Почему партия решила участвовать в предвыборной гонке, хотя еще недавно ходили разговоры о бойкоте? Сколько голосов избирателей ОСДП планирует собрать в собственную «копилку»? Как они видят свою работу в парламенте, если
- Амирбек Анварович, ОСДП «Азат» не участвовала в президентских выборах в апреле. Почему решили участвовать в парламентских, которые сами партийцы называют незаконными?
- Почему мы не пошли на президентские выборы? Потому что законы, определяющие выборный процесс, несовершенны. Мы несколько раз обращались к президенту, в парламент, правительство с тем, что необходимо внести существенные изменения в выборное законодательство, иначе на выборах не обеспечивается прозрачность, о которой бесконечно говорит Назарбаев. Мы надеялись, что наше неучастие в выборах заставит наконец принять закон, отвечающий демократическим принципам избирательной системы. К сожалению, наша властная система оказалось глухой.
Почему мы идем сейчас?
- В чем Вы видите незаконность досрочных парламентских выборов?
- Даже сама система формирования ЦИК, участковых избирательных комиссий, куда не пускают оппозиционных политиков, не дает возможности прозрачно, демократично проводить выборы. Анализ выборов 2005, 2007, 2011 годов выявил три существенные проблемы. Первая — несоответствие выборного законодательства международным стандартам. Вторая — незаконное вмешательство представителей местных исполнительных органов в работу избиркомов. Во всех избиркомах сидел представитель акимата, который управлял, показывал, что и как надо делать, заставлял переписывать протоколы. По сути дела, избирательные комиссии стали структурами акиматов.
Третья проблема — повсеместные грубые нарушения действующего законодательства. Да, оно ущербно, да, оно недемократично, но власть не соблюдает даже те законы, которые она же сама и приняла! Вот только один пример. В Бостандыкском районе Алматы директора школ и их заместители являются председателями 70 % участковых комиссий, 25 % — это руководители бюджетных организаций, то есть все зависимые от акиматов люди.
У народа терпение не резиновое
- Вы сами признаете, что власть — это шулер. И тем не менее играете с ней ее же краплеными картами. Надеетесь
- Мы каждый раз надеемся, что сумеем перекрыть мошеннические моменты. Обжаловать все нарушения в судебном порядке — очень дорого. В 2007 году партия потратила более двух с половиной миллионов тенге на судебные издержки, мы последнее отдали — а толку? По Алматы было предъявлено 118 судебных исков. Ни по одному не было решения в нашу пользу. У нас были документальные доказательства: допустим, камера фиксирует — трое зашли в кабину для голосования и вышли. Понятно, что
- Видимо, поэтому часть казахстанцев считают, что этот режим поменяют не выборы, а площадь. Не согласны?
- Это очень серьезный вопрос. Иногда раздаются такие призывы, и внутри партии говорят: «Давайте выведем людей!» Но я их останавливаю. Сейчас во власти сидят непрофессионалы, которые получили высокие должности коррупционным путем, они совершенно не знают законов. Поэтому я говорю: «Давайте бороться с ними интеллектом, давайте покажем глубокое знание законов, заставим этих людей работать». Это очень трудный и длительный путь. Но у нас есть моменты, когда мы добились существенных изменений, выиграли суд, где по фиктивным документам предприниматель захватил общественную территорию. Суд длился два года.
- Но это же капля в море!
- Это постепенный процесс… Я один могу выйти, я знаю, что понесу наказание. Но как вывести людей, которые попадут под полицейские дубинки?! Мне совесть не позволяет это сделать. Даже если они верят мне, я не могу их вывести, потому что у нас система, которая никого не хочет слушать, она может только дубинками работать. Вот мы уже два месяца добиваемся встречи с акимом Алматы. Мы ему написали, что придем
- Есть мнение, что нежелание оппозиции отстаивать свою точку зрения публично, в том числе на площади, воспринимается как ее слабость…
- Нет, это не слабость. Но они дождутся площади, потому что терпение у людей кончится. Сегодня в Алматы многие конфликты мы гасим, они приходят к нам, мы говорим: «Не надо, нельзя выходить на площадь, нельзя идти в акимат в любой день, давайте все облачим в правовую форму». Но власть сегодня сама нарушает законы, поэтому растут протестные настроения среди простых людей. Власть сама будит в законопослушных людях проэкстремистские настроения.
- Почему власть так себя ведет?
- Власть уверовала в свою безнаказанность. Она оплыла жиром, она живет комфортно, топчет простых людей, поднимает руку на беременных женщин. Они думают, что терпение у народа резиновое, что его можно бесконечно растягивать. Но даже высококачественная резина имеет свой предел и
ЦИК нарушила закон
- Как Вы думаете, почему ЦИК пошла на попятную и разрешила ОСДП дать списки представителей в избиркомы?
- Они нарушили закон, а мы внимательно читаем законы. В законе не написано, за сколько дней до выборов должны делегировать представителей в избиркомы: можно и за день, и за два. Если бы ЦИК не согласилась с нашими доводами, то мы подали бы в суд. Это грубая попытка навязать свою волю, власть не хочет нас пускать в избиркомы, ведь если мы зайдем, то о каких манипуляциях может идти речь?
- Но какой толк от членов комиссий с совещательным голосом? Разве они
- Решают. По крайней мере, у членов избиркомов появляется страх быть разоблаченными, потому что наш человек сидит рядом, смотрит, что они делают. Хотя, конечно, повлиять наши люди не смогут.
На президентских выборах один наш представитель отбивался от членов избиркома как мог: они пытались от него избавиться под разными благовидными предлогами, чтобы свои делишки провернуть, но не смогли ничего сделать во время голосования. Однако когда он переворачивал урну, чтобы высыпать бюллетени на стол, члены избиркома (а там были одни женщины) наклонились над столом и начали
Да, мы слабы. Но
- Если
- Мы лучше отнимем ресурсы у избирательной кампании, но отстоим нашего кандидата.
- Комментаторы на форумах удивляются, почему ОСДП не включила Владимира Козлова в партийный список, ведь «Алга» и «Народный фронт» предложили реальную помощь?
- К Козлову (руководитель незарегистрированной партии «Алга») претензий нет. Но как лидер партии может стать членом другой партии? Мы ему можем предложить, но ведь он сам откажется. Он и не ставил так вопрос, когда предлагал помощь (за что мы ему благодарны). Точно так же Алдамжаров не сможет войти — он же олицетворяет всех коммунистов Казахстана, как же он войдет в другую партию?
Мы все боимся «старшего брата»
- С какими лозунгами ОСДП пойдет в народ?
- Я пока воздержусь, не буду отвечать на этот вопрос, потому что еще со всеми документами не ознакомился.
- После съезда ОСДП стали упрекать в том, что партия ввела в список участника декабрьских событий. Решили потягаться с «Руханиятом» на национальном поле?
- Вовлечение «желтоксановца» Рахметова не связано с национальным вопросом, это дань уважения человеку, который в 1986 году вышел со своими друзьями на площадь и сказал «нет» тому, что в то время происходило в стране. Мы через Рахметова хотим показать преемственность: что мы, граждане Казахстана, тоже хотим сказать нынешней власти «Хватит!».
- Тогда что Вы будете предлагать казахскоязычным казахам? Что будете говорить о казахском языке?
- Это тема острая и очень тонкая. Очень хорошо сказал на съезде Жармахан Туякбай (председатель ОСДП) по этому поводу: «Неправильно заявлять, что нужно развивать только казахский язык, уничтожать другие языки. У всех должны быть равные условия». Сегодня казахский язык хоть и признан государственным, однако государство ничего не делает, чтобы мы научились казахскому языку. Почему
- Не боитесь, что Ваша позиция по поводу Таможенного союза и единого экономического пространства отпугнет неказахов и они будут голосовать за «Нур Отан», который ратует за интеграцию с Россией?
- Мы всегда говорили, что Таможенный союз — это нужная вещь, как любая интеграция. Однако, не имея промышленности, при разваленном сельском хозяйстве, мы входим в союз с государствами, которые экономически сильнее нас. Поэтому мы остаемся в проигрыше. То есть нужно было сначала условия посмотреть, может, льготы запросить, чтобы через
Один депутат — уже революция
- Как Вы оцениваете шансы на победу ОСДП?
- Булат Абилов (сопредседатель ОСДП «Азат») скромно сказал, что за ОСДП проголосуют 50%. Однако исходя из реальной ситуации, я думаю, что больше половины избирателей. Потому что так, как сегодня живет народ, дальше жить нельзя. Протестные настроения усиливаются. Сегодня «Нур Отан» достал всех, поэтому, откровенно говоря, мы рассчитываем и на то, что за нас будут голосовать назло «Нур Отану».
- Что будете делать, если Ваши кандидаты не пройдут в Мажилис?
- Это жизненный вопрос, но однозначно ответить на него очень сложно, мы думаем. Лично я созрел, чтобы выйти на площадь. Но у меня нет морального права призывать людей к этому.
- Предположим, ОСДП вошла в парламент, но разве нуротановское большинство не будет Ваши идеи рубить на корню?
- Мы надеемся, что даже один человек от оппозиции в парламенте станет провозвестником весны. Его появление в Мажилисе станет своего рода революцией, ему не смогут перекрыть все каналы — он сможет делать депутатские запросы, требовать
Источник: Газета “Голос Республики” №43 (219) от 2 декабря 2011 года
Link:
Астана заплыла жиром