Видимо, бастующие на западе Казахстана нефтяники все же сумели напугать «Ак орду» угрозой распространения забастовочных настроений по всей стране. Хотя Нурсултан Назарбаев и постарался сделать вид, что Казахстану массовые выступления не грозят, кивнув на соседей:
- Мы наблюдали конфликты и перевороты в соседнем Кыргызстане, и ничего наша организация не могла предпринять.
Деструктивизм мешает жить диктаторам
С такой мелочью, как самоопределение народов на пространстве ШОС, при этом, разумеется, никто считаться не будет. То есть формально за волеизъявление народа будет выдан вопль
- Терроризм, сепаратизм и наркобизнес используют мировую
Нетрудно догадаться, какие цели будет преследовать такой киберполицейский и по какому принципу в список «экстремистских» будут включаться сайты. Недавнее «недоразумение» с поисковиком Goggle в Казахстане наглядно продемонстрировало способность нашего чиновничества вести себя в области
А потому вроде бы смягчающее высказывание Назарбаева: «Страны ШОС должны быть широко открыты для всего сетевого позитива, несущего конструктивные идеи и новые технологии» — никого в заблуждение вводить не должно. Ведь определять, что позитивно, а что негативно, будут те же самые люди, которые сейчас льют на головы бедных читателей один сплошной
Лучше бы с границами разобрались!
Тут, правда, стоит отметить, что предложения Назарбаева остальными главами государств «Шанхайской шестерки» никак не комментировались. И понятно, почему: в ситуации с тем же Кыргызстаном спрашивать разрешения войти в чужой дом с оружием в апреле прошлого года было не у кого, кроме Бакиева. Других всенародно избранных на момент заварухи в стране просто не существовало. А приняв нового президента КР Розу Отунбаеву в качестве равного себе партнера по ШОС, президенты — участники организации автоматически признали правомерность падения бакиевского режима. И как тогда относиться к гипотетической возможности вмешательства в развитие событий в этом государстве в прошлом году и сохранить Бакиева у власти?
По всей видимости, эти мысли и заставили гостей Астаны воздержаться от пространных комментариев на тему ШОСовского спецназа. Тем более что как минимум два члена «Шестерки» — Китай и Россия — могут чувствовать себя если не защищенными от народных волнений, то уж по крайней мере способными самостоятельно с ними справиться, не прибегая к иностранному военному присутствию.
А тут еще и президент Кыргызстана Роза Отунбаева весьма подчеркнуто поблагодарила коллег по ШОС за гуманитарную, а не за военную помощь своей стране, поставив тем самым под сомнение необходимость вмешиваться во внутренние дела другого государства.
Отунбаева предложила вместо предотвращения экспорта «цветных революций» заниматься проблемами на сопредельных границах.
- К сожалению, затянулось разрешение вопросов пограничного разделения между рядом стран — членов ШОС, своего пика достигают в сезон вопросы подачи воды, энергоносителей, таким образом обостряя двусторонние отношения государств, — констатировала она. — А ведь ШОС начиналась с успешно достигнутых соглашений по границам…
Свою лепту внесли и президенты исламских республик Афганистан и Иран Хамид Карзай и Махмуд Ахмадинежад. Карзай заявил, что афганские власти постоянно стремятся вернуть к мирной жизни те «талибские группы, которые готовы отказаться от связей с террористическими группами, и принять конституцию Афганистана».
- Мы ждем поддержки ШОС, ее обозревателей и участников в этой работе, — заявил глава государства, претендующего на статус наблюдателя при организации.
А потом перешел непосредственно к иностранному военному присутствию, которое предполагает предложение Назарбаева.
- Есть желание афганского народа, чтобы присутствие сил НАТО в стране было регулируемым (афганскими законами — авт.), — заявил Карзай, еще раз заверивший участников ШОС, что к 2014 году Кабул будет в состоянии взять на себя ответственность за самостоятельное поддержание стабильности и безопасности на всей территории Афганистана.
Ахмадинежад же, государство которого уже имеет статус наблюдателя при ШОС и стремится к статусу члена организации, все свое выступление посвятил изощренной критике США, разразившись целой серией риторических вопросов.
- Навязывала ли
- Существуют десятки вопросов, ответы на которые очевидны, и я с гордостью заявляю, что ни в одном из этих грязных дел не принимала участие ни одна из наших стран, — добавил он под благосклонное кивание президента России Дмитрия Медведева.
Закончил глава Ирана вполне
Расследовать наркотрафик
Между тем обещание другой экспансии — экономической со стороны Китая — было в среду дано председателем КНР Ху Цзиньтао.
- Китайская сторона продолжит предоставлять
В итоге участники саммита напрямую поддержали только одно устремление Назарбаева — продолжить борьбу с наркобизнесом. Правда, форма этой борьбы президентом Казахстана была предложена весьма «экзотическая»:
- Страны ШОС должны выйти с консолидированным предложением к руководству ООН и Международного Гаагского трибунала, надо провести международные расследования и привлечь к ответственности все страны, структуры, организации и персоны, принимающие участие в этом преступлении против человечества.
Апеллировать к Гаагскому трибуналу с требованием посадить западных граждан, зарабатывающих на наркоторговле, это, конечно, креатив, вопрос только в том, насколько он осуществим. Равно как и попытка внедрить на пространстве Шанхайской организации единую наднациональную валюту, о необходимости которой вскользь упомянул автор «акметала».
…Что до расширения ШОС, то в Астане был наконец утвержден меморандум об обязательствах
На практике же дипломаты заявляют, что участие в ней Индии и Пакистана в качестве полноценных членов невозможно, пока они конфликтуют между собой. Что вполне логично: не разрываться же остальной «Шестерке» между ними. А Иран, которому членство в ШОС жизненно необходимо в качестве антиамериканского иммунитета, может стать яблоком раздора между Россией и Китаем с одной стороны, и США — с другой.
Хотя россияне перед США красной тряпкой в среду уже помахали, растиражировав устами министра иностранных дел Сергея Лаврова ответ Ахмадинежада на вопрос Медведева, собирается ли ИРИ создавать ядерное оружие.
«Президент Ирана недвусмысленно заявил об отсутствии у его страны намерения обладать ядерным оружием, — процитировали Лаврова российские СМИ, к которым глава МИДа вышел по окончании двусторонней встречи. — Также мы услышали от президента Ирана, что будут предприняты дополнительные шаги в том, что касается обеспечения большей транспарентности иранской ядерной программы в рамках контактов МАГАТЭ».
Тут стоит сказать, что встреча проводилась сначала в трехстороннем формате: в диалоге Ахмадинежада и Медведева поначалу участвовал и Назарбаев. Но самый животрепещущий вопрос — об иранской ядерной программе — был поднят после того, как Нурсултан Абишевич удалился. Остается только гадать, почему — то ли тактичные президенты РФ и ИРИ не хотели подставлять изобретателя многовекторной политики под обструкцию Штатов, то ли они считают, что Астана со своим неиссякаемым креативом до участия в обсуждении таких щепетильных вопросов не доросла…
Источник: Газета “Голос Республики” №22 (198) от 17 июня 2011 года
See more here:
А суверенитеты ШОС, выходит, побоку?