Депутат сената парламента РК Гани Касымов потребовал создать госкомиссию по вопросу возвратности средств, выделенных на борьбу с кризисом из Национального фонда РК.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Судьба непонятно куда девшихся 10 миллиардов долларов, выделенных из Национального фонда на реализацию антикризисной программы, продолжает беспокоить депутатов. Напомним, что президент неделю назад на расширенном заседании назвал эти деньги исчезнувшими, однако позднее министры финансово-экономического блока заявили, что деньги никуда не исчезли, путь их можно полностью отследить и они работали на экономику страны. Совету министров последовал сенатор Гани Касымов и попытался отследить, что же стало с деньгами, выделенными для поддержки банков второго уровня. Свои выводы депутат озвучил на пленарном заседании в четверг.
Так, согласно официальным документам, процитированным сенатором, «в «БТА-банк» было направлено на приобретение акций 212 млрд тенге, при этом опционного соглашения на обратный выкуп с доходностью не предусмотрено». «Подарили, получается», — подытожил г‑н Касымов.
- В марте 2009 года государство приобрело акции «Альянс-банка» на сумму 24 млрд тенге, по соглашению опционному обратный выкуп с доходностью предусмотрен не был, — продолжил он цитирование. — Для финансирования реального сектора экономики на депозитах «Казкоммерцбанка» было размещено 84 млрд тенге, Народного банка — 60 млрд тенге. При этом Народный банк и «Казком» по собственной инициативе досрочно вернули все средства в объеме 144 млрд тенге, ранее размещенные фондом (ФНБ «Самрук-Казына» — ред.) на депозитах. В то же время, были приобретены, кроме депозитных средств, в Народном банке акции на сумму 60 млрд тенге, простые акции на 26 млрд тенге, привилегированные акции на сумму 33 млрд тенге, и в результате продажи этих простых акций фонду возвращено всего 26 млрд тенге. По опционному соглашению получен доход в размере 5,8 млрд тенге. Также фондом получено вознаграждение по указанным депозитам по Народному банку 5,9 млрд тенге и от «Казкома» — 14,118 млрд тенге.
Кроме того, напомнил сенатор, также было заявлено о том, что фонд «в качестве контрольного акционера банков поддержит сделку через конвертацию размещенных в «БТА-банке» депозитов в его капитал в размере $1,4 млрд в зависимости от необходимости соблюдения регуляторных требований по достаточности капитала, что приведет к увеличению акционерной доли в банке почти до 100% владения государством через фонд «Самрук-Казына».
- Таким образом, дополнительно к этим 10 млрд для второй реструктуризации «БТА-банка» дается еще два с лишним млрд долларов в качестве активов, а также предоставление банку процентного займа на сумму 1,592 млрд долларов, субсидируемых для новых облигаций. При этом за первое полугодие 2012 года накопленные убытки «БТА-банка» составили 2,2 трлн тенге при отрицательном капитале 1,18 трлн тенге. Чистый убыток банка за полугодие составил 658 мрлд тенге, — подвел черту депутат. — Договоренность была о возвратности, а возвратностью близко не пахнет.
Сенатор подчеркнул, что все приведенные им данные получены непосредственно из фонда «Самрук-Казына». И задался резонным вопросом: почему же фонд отчитывается, что средства возвращены, тогда как, судя по имеющимся данным, деньги лишь вливаются в банки, в частности, в БТА, но о возвратности и речи не идет?
- Поэтому я прошу, чтобы правительство в полном объеме обследовало состояние этого вопроса и точно, объективно дало информацию и депутатам. Потому что все эти вещи… тем более инициатива исходила мы знаем от кого — от регуляторов, одну информацию дают официальную, другая, как оказалось, не совсем она объективная. Вопрос нешуточный. $10 млрд, отвлеченных от средств! Это недостроенные школы, невыплаченные пособия, недостроенные проекты, в том числе те, которые сегодня депутаты обсуждают. И надо четкий и ясный дать ответ, в чем дело и где эти деньги. По этому вопросу прошу создать государственную комиссию и на основе выводов комиссии ответить парламенту, что с этими средствами и какая объективная картина по этому вопросу. Все общество взбудоражено! Надо четкий и ясный ответ дать! — потребовал Касымов.
>