- 17.09.2015
- Вячеслав ПОЛОВИНКО, специально для «Новой» — Казахстан»
Дарига Назарбаева, возможно, сделала первый из них
На минувшей неделе в казахстанской власти среднего и высшего уровня произошли перестановки, которые тут же были названы знаковыми. На место акима Костанайской области пришел бывший глава Актюбинского региона Архимед Мухамбетов. На его место был пересажен политический тяжеловес Бердибек Сапарбаев. Ключевым же стало назначение Дариги Назарбаевой на должность вице-премьера по социальным вопросам. «Новая газета» – Казахстан» попыталась разобраться, что все это значит.
Цепь властных назначений из нескольких звеньев стала поводом для шуток в казахстанском сегменте Facebook. Кто-то, имея в виду длину механизма перестановок, заметил, что со стороны Нурсултана Назарбаева это была «многохоДОЧКА». Другие шутили, что нужно замкнуть круг перестановок: «официальным указом президента РК бывший аким Костанайской области Нурали Садвакасов был назначен дочерью Нурсултана Назарбаева». Наконец, политолог Досым Сатпаев полушутя-полусерьезно заметил, что если раньше вице-премьеры и вице-министры были «стрелочниками», на которых сваливали ответственность за ошибки, то «с назначением Дариги Назарбаевой в стране появились заместители, которые теперь сами могут перевести стрелки на кого угодно, в том числе и на своего начальника».
Когда парад иронии стих, эксперты начали разбираться в том, что, собственно, на самом деле произошло. И выяснилось, что есть две диаметрально противоположные версии случившегося.
Первая версия заключается в том, что в Казахстане начался давно анонсированный «транзит власти». По этой теории Дариге Назарбаевой предстоит пройти путь из четырех шагов к креслу своего отца. Первый – вице-премьерский – она уже сделала. Вторым будет переход на должность Карима Масимова, третьим – выдвижение в кандидаты на пост президента, последним – победа в выборах. При этом, конечно, возможны варианты. Например, Дарига Нурсултановна минует премьерское кресло и будет сразу целиться на президентское.
Но в любом случае на посту вице-министра по социальным вопросам Назарбаева сможет проявить себя как практик и набраться опыта в реальном секторе экономики. «Сейчас перед всеми заместителями премьер-министра в стране стоит задача сохранить социальную стабильность, – говорит в беседе с корреспондентом «Новой» – Казахстан» политолог Досым Сатпаев. – Власть опасается, что ухудшение экономической обстановки может привести к росту протестных настроений и, не дай бог, к новому Жанаозену. Перед правительством ставится задача удержать страну на краю пропасти». В этом смысле появление Дариги Назарбаевой в правительственном блоке очень удобно. «Это очень интересное кадровое назначение, – оценивающе замечает Сатпаев. – С одной стороны, она пришла в очень сложный период, но, с другой стороны, это неплохой шанс проявить себя». Получится что-то сделать – и тогда Назарбаева сможет собрать все висты для будущей политической карьеры. Не получится – тогда с Назарбаевой взятки гладки, поскольку ответственность в конечном итоге будет нести не она, а ее непосредственный начальник – то есть Карим Масимов.
«Абсолютно непринципиально, чем именно будет заниматься Назарбаева в правительстве. Здесь важно просто ее присутствие на высших должностях властной иерархии, – заочно спорит с Сатпаевым в своем Facebook публицист Сергей Дуванов. – Этакая имиджевая раскрутка в общественном мнении и поддержание в хорошей форме с точки зрения политической зрелости. Лично я никогда не сомневался и всегда об этом говорил: Дарига Назарбаева – это тот человек, которому президент доверяет и в случае необходимости может передать власть. Объяснить это передвижение дочери Назарбаева по горизонтали власти другими соображениями, в том числе и желанием улучшить работу социального блока правительства, вряд ли получится. В этом плане, я думаю, если не произойдет ничего экстраординарного, именно она и будет следующим президентом Казахстана. Будем считать, что это мой прогноз».
Собственно, такой прогноз, по ощущениям, поддерживает большинство. Комментарий пресс-секретаря президента Даурена Абаева о том, что назначение Дариги Назарбаевой соответствует «меритократическим принципам», а сама она, по мнению ее отца, «показала себя эффективным парламентарием», только добавил сторонников версии о транзите власти.
Между тем существует и вторая версия перестановок. Она заключается в том, что Дарига Назарбаева поставлена вице-премьером для того, чтобы таким образом навредить Кариму Масимову. «Я думаю, что назначение Назарбаевой – это результат длительных подковерных и закулисных интриг, – считает политолог Айдос Сарым. – Президенту приходится учитывать несколько мнений разных групп влияния. Нужно понять, кто именно инициировал на самом деле все эти перестановки. Если это узнать, то станет понятно, какие цели преследовались. Возможно, это тактический ход без продуманных последствий, который направлен на то, чтобы сделать плохо Кариму Масимову. Он сейчас вот начнет задыхаться, каждое свое слово будет вынужден обдумывать». Хотя, как заявил Даурен Абаев, кандидатуру Назарбаевой на рассмотрение президенту внес сам премьер.
Такой правительственный «тандем» рано или поздно приведет к неминуемому конфликту, размышляет Сарым. «Возможно, кто-то хочет, чтобы Карим Масимов сам сложил полномочия. Мол, до свидания, Дарига Нурсултановна. Я остаюсь верным членом партии, любимым помощником и учеником Нурсултана Абишевича, а с вами я работать не буду», – описывает возможный сценарий Сарым. Такой вариант вероятен еще и потому, что теперь чиновникам волей-неволей придется решать, к кому из руководителей обращаться, «кому устраивать овацию, а кому – жидко аплодировать». И в условиях кризиса подобная дилемма будет только усугублять и без того непростую экономическую ситуацию.
В вариант продвижения Назарбаевой к вершинам власти Сарым верит не очень. «Социальная сфера – это не то место, где зарабатывают очки во время кризиса, – говорит он. – Да и в то, что это своеобразная тренировка навыков, я тоже не очень верю. Я был бы рад, если бы Даригу Нурсултановну назначили министром какой-то конкретной отрасли, где она может либо показать себя, либо дискредитировать». В этом смысле статус вице-премьера не дает нормального опыта: любой просчет можно списать на министерство, а ответственность – минимальна. В то же время и административные решения принимать не получится. «Опыт общения с министрами и чиновниками у Назарбаевой большой. Другое дело, что она вряд ли сможет каким-то образом «наезжать» на них на новой должности. Все люди, которые поставлены в министерствах, просчитаны и выверены. И если их постоянно критиковать, они будут ходить или на прием к Кариму Масимову, или проситься на аудиенцию к самому президенту. Приятно будет слышать о конфликтах президенту, который уверен, что система работает хорошо? Не думаю. Поэтому я не уверен, что нас ждет разгромная критика в отношении министров со стороны Назарбаевой», – заключает Сарым.
Назначение Дариги Назарбаевой можно рассматривать и без притязаний на пост президента, и без намерений испортить жизнь Кариму Масимову. В этом случае дочь президента действительно может быть отправлена в правительство как некий усиливающий структуру юнит. «Долгое время именно Дарига Назарбаева поднимала вопросы социального развития страны, – напоминает политолог Ерлан Саиров. – Мне кажется, что во власти есть понимание того, что в связи с экономическим кризисом нужна некая социальная трансформация. И назначение Назарбаевой – шаг не политический, а вынужденный, чтобы немного расшевелить правительство». Вместе с тем и Саиров считает, что приход Дариги Назарбаевой напоминает «пробный шар»: «Если в течение 5–6 месяцев будет показан какой-то результат, то в дальнейшем мы можем иметь не только новый парламент, но и новое правительство».
Интересно, что на фоне назначения в правительство президентской дочери несколько «поблекла» история с назначением акимов. Между тем логика перестановок в руководстве регионов тоже интересна. В Костанайской области разгорелся большой коррупционный скандал с участием городского акима, и областной глава Нуралы Садвакасов «добровольно» ушел в отставку. На его место был поставлен Архимед Мухамбетов, к которому тоже возникло огромное количество вопросов у жителей и бизнесменов Актюбинской области (см. материалы «Новой» – Казахстан» о состоянии экологии в регионе). Для самого Мухамбетова это, очевидно, ссылка. «Ну, что он там сможет сделать без налаженных связей и без поддержки? – риторически спрашивает Айдос Сарым. – Там свои группы бизнесменов работают, и Мухамбетов для них – чужой».
В то же время назначение Сапарбаева на должность акима Актюбинской области эксперты предлагают рассматривать не как понижение, а как новый фронт работы. «Сапарбаев – аким со стажем, а Актюбинская область – одна из приоритетных, – говорит Ерлан Саиров. – Если посмотреть на динамику, видно, что социально-экономическое положение ухудшается. Поэтому и было решение поставить на место акима Сапарбаева». Версию о «кризис-менеджере» поддерживает и Айдос Сарым: «Это соратник президента, который может пойти в тяжелые регионы работать, не боится тяжелых фронтов, может ходить в сапогах по вонючим подвалам. А учитывая, что Актюбинская область всегда ассоциировалась с конкретной фамилией (имеется в виду Аслан Мусин. – Прим. «Новой» – Казахстан»), нужно построить работу так, чтобы вписать регион и его бизнес в общий контекст». При этом сам Сапарбаев, скорее, был рад назначению, считает эксперт. «Единственное кресло, которое хотел бы занять Сапарбаев, – это премьерское. На должности вице-премьера он чувствовал себя некомфортно, а статус премьера дает самостоятельность в действиях. Но мы видели, что тут тоже могут выкручивать руки, а потом еще и арестовать. Поэтому Сапарбаев, мне кажется, предпочел быть первым в регионе и делать все, что ему нравится, чем сидеть в большом кабинете и каждый день с опаской озираться по сторонам», – резюмирует Сарым.
Читать оригинал статьи: