В ходе встречи двух вице-премьеров России и Казахстана Дмитрия Рогозина и Бакытжана Сагинтаева было объявлено о достижении договоренности по началу строительства ракетно-космического комплекса «Байтерек» в 2021 году. Однако это заявление породило множество вопросов.
Недавно мы писали о трудной судьбе ракетно-космического комплекса «Байтерек». Напомним, по замыслу Казкосмоса, практический запуск «Байтерека» должен был спасти космодром «Байконур» от медленного угасания после того как на проектную мощность выйдет новый российский космодром «Восточный» и запуски ракетоносителей будут перебазированы на российскую территорию.
Еще в далеком 2004 году Россия и Казахстан договорились, что появится совместный проект — космический ракетный комплекс «Байтерек», однако за все прошедшие с того времени годы стороны так и не смогли определиться, какая ракета будет базовой для комплекса и кто будет платить за воплощение проекта в жизнь. Сначала предполагалось, что новая российская «Ангара» придет на смену «Протону» и будет запускаться с «Байтерека». Но затем россияне решили, что «Ангару» они будут запускать с «Восточного». Тогда появился альтернативный вариант — договориться с украинцами о том, чтобы они вошли в «Байтерек» со своей ракетой «Зенит».
При этом все эти годы Казахстан настаивал на том, чтобы Россия взяла на себя финансовые обязательства по возведению «Байтерека» на паритетной основе. Речь шла о больших деньгах — не менее двух миллиардов долларов. Россияне не соглашались, в результате строительство ракетно-космического комплекса постоянно откладывалось. К слову, первый запуск с комплекса «Байтерек» должен был состояться еще в 2012 году, но до сих пор там даже не приступили к строительству стартовой площадки.
В итоге Казахстан уже потратил $80 миллионов «на бумаги» (расчеты, подсчеты, техническое обоснование и так далее). Проект замены «Ангары» на «Зенит» тихо умер (по известным причинам). И вновь вернулись к первоначальным планам — запускать «Ангару» с «Байтерека». При этом чиновники от Казкосмоса убедили парламент пролонгировать проект «Байтерек» до 2019 года, чтобы сохранить коллектив и все наработанные планы.
И вот очередной поворот. Во время празднования юбилея «Байконура» состоялась встреча двух вице-премьеров Дмитрия Рогозина и Бакытжана Сагинтаева. По ее окончанию г‑н Сагинтаев объявил, что «удалось достичь договоренности о том, что начнем строить новый комплекс в 2021 году».
По его словам, комплекс «Байтерек» будет создаваться и развиваться на основе ракеты-носителя «Ангара». Поэтому «нам необходимо до 2021 года подготовить всю соответствующую техническую базу. Сюда входит подготовка технико-экономических и прочих документов, а также подготовка кадров».
Откровенно говоря, это весьма непонятное заявление, порождающее множество вопросов.
Во-первых, зачем россиянам «Байтерек», если они строят «Восточный» для запусков «Ангары»? В качестве резервной площадки? Возможно. Однако напомним слова главы Казкосмоса Талгата Мусабаева о том, что если россияне будут использовать «Ангару» «на строящемся космодроме «Восточный», то ракетный комплекс на космодроме «Байконур» для ракеты-носителя «Ангара» не будет представлять интереса для России».
Во-вторых, а кто будет финансировать строительство «Байтерека», учитывая, что у России лишних денег нет, а Казахстан никогда не горел желанием в одиночку финансировать проект?
В‑третьих, официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков сообщил РИА Новости, что «говорить о том, как все будет выстроено с точки зрения финансовой и организационной, пока преждевременно. Эти вопросы также обсудили, но о каких-то конкретных договоренностях мы сообщим дополнительно».
То есть поговорили, но конкретно ничего не решили? Получается так.
В итоге опять имеем весьма абсурдную историю: комплекса — нет, конкретных договоренностей о его строительстве — тоже нет, и появится ли «Байтерек» вообще на свет — большой вопрос, а вот финансировать его «бумажный» проект казахстанские налогоплательщики будут до 2021 года. Нам что ли деньги девать некуда?