Минувшая пятница стала для сирийского города Хомс наиболее кровавой за минувшие полгода. При разгоне массовой демонстрации были убиты более 40 манифестантов — по крайней мере так утверждают представители сирийской оппозиции. Всего же, по подсчетам правозащитных организаций, в Сирии уже погибли более 3000 человек.
Перепроверить поступающие из Сирии противоречивые сведения невозможно, однако ясно одно: с гибелью Муаммара Каддафи и победой ливийской революции ситуация в Сирии стала стремительно обостряться. В различных регионах страны дело уже не ограничивается мирными манифестациями — начали поступать сообщения о вооруженных стычках между армейскими подразделениями и солдатами, дезертировавшими из армии. До сих пор сирийские власти вообще отрицали факт массового дезертирства, однако шила в мешке не утаишь: судя по количеству перестрелок, солдат, перешедших на сторону оппозиции, становится все больше.
«Батальоны просят огня»?
Сирийское «мирное восстание» медленно, но верно переходит в «горячую» фазу. Свидетельством этому являются увеличивающиеся потоки беженцев, стремящихся покинуть Сирию и перебраться через границу в Турцию либо в Ливан, а также поведение контрабандистов. По утверждению турецких и ливанских пограничников, их активность в последнее время усилилась в разы. Раньше через
Целые кланы бедуинов, живущие в приграничной полосе, поколениями зарабатывали на перевозке нелегальных военных грузов от Асада «Хезболле», а теперь они не прочь подзаработать на столь же нелегальных поставках оружия и боеприпасов сирийским повстанцам. «С сирийской стороны до нас все время доносятся звуки перестрелки. Контрабандисты и солдаты воюют друг с другом», — рассказал журналистам французского телеканала TV5 один из живущих неподалеку от границы ливанцев.
Впрочем, абсолютное большинство сирийских демонстраций пока остаются мирными. Сотни тысяч людей раз за разом выходят на улицы сирийских городов, требуя отставки правительства и президента. И они
Напомним, что резолюцию, подготовленную рядом европейских стран и осуждающую действия сирийского режима, остановило двойное вето России и Китая: как заявил российский президент, «Асаду нужно дать время на реформы». Сирийцы ответили на это заявление «днем гнева», направленным против официальных действий Кремля (на Китай их гнев
Теперь же массовые демонстрации вспыхнули с новой силой по всей стране. Комментаторы связывают это с победой революции в Ливии и гибелью Муаммара Каддафи. С одной стороны, сирийцы восприняли эти известия как грозное предупреждение Башару Асаду, с другой — они надеются, что НАТО сможет использовать «высвободившиеся ресурсы», чтобы оказать помощь им.
Во время пятничной демонстрации в городе Хомс манифестанты призывали ООН установить над Сирией такую же зону запрета полетов, какая была установлена над Ливией, а демонстранты в Дараа столь же отчаянно призвали власти Турции «вмешаться и остановить кровопролитие».
На самом деле вряд ли эти призывы могут помочь. Правительство Асада с некоторых пор перестало использовать боевые самолеты против демонстрантов (ранее их применение считалось мерой устрашения, но она явно не сработала, а эффективной ее не назовешь), так что зона запрета полетов по большому счету не имеет смысла. Но главное — Запад вряд ли готов оказать сирийским оппозиционерам реальную военную помощь.
Вооруженная интервенция — малореальная затея, считает профессор Бейрутского университета Хилал Хашан: «Цена подобных действий и их последствий не поддается исчислению. Кроме того, по сравнению с войсками Каддафи сирийские боевые подразделения гораздо сильнее. Вмешательство
На самом деле европейские и американские военные эксперты с этой оценкой не согласны: по их данным, сирийская армия, несмотря на большую в сравнении с Ливией численность и лучшую
Тем не менее гипотетическое вмешательство требовало бы в отличие от Ливии широкомасштабной сухопутной боевой операции. Однако, помимо гигантских расходов, это означает еще и серьезнейший риск для участвующих в ней солдат НАТО, ведь в отличие от Ливии в Сирии нет организованного повстанческого движения, готового вступить в бой с армией режима, а значит, бойцам альянса пришлось бы все делать самим. Это не только дорого и опасно, но и очень уж напоминает не освободительный поход, а банальную оккупацию. Тем более что вряд ли можно рассчитывать на то, что Совбез ООН выдаст мандат на подобные действия.
Обождать и посмотреть?
Тем не менее недавно созданный Национальный совет сирийской оппозиции обратился к ООН с просьбой «предоставить сирийскому народу международную защиту», при этом не призывая напрямую к военной интервенции. Одновременно сирийские дезертиры все чаще стали нападать на солдат и полицейских — частично они действуют, опираясь на лагеря, устроенные в приграничных районах Турции. Турецкие власти закрывают глаза на их действия, но помимо этой молчаливой поддержки они ничего сделать не могут — да и никто другой не в состоянии предпринять ничего, кроме бессильных выражений протеста.
«Американцам потребовалось пять месяцев на то, чтобы «созреть» для заявления: Асад, мол, потерял свою легитимность, — подчеркивает профессор Хашан, — Если сирийцы не почувствуют, что Запад в самом деле отвернулся от Асада, нечего ждать, что такие метрополии, как Дамаск и Алеппо, поддержат протест. Средний класс в этих городах реагирует на события весьма сдержанно».
Эту точку зрения частично подтверждают и демонстрации в поддержку Башара Асада, подобные той, которая состоялась на минувшей неделе: несмотря на свою немногочисленность, она оказалась весьма шумной и от буйства собранной толпы пострадало даже американское посольство, а посол США был отозван в Вашингтон «для консультаций». Комментаторы полагают, что не все ее участники были собраны по приказу властей — часть их в самом деле присоединилась, чтобы поддержать президента.
Лидеры арабских стран также не в состоянии эффективно повлиять на ситуацию. Они всерьез опасаются больших неприятностей в том случае, если власть Башара Асада рухнет. Очевидно именно поэтому инициативы Арабской лиги в отношении Сирии иначе чем «беззубыми» не назовешь. Ее представители выдвинули двухнедельный ультиматум, пытаясь заставить режим вступить в диалог с оппозицией, — в понедельник срок его действия завершается, но ни правительство, ни оппозиционеры так и не проявили ни малейшего интереса к обоюдному разговору.
В минувшее воскресенье министры иностранных дел Арабской лиги встретились на конференции в Катаре и тоже ничего серьезного по поводу Сирии не решили. В «сирийской афере» арабы и Запад сидят в одной лодке — все боятся неприятных последствий для своих интересов в этом регионе.
«Если Запад вдруг решится на более жесткие действия против Дамаска, попытается обращаться с Асадом, как с Каддафи, сирийский президент выложит на стол свои иракские и ближневосточные козыри», — пророчит Хилал Хашан. По его мнению, Башар Асад может дестабилизировать ситуацию сначала в Ираке, а заодно спровоцировать, к примеру, большую войну ливанской «Хезболлы» с Израилем.
Американские войска почти полностью покинули Ирак, так что у сирийских «агентов влияния» оказалось гораздо больше пространства и возможностей для активных действий в этой стране. А уж «Хезболлу» даже провоцировать на атаки против израильтян не надо — влияние этой организации в Ливане в последнее время значительно пошатнулось, так что ее лидеры только рады будут устроить новую заваруху и решить свои внутренние проблемы за счет израильтян и ливанцев, как они это уже не раз делали.
Сам Башар Асад также не скупится на угрозы в сторону Запада. По его словам, стоит НАТО попытаться вмешаться в конфликт в его стране и на Ближнем Востоке начнется «землетрясение». «Сирия превратится для агрессоров во второй Афганистан, — заявил он в своем интервью британской газете Sunday Telegraph, — и если страна окажется расколотой, вслед за ней будет расколот весь Ближний Восток».
Что ж, возможно, на данный момент он прав. Но не следует забывать, что примерно с такой же угрозой в сторону НАТО не так давно выступал уже покойный Муаммар Каддафи.
Read more here:
Асад пригрозил НАТО Афганистаном