира Ивановича Михаила Сизова, проработавшего с ним плечом к плечу 10 лет. «В первую очередь, как бы это банально или просто ни прозвучало, я Володю всегда считал мужиком в полном смысле этого слова. Мужиком с большой буквы, который всегда отвечает за свои слова и свои поступки, который никогда не лжет и который всегда готов сказать правду в глаза, какой бы она жесткой, горькой и неприятной ни была для кого-то».
Такой человек никогда не пойдет на сделку с совестью и никогда не будет чьим-то заложником, заложником чьих-то интересов, настаивает Сизов. «Я на своем жизненном пути достаточно редко встречал людей, настолько искренних и обладающих несгибаемой волей и железным характером», — повторил он.
«Без таких людей нет будущего»
Многие наши собеседники в один голос говорили о мужестве и самоотверженности Владимира Ивановича.
«В авторитарных государствах политическая деятельность невозможна по определению. Тем не менее Владимир Иванович является одним из немногих, кто пытался цивилизованными методами создавать политическую среду, — заметил гражданский активист из Атырау Макс Бокаев. — Несомненно, он правозащитник и мужественный человек, который в отсутствие демократической политической системы пытался ненасильственными методами отстаивать фундаментальные права своих сограждан».
По убеждению Бокаева, спустя два года после ареста понимание того, что Козлов ставит общественный интерес выше собственной безопасности, не вызывает ни у кого сомнений.
«Владимир Козлов является принципиальным демократом, противником политической системы, созданной Назарбаевым, — вторит коллеге активист Айдос Садыков. — За многие годы в оппозиции он и словом, и делом пытался противостоять режиму. То, как Козлов вел себя на суде и в неволе, — пример мужества и стойкости. Думаю, он имел возможность уехать за границу или найти себе теплое местечко в Казахстане, однако предпочел пойти своим путем».
Всем хочется жить в благополучной, богатой стране, где соблюдаются права человека, но для этого кому-то нужно бороться, иногда жертвовать своей жизнью или своей свободой, продолжил Айдос. «Владимир Козлов — именно такой человек, он сидит в тюрьме ради всех нас. Без таких людей у нас нет будущего», — сказал он.
«Снимаю шляпу перед ним»
Ни секунды не сомневается в том, что Владимир Козлов не словом, а делом показал, каким должен быть политик, журналист Сергей Расов. «Далеко не каждый из нас согласится сесть в тюрьму за свои убеждения, потерять на долгие годы общение с соратниками, друзьями, родными и близкими. Для этого надо иметь характер, смелость, стойкость и не поступаться принципами. Многие ли из нас способны на это?, — задался он риторическим вопросом.
«Я снимаю шляпу перед Владимиром Ивановичем, верю, что «темницы рухнут», что справедливость восторжествует, а он сможет растить своего маленького сынишку в любви и согласии!» — закончил журналист.
Серикбай Алибаев, оппозиционер, общественный деятель, руководитель столичного филиала партии ОСДП, отзывается о лидере незарегистрированной партии «Алга» с уважением и гордостью.
«Владимира Козлова я знаю давно по совместной работе на оппозиционном поле, — сказал он. — Я считаю его очень грамотным, подготовленным политиком, честным, справедливым и смелым гражданином нашей страны. То, за что его осудили, это вообще, как говорится, ни в какие ворота не лезет. Козлов выполнял свой гражданский долг перед обиженными и оскорбленными. Он всегда давал правильную оценку этому режиму и конкретно боролся в рамках правового поля. Его осудили незаконно и несправедливо».
Для Алибаева Козлов остается «героем нашей страны». «А то негативное, что сейчас про него говорят… Для этого есть целая команда пиар-лоббистов. Им лишь бы дискредитировать кого-то, кто думает не так, как они, — уверен он. — Я считаю Владимира Козлова настоящим патриотом. Он служил народу Казахстана, он служил будущему. И у него было огромное желание изменить Казахстан к лучшему».
Прежде всего политиком Козлов был и для общественного деятеля Марата Жанузакова: «Я всегда его видел, и вижу, и уверен, что буду всегда видеть сильным и мужественным человеком, настоящим, безусловно, политиком, общественным деятелем».
Становление Владимира Козлова — от простого сотрудника штаба до лидера партии — происходило на его глазах. «Я считаю, что люди которые критикуют Козлова, считают его заложником Аблязова, это люди, которые существа дел не понимают», — подчеркнул он.
«Он все делал вполне сознательно. Он не признал свою ошибку, не признал те преступления, которые ему вменяли, и я думаю, что тем самым он защитил честь всей оппозиции и нашей партии в частности, — выразил он свое мнение Жанузаков. — Люди есть люди, совершают порой ошибки, и такие ошибки совершал, безусловно, и Козлов. Я не со всем из того, что он делал, говорил, был согласен. Но то, как он вел себя во время судебного процесса, я считаю, что это главное и это перевешивает и нейтрализует все его просчеты, которые неизбежны в такой работе, как наша».
«Не каждый способен вот так»
Амиржан Косанов, независимый политик, сразу заявил, что ни в коем случае не считает Козлова преступником (как назвал его казахстанский суд) и уверен, что процесс над ним был однозначно политически мотивированным.
«Я считаю его мужественным политиком, который не сломался, несмотря на мощнейшее давление на него. А ведь не каждый способен вот так, на суде и в тюрьме, отстаивать свои принципы. История казахстанской оппозиции помнит, как некоторые убегали из наших рядов при первой же опасности», — напомнил он.
«Конечно, в преследовании Владимира Козлова нельзя отрицать и фактор Аблязова: все же они были многие годы рядом, он возглавлял партию, которую финансировал экс-глава ДВК и БТА. Известна же всем заточенность власти против Аблязова, — заметил политик. — Но за годы нахождения в оппозиции Козлов стал достаточно самодостаточной фигурой. В течение нескольких лет возглавлять самую гонимую оппозицонную партию — это, поверьте, дорогого стоит. Это огромная школа, бесценный опыт! Говорю об этом как бывший председатель исполкома РНПК, которая подвергалась не меньшим репрессиям до прихода на политическую сцену ДВК и партии «Алга».
Как предполагает Косанов, во время следствия и суда с Козловым велись переговоры со стороны власти. «Мол, назови виновным в жанаозенской трагедии Аблязова, и мы тебя не тронем (или будем более лояльны и т.д.). Все могло быть, — сказал Косанов. — И я уверен, что решение о том, чтобы идти до конца, Володя принимал сам. Ибо все мы, кто в оппозиции, понимали (и понимаем сейчас), какому риску подвергаемся, какие провокации против нас были (и могут быть в будущем). Одним словом, мы знаем, на что идем. И Володя знал об этом».
Завершающие нас опрос суждения высказал патриарх казахстанской политики, Серикболсын Абдильдин. Поздравив от всего сердца Владимира Ивановича с рождением сына, он подчеркнул: «сказать, что Козлов — не политик, было бы вообще необъективно».
Козлов, по мнению аксакала казахстанской политики, достоин уважения, так как выбрал в политике правильное направление защиты справедливости, законности и прав человека. Это проявилось в жанаозенском процессе: «семь месяцев нефтяники протестовали и семь месяцев власть, зная обо всем, ждала, чтобы кто-то туда вмешался, чтобы поймать кого-то и сделать виновным. А именно Козлов защищал нефтяников, защищал интересы граждан».