-12 C
Астана
19 ноября, 2024
Image default

Алихан Букейхан: «Нужно предоставить народам право жить не по Марксу, а так, как…

5 мар­та 2014 года — 148 лет со дня рож­де­ния Али­ха­на Букей­ха­на, лиде­ра казах­ско­го наци­о­наль­но­го дви­же­ния «Алаш» нача­ла ХХ века, отца-осно­ва­те­ля и гла­вы госу­дар­ства Алаш.

«Потом­ки ханов име­ют непре­хо­дя­щий
долг перед каза­ха­ми, и пока я жив,
не пере­ста­ну слу­жить каза­хам».
А. Н. Букейхан

«Я Совет­скую власть не любил, но признал!»

Барлыбек Сырттанулы (Сыртанов) с группой казахских студентов, обучающихся  в С.-Петербурге в 1890-1896 гг.«Лидер бур­жу­аз­но-наци­о­на­ли­сти­че­ско­го дви­же­ния каза­хов» – это одно из основ­ных обви­не­ний, предъ­яв­лен­ных Воен­ной кол­ле­ги­ей Вер­хов­но­го Суда СССР 27 сен­тяб­ря 1937 года быв­ше­му пре­мьер-мини­стру Авто­но­мии Алаш-Орда, или госу­дар­ства Алаш, Али­ха­ну Букей­ха­ну, кото­рое дало Совет­ской вла­сти осно­ва­ние при­го­во­рить его к выс­шей мере нака­за­ния через рас­стрел. При­го­вор был испол­нен в тот же день – 27 сен­тяб­ря 1937 года. Место испол­не­ния нака­за­ния – оди­ноч­ная каме­ра Бутыр­ской тюрь­мы в Москве. 
Был ли Али­хан Букей­хан бур­жу­аз­ным наци­о­на­ли­стом? Архив­ные мате­ри­а­лы, а еще луч­ше его соб­ствен­ное бога­тей­шее пуб­ли­ци­сти­че­ское насле­дие не остав­ля­ют сомне­ний в том, что он был наци­о­на­ли­стом, при­чем убеж­ден­ным, и остал­ся им до послед­не­го вздо­ха в оди­ноч­ной каме­ре Бутыр­ки. Об этом сви­де­тель­ству­ет его крат­кая речь, выска­зан­ная перед выне­се­ни­ем смерт­но­го вер­дик­та после предо­став­ле­ния ему послед­не­го сло­ва, в ней не было даже наме­ка на рас­ка­я­ние: «Я не любил Совет­скую власть, но при­знал!» А клей­мо апо­ло­ге­та «наци­о­наль­ной бур­жу­а­зии» вожди Совет­ской вла­сти при­кле­и­ли ему лишь из-за его пре­бы­ва­ния в рядах Кон­сти­ту­ци­он­но-демо­кра­ти­че­ской пар­тии (пар­тии «Народ­ной сво­бо­ды», или каде­тов) и член­ства в ее Цен­траль­ном коми­те­те с 1912 года в пери­од само­дер­жав­ной Рос­сии и пер­вые меся­цы после Фев­раль­ской рево­лю­ции. Если рос­сий­ская, точ­нее ска­зать, рус­ская кадет­ская пар­тия явля­лась «бур­жу­аз­ной» в устах боль­ше­вист­ских вождей до и после веро­лом­но­го захва­та вла­сти в Рос­сии в октяб­ре 1917 года, то их обви­не­ние казах­ской интел­ли­ген­ции «Алаш» во гла­ве с Али­ха­ном Букей­ха­ном в «бур­жу­аз­ном наци­о­на­лиз­ме» было не более чем пло­дом их бес­пре­дель­ной фан­та­зии. Казах­ская бур­жу­а­зия в нача­ле ХХ века – это нечто из обла­сти науч­ной фантастики. 
Меж­ду тем А. Н. Букей­хан – не про­сто убеж­ден­ный казах­ский наци­о­на­лист, и коим он остал­ся в оте­че­ствен­ной исто­рии, а и отец-осно­ва­тель, яркий идео­лог и лидер одно­имен­но­го наци­о­наль­но­го дви­же­ния, пар­тии и идеи наци­о­наль­но­го един­ства и воз­рож­де­ния казах­ско­го наро­да, извест­ной как «Алаш». Но к этой идее – вер­шине сво­е­го поли­ти­че­ско­го миро­воз­зре­ния – он при­шел через тер­ни­стый путь эво­лю­ции, кото­рый начал­ся с увле­че­ния эко­но­ми­че­ским мате­ри­а­лиз­мом Марк­са в сту­ден­че­ские годы. 

Читать даль­ше:  

Али­хан Букей­хан: «Нуж­но предо­ста­вить наро­дам пра­во жить не по Марк­су, а так, как…

архивные статьи по теме

Легитимность — главная «политическая валюта»

Ислам Каримов «выздоровел» и собирается в Москву

От майдана до майдана – два броска камня