Политические итоги года подводит известный общественный деятель и публицист, постоянный автор «Трибуны» Амиржан КОСАНОВ.
— Каким был 2016 год? Какие важные политические события вы бы отметили? Произошло ли что-то знаковое, которое может повлиять на будущее страны?
— Конечно, событий было много, всего не перечислишь. Но с точки зрения общих, знаковых тенденций можно отметить три блока, в которые можно объединить эти события.
Первый блок касается экономической сферы, точнее, отсутствия в ней реальных подвижек. Страна движется по накатанной кризисной колее, правительство работает в традиционном для него пожарном режиме, Национальный фонд и бюджет истощаются, социальные обязательства власти почти сведены на нет. К сожалению, из года в год мы вынуждены констатировать эти тенденции. Изредка елбасы устраивает публичный нагоняй своим министрам и акимам, но воз нерешенных проблем и ныне там!
Ухудшение социально-экономических показателей, как ни странно, стало… привычным и, если хотите, удобным для власти. Никого за падение тех или иных цифр не наказывают, не отправляют в отставку, благо для них кризис стал своеобразным универсальным оправданием некомпетентности и депрофессионализации руководящих кадров.
Конечно, в таких случаях можно сказать о роли того же мажилиса, который мог бы устроить соответствующий разнос неуспешному правительству, но только не в нашем случае. В этом году состоялись выборы депутатов. А что изменилось в результате? Все те же депутаты, которым ой как далеко до дум и чаяний рядовых казахстанцев. У нас сложилась новая политическая формация в виде сращивания законодательной (представительной) власти с исполнительной властью. Страна с таким уродливым явлением просто обречена быть неуспешной!
Второй блок событий связан с резкой активизацией протестных настроений в обществе. Власть фактически уничтожила легальную, в том числе и партийную оппозицию. Она сидит и потирает руки: «вот тебе, бабушка, и Юрьев день» — страну всколыхнули митинги против одиозного Земельного кодекса!
Оказывается, для того чтобы выйти на площадь и выразить свой протест, необязательно иметь в наличии оппозиционную партию или движение: сами граждане, без указки сверху (или из того же Шымкента), могут проявить такую инициативу! Думаю, что в этом и заключается главная ошибка акординских политтехнологов, которые руководствовались ложным тезисом «нет партий — нет проблем». На деле оказывается все гораздо сложнее…
Третий блок определен серией судебных процессов, как раз связанных с гражданским обществом.
Имена Сейтказы МАТАЕВА и его сына уже стали нарицательными в смысле оценки состояния свободы слова в Казахстане! Произошло самое удивительное: власть своими руками из одной из самых лояльных к елбасы и значимой в сфере СМИ персоны сделала символ борьбы за принципы соблюдения одного из основополагающих конституционных прав казахстанцев!
А позорный судебный процесс над гражданскими активистами Максом БОКАЕВЫМ и Талгатом АЯНОМ вообще показал полную деградацию как судебной, так и политической системы Казахстана. Я имею в виду попытку власти связать патриотический порыв граждан по всей стране против Земельного кодекса с какими-то чересчур абсурдными и умопомрачительными планами по государственному перевороту одного местного пивобарона — ТУЛЕШОВА.
Кстати, как ни странно, в эту общую фабулу аккуратно ложится и факт выхода на свободу опального Мухтара АБЛЯЗОВА — экс-главы БТА Банка и экс-теневого вдохновителя партии «Алга». Есть, конечно, и ряд других важных событий, но думаю, что все они логично ложатся в эти три общих тренда…
— НАЗАРБАЕВ находится у власти 27 лет. В очередной раз он будет поздравлять с Новым годом страну с экранов ТВ. А ведь за это время сменилось целое поколение! Вам уже перевалило за 50. Нет ощущения украденного исторического времени? Вы не устали от назарбаевского режима?
— Конечно, нельзя отрицать очевидные заслуги НАЗАРБАЕВА перед страной. Я об этом писал не раз. Но созданная им система исключительных отношений между ним и (народом, кланами и своими любимчиками) как раз и сформировала уродливую сущность нынешнего казахстанского бытия. В этом смысле как носитель идеи несменяемости власти, как архитектор Астаны и государственного устройства страны после 1995 года НАЗАРБАЕВ несет свою часть политической и личной ответственности.
Конечно, мы, те, кто все эти годы столь нелюбимы Акордой, могли бы внести свой посильный вклад в развитие страны — в оппозиционной среде немало настоящих профессионалов, которые могли бы успешно работать во власти.
Но тут есть ряд как личностных, так и общественно значимых моментов. В том числе и тех, которые касаются кадрового вопроса. Очень жаль, что в этой сфере все еще превалируют такие средневековые и уводящие страну из цивилизованного лона махровые тенденции, как трайбализм, местничество, кумовство. Извините, но у нас уже есть свое сектантство в этом вопросе! Чиновников стали различать по принципу принадлежности не только к кому-либо во власти, но и по признаку религиозной общности! Эдаким макаром мы далеко не уедем!
Думаю, что в такой ситуации сам елбасы должен показать пример равноудаленности от всех существующих групп влияния в своем окружении! И выход у него один: все значимые должностные персоны должны приходить во властные структуры исключительно на основе честных и прозрачных выборов!
— Если бы вы в следующем году встретились с НАЗАРБАЕВЫМ тет‑а‑тет, что бы ему сказали? На какие проблемы обратили бы его внимание? Как бы вы оценили годы независимости и его правления?
— Не думаю, что такая встреча состоится.
Но если бы она состоялась, то я бы сделал краткую выжимку из всего, что написал за 18 лет нахождения в оппозиции. Думаю, что все мои мысли о роли елбасы в истории страны, о проблемах и перспективах уже мною написаны.
Я бы также сказал ему о безумной эйфории культа личности, которая в первую очередь отражается на имидже самого елбасы. Он должен понимать, что такие, не входящие ни в одни демократические ворота, лесть и подхалимаж не красят его в исторической перспективе. Возможно, кое-кто во власти и пожинает свои плоды на этом поприще лизоблюдства и чинопочитания, но вовсе не сам елбасы! Все это ему только во вред!
— Одним из знаковых событий 2016 года был уход из жизни Ислама КАРИМОВА. Узбекский правитель умер на троне. Но в этой стране власть мирно перешла в руки МИРЗИЯЕВА и политической турбулентности удалось избежать. А что могло бы случиться в Казахстане в схожей ситуации? Как Акорда может избежать негативного сценария?
— Очень сложный вопрос. Ибо ответ на него зависит не от объективных процессов и тенденций, которые имеют место в обществе, а от решения одного человека.
Все мы ходим под Богом. Елбасы тоже. И рецепт в таких случаях один: пока есть возможность, создать условия для того, чтобы передача власти прошла как можно мирно и без потрясений.
К сожалению, в сегодняшнем Казахстане я не вижу общего (межкланового!) консенсуса по этому вопросу. Происходят «наезды» и аресты, которые имеют под собой исключительно групповую, клановую основу: одни крутые и упакованные «наезжают» на других, не менее крутых и упакованных. А ведь эти межличностные конфликты могут стать катализатором серьезных еще более кризисных потрясений! Но кто во власти думает об этом?! Мне кажется, что нынешнее окружение елбасы занято совсем другими проблемами — своим благополучием в постназарбаевский период. Жаль и прискорбно, что целая страна, состоящая из 17 миллионов достойных граждан, становится заложником этих межклановых разборок!
Думаю, что самому елбасы надо серьезно задуматься над этой хоть и вялотекущей, но очень опасной для будущности страны проблемой.
Конечно, у него свои приоритеты, взгляды и ощущения. Но без согласования своего решения с мнением плюралистического, многообразного общества невозможно найти самый правильный выход из ситуации!
— Вышел на свободу известный бизнесмен и политик Мухтар АБЛЯЗОВ. Как это повлияет на казахстанскую оппозицию? Смогли ли вы объединиться с группой АБЛЯЗОВА для борьбы с властью? Какие минусы и плюсы АБЛЯЗОВА как политика вы бы отметили?
— Мухтар, несомненно, значимая фигура в казахстанской политике. Хотя бы в силу того, что с ним, как видно, до сих пор считается Акорда. Власть преследует его нещадно, шельмует в подконтрольных СМИ — значит, считается. Политические олигархи тоже нужны для страны, где нужно воспитывать традиции политической конкуренции!
Он был видным представителем поколения «младотюрков», которые пришли во власть в середине 90‑х. Я был в правительстве тех лет. Это было время решительных реформ.
Позже он ушел в оппозицию, став одним из рулевых ДВК. Тоже было интересное время, когда бывшие министры и акимы сначала критиковали старшего зятя елбасы Рахата АЛИЕВА, после перешли на личность его тестя.
Жаль, что они, создавая ДВК, не захотели интегрироваться с вполне состоявшейся структурой, которую в свое время смог создать Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН.
Хотя все мы, кто был в РНПК, по просьбе экс-премьера вступили в это движение, написали заявление и т. д. Мы искренне поддерживали новое движение, их молодой задор и креатив. Наши СМИ много писали о них.
Но молодые ребята решили идти свои путем, проигнорировав присутствие на оппозиционном поле части «старой оппозиции»: они работали с теми, кто был в регионах, но демонстративно чурались общения с теми, кто был у руля РНПК. Возможно это было какое-то личное отношение к самому КАЖЕГЕЛЬДИНУ, который на тот момент был ключевым оппозиционером. Лично я никакой трагедии из этого не делаю, ибо многие наши соратники по РНПК, особенно в регионах, были рекрутированы в политические проекты ЖАКИЯНОВА и АБЛЯЗОВА. Но нас лично там не оказалось. Помню даже такой момент: идет съезд ДВК, и нас, руководство РНПК, не включают в руководящий орган ДВК, якобы места нет…
Да бог с ними, с прежними обидами: обидчивым людям нечего делать в большой политике.
Позже Мухтар, отсидев на зоне, снова вступил на оппозиционную стезю. Многие его проекты (партия «Алга», сеть СМИ, в том числе и «Республика») были достаточно информационно успешными и реально задевали власть. Тем более что, будучи в структуре власти и ее окружении, Мухтар имел эксклюзивную информацию об истинных нравах «небожителей» акординского двора. И эти статьи вызывали неподдельный интерес читателей. Ведь порой конкретный компромат более убийственен, чем общее, мало задевающее реальных персон, политическое заявление какой-нибудь партии! Как это делает от случая к случаю наша приснопамятная ОСДП, которую столько лет мы с вами так усердно пропагандировали.
Что касается возможного альянса, то я всегда был сторонником реального (не на словах, а на деле!) объединения всех, кто хочет демократических перемен в нашей стране. И потому не исключаю сотрудничества ни с кем, включая и Мухтара.
Но есть два важных вопроса к нему, которые я озвучивал ранее.
Он должен очиститься от официального обвинения, связанного с якобы уводом им средств из БТА Банка.
И он должен думать о единстве выступающих за демократические перемены сил, а не только о своих проектах и окружении. Общее должно быть выше, чем личное. И если честно, он должен избавиться от тех, кто работает с ним исключительно за его деньги. Есть же, в конце концов, идеи. Надеюсь, находясь в тюрьме, он понял цену этим людям…
— Прошедший год ознаменовался масштабными земельными протестами. Могут ли такие события повториться в следующем году? Есть ли для этого предпосылки? Что может поднять казахов, кроме земельного вопроса?
— Казахов, как и любую нацию, может поднять только чувство собственного достоинства! А поводов для того, чтобы нация почувствовала это, хватает! И вопрос земельной реформы всего лишь одна из составляющих этого многогранного спектра протестных настроений! Тем более что земельный вопрос окончательно не решен, а всего лишь отодвинут на несколько лет. Поэтому эту проблему можно считать не решенной, а всего лишь отложенной на время. Получается, что это мина замедленного действия, заложенная в основу нашей государственности.
Поэтому я не исключаю, что и в будущем году могут быть новые, возможно вовсе неожиданные, причины и поводы для проявления народного недовольства.
Ведь, несмотря на бодрые кадры «Хабара» и периодические бравые отчеты министров и акимов у елбасы, ситуация все более ухудшается. Тем самым и проблем, вызывающих общественное неприятие и протест, становится все больше. Чем вам не причина для новых митингов?
Учитывая византийский характер формирования и функционирования нашей властной иерархии, я вовсе не исключаю того, что скрытые от глаз общества межклановые конфликты и разборки могут иметь и свое внешнее проявление! Кто может гарантировать, что тот или иной клан не будет использовать и политические методы (митинги и т.д.) для реализации своих планов по приходу к власти?
— Какие важные политические, экономические и культурные события могут произойти в следующем году? Ждете ли вы чего-то определенного
от 2017 года?
— Если посмотреть календарно, то предстоящий 2017 год — знаковый. В этом году исполнится 100 лет как Февральской, так и Октябрьской революциям в России, которые на десятилетия вперед определили будущее не только в этой стране, но и на сопредельных территориях, включая и нашу страну.
Не пора ли нашей власти сделать соответствующие выводы из этих исторических событий и аналогий?! Ведь есть очень большая разница между буржуазной революцией и пролетарской!
Что касается самих ожиданий в следующем году. Не думаю, что нас ждут грандиозные новшества в сфере той же демократии. К сожалению, последний всплеск культа личности накануне Дня первого президента, когда начали ставить его памятники, и его комментарий «мне приятно» не позволяют нам строить планы по поводу того, что атмосфера подхалимажа и лизоблюдства сменится. Наши горе-чиновники поняли, что лесть — это прямой путь к сердцу елбасы!
А это значит, что вся государственная политика теперь будет ориентирована именно на это: восхваление и прославление заслуг одного человека и сплошных успехов его команды. А такой подход исключает любой мало-мальский критический взгляд на происходящее.
Вместе с тем думаю, что межклановая война усилится, обретет новые черты, появятся и проявятся новые персоны, будут новые посадки и отставки.
Возможно, будет начата реализация озвученного елбасы проекта по разделению полномочий между президентом, парламентом и правительством. Это три ключевых института, за которые будут бороться кланы, и весьма возможно, что в руководстве этими ветвями власти появятся новые, доселе неизвестные имена. Хотя все эти годы мы видим одно и то же: все чиновники двигаются по строгой горизонтали. Да и скамейка запасных у елбасы кажется слишком короткой: одни и те же, во многом дискретировавшие себя, лица.
— Чего бы вы пожелали читателям «Трибуны» под Новый год? Как вы обычно его встречаете?
— Новый год прежде всего семейный праздник. Так что буду в этот день рядом со своей мамой, ей 78 лет. Она живет с кенже, самым младшим в нашей семье.
В этот день я, как и все, желаю всем личного счастья и общественного благополучия!
А читателям газеты «Трибуна» еще желаю, чтобы, несмотря на все препоны, которые власть создает этому независимому изданию, газета оставалась такой же боевой и интересной!
— Спасибо за интересную беседу!
Подготовила Инга ИМАНБАЙ
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com