Сегодня или завтра президент Казахстана Нурсултан Назарбаев должен подписать указ о назначении внеочередных выборов главы государства. Это стало очевидно после того, как Конституционный совет РК дал положительный ответ на запрос спикера сената Касым-Жомарта Токаева о том, что назначение внеочередных выборов не противоречит Конституции страны.
Как разъясняет пресс-служба КС РК, «Президент Республики Казахстан имеет исключительное право единолично назначать внеочередные президентские выборы. Конституция Республики не предусматривает какие-либо условия и ограничения при принятии Главой государства решения о назначении внеочередных президентских выборов. При принятии решения о назначении таких выборов подлежит учету предусмотренное пунктом 3 статьи 41 Конституции Республики Казахстан правило о недопустимости совпадения по срокам выборов Президента Казахстана с выборами нового состава Парламента Республики».
Откровенно говоря, не совсем понятно, зачем спикер Токаев обращался в Конституционный совет, ибо прецедент с назначением таких выборов уже был в недавней истории Казахстана.
Например, когда в начале 2011 года провалилась идея о проведении референдума о продлении президентских полномочий Нурсултана Назарбаева, встал вопрос, как выйти из политического кризиса? Надо было или распускать парламент и заодно ЦИК РК, которые откровенно лоббировали неправомочный референдум, или искать другой выход.
Вариант получился весьма оригинальным. Елбасы, дабы положить конец дискуссии, на всю страну заявил, что «принял решение не проводить референдум».
«Вместо разделяющего нас выбора «или референдум или выборы», предлагаю объединяющую нас всех формулу, которая учитывает волю нашего народа и верность демократическим принципам. Я вношу предложение о проведении досрочных выборов президента, несмотря на то, что этим почти на два года сокращается срок моих полномочий», — заявил он тогда.
И тут возникла правовая коллизия. Ведь согласно Конституции у президента не было права инициировать «проведение досрочных выборов». Более того, ни в законе о выборах, ни в Конституции не была предусмотрена такая процедура, как досрочные или внеочередные выборы президента. И тогда, чтобы выйти из этой запутанной истории, в срочном порядке в парламент поступили законопроекты президента, которые реанимировали исключенные из закона «О выборах» статьи 52 и 67, регламентирующие процедуру «внеочередных выборов президента РК».
В результате получилось весьма забавно: президент Нурсултан Назарбаев, который подписал в 1998 году закон об исключении «внеочередных выборов президента», внес в парламент поправки, возвращающие внеочередные выборы президента. И дополнил многострадальную Конституцию п. 3—1 ст. 41 о том, что «Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в порядке и сроки, установленные конституционным законом».
В результате меньше чем за неделю в парламенте успели рассмотреть и принять законопроекты конституционных законов, поправки в Конституцию, а президент подписать свежеиспеченные законы и назначить выборы на третье апреля 2011 года!
Но в пылу этой законодательной круговерти абсолютно выскочили из поля зрения юристов два вопроса: до какой даты должна быть проведена процедура выдвижения кандидатов на президентское кресло и до какого времени легитимны президентские полномочия?
Ибо внесли в закон о выборах ст. 51—1 о том, что «внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения», но при этом в ст. 66—1 говорится, что «внеочередные президентские выборы проводятся в соответствии с правилами, установленными настоящим Конституционным законом для очередных выборов Президента. Сроки проведения избирательных мероприятий определяются Центральной избирательной комиссией».
Кроме этого, в законе о выборах есть еще ст. 55, где четко сказано что «выдвижение кандидатов в Президенты начинается со дня, следующего за днем объявления, и заканчивается за два месяца до выборов».
Однако всю прошлую выборную кампанию провели в два месяца (со всеми выдвижениями, регистрацией и агитацией), хотя это и противоречит ст. 55 закона «О выборах». Или ст. 66—1, в которой сроки кампании определяет ЦИК РК, имеет более высокий статус, чем ст. 55 того же закона? До сих пор эти сомнительные юридические нормы так никто и не разъяснил.
Не менее интересная коллизия возникает при внимательном рассмотрении поправок в конституционный закон «О Президенте Республики Казахстан». Основная поправка (ст.4. п. 1—1) звучит так: «Полномочия Президента Республики, избранного на внеочередных выборах, осуществляются до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных выборах, которые должны быть проведены через пять лет после внеочередных выборов в первое воскресенье декабря».
То есть президент Нурсултан Назарбаев был переизбран 3 апреля 2011 года на 5 лет. Другими словами, до апреля 2016 года, а очередные президентские выборы должны были пройти 4 декабря 2016 года. И что делать с лишними 10 месяцами правления Нурсултана Назарбаева? О них никто не вспомнил, вероятно, решили, что все равно будут внеочередные выборы, так что не стоит обращать на такие мелочи внимание.
Честно говоря, мне до сих пор непонятно, зачем было тогда принимать конституционные законы и поправки в Конституцию страны с таким количеством ляпов и возможностей неоднозначного толкования юридических норм.
Но еще более неясно, как пройдет новая выборная кампания на сей раз. Возможно, по накатанной процедуре 2011 года. Если так, то все эти ляпы и некорректные правовые нормы как были, так и останутся в выборном законодательстве Казахстана.