Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов подписал закон «Об организации и проведении собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий». Им с первого июля разрешается гражданам проводить различные массовые мероприятия. Закон выложен в свободном доступе на сайте «Туркменистан-золотой век».
Новый документ регулирует право граждан на «свободу собраний, митингов, демонстраций в порядке, установленном законодательством» и согласно ст. 27 Конституции Туркменистана.
Организовывать массовые мероприятия имеют право совершеннолетние граждане страны, общественные объединения, религиозные организации или политические партии. При этом в законе прямо не говорится о запрете на организацию акций общественными организациями, которые официально не зарегистрированы в республике. Но запрещено выводить народ на улицы тем политическим партиям и общественным организациям, «деятельность которых приостановлена, прекращена или запрещена или которые ликвидированы».
Возникает следующий вопрос, за рубежом действуют непризнанные правозащитные организации и политические партии, которых в Туркменистане официальные власти не замечают. Могут ли они претендовать на статус организаторов каких-либо акций? Однозначного ответа в законе нет.
Далее в документе говорится о том, что организаторы после того, как УВЕДОМИЛИ госорганы о проведении акции и согласовали время и место ее проведения, имеют право проводить агитацию в поддержку мероприятия через СМИ, выпускать и распространять листовки, плакаты и другую наглядную агитацию, собирать пожертвования, подписи граждан и требовать от органов правопорядка обеспечения спокойного проведения мероприятия.
Что интересно в отличие от Казахстана или России, где нужно получить РАЗРЕШЕНИЕ на проведение акции, в Туркменистане закон прямо говорит об УВЕДОМЛЕНИИ органов исполнительной власти о грядущей акции в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения массового мероприятия.
Причем пикетирование, проводимое одним участником, вообще не попадает под уведомление, его можно проводить где угодно и когда угодно. Ибо оно не регламентируется законом. Но при проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении массового мероприятия должно «подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения».
Что касается мест проведения общественно-политических акций, то в законе есть хитрая норма, которая звучит так: «Органы местной исполнительной власти определяют места, специально отведенные или оборудованные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов, а также для массового совместного присутствия граждан для открытого выражения общественного мнения по актуальным вопросам общественно-политического характера».
Другими словами, местные чиновники, скорее всего, выделят такие места, куда с трудом можно будет добраться. Впрочем, это не более чем наше предположение.
Зато закон четко говорит, где нельзя проводить массовые мероприятия — вблизи зданий резиденции президента, меджлиса (парламента), правительства и органов госуправления, местных органов власти, дипломатических представительств и консульских учреждений, военных и правоохранительных органов и органов обеспечения жизнедеятельности населения. Впрочем, если отойти от этих зданий на 200 метров, то, с формальной точки зрения, митинговать можно без опаски.
Также запрещено митинговать в местах, которые могут «повлечь нарушение нормальной работы объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи нормальному движению пешеходов и транспортных средств или доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры». Другими словами, дорогу перекрыть точно не получится.
Что любопытно, согласно закону «Об организации и проведении собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий», органы местной власти НЕ ИМЕЮТ ПРАВО ЗАПРЕТИТЬ ПРОВЕДЕНИЕ АКЦИИ.
Вернее, они могут отказать в проведении массового мероприятия только в том случае, если организатор, например, не гражданин Туркменистана или мероприятие было запланировано под окнами президента Гурбангулы Бедымухамедова, а не в 200 метрах от резиденции главы государства.
Утрируем, конечно. Но очень необычно читать подобное. Кстати, даже в случае, если в заявке указаны цели мероприятия, которые противоречат законодательству и Конституции страны, то орган местной власти обязан уведомить организаторов, «что при наличии указанных правонарушений проведение такого мероприятия может повлечь за собой ответственность организатора, а также других участников массового мероприятия в порядке, установленном законодательством Туркменистана».
Заметьте — уведомить, а не запретить митинг, шествие, пикет или демонстрацию! Это, конечно, не означает, что органы правопорядка или местной власти не могут прервать акцию, но и для этого должны быть весомые причины: возникновение реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, совершение участниками массового мероприятия незаконных действий, погромы, поджоги, массовые беспорядки и так далее.
Кстати, законодательно запрещено для участников акций «скрывать свое лицо, в том числе использовать маски» и иметь при себе оружие, боеприпасы, взрывные устройства, легковоспламеняющиеся и пиротехнические вещества и так далее. Распитие спиртных напитков во время проведения мероприятия тоже под запретом.
И самое важное, в законе закреплено, что после проведение акции органы госвласти, которым адресуются вопросы от организаторов и участников мероприятия, ОБЯЗАНЫ рассмотреть данные вопросы по существу и сообщить о принятых решениях организатору массового мероприятия.
Конечно, мы далеки от того, чтобы предполагать появление в Туркменистане разгула уличной демократии, но закон несомненно хорош.
Другой вопрос, насколько он окажется востребованным и рискнут ли граждане страны публично и открыто выказывать свое недовольство теми или иными решениями государственной власти. Будем откровенны, пока это трудно себе представить.