Молдавский инвестор Анатол Стати готов к аресту имущества Республики Казахстан в США. Министр юстиции РК Марат Бекетаев пытается опровергнуть просочившуюся информацию. Но, так или иначе, вся эта печальная для страны история может стоить ему поста.
13 ноября 2018 года Суд округа Колумбия, США, вынес решение в пользу Анатолия Стати в споре с Казахстаном, разрешив производить арест активов республики в Вашингтоне. Это, конечно, не означает, что здание посольства РК в США может быть угрозой ареста. Но тем не менее создан очень важный прецедент для молдавских инвесторов, ведущих юридическую войну с Акордой уже много лет.
Семья Стати выиграла иск у Казахстана в Арбитражном суде Стокгольма еще в декабре 2013 года. Правда сумма выигранного составила существенно меньше ожидаемого. По решению Арбитража Казахстан должен выплатить компании Ascom Group около 525 миллионов долларов. В эту сумму вошли 277,8 миллиона — за месторождения Толкын и Боранколь, 31,3 миллиона — за разрыв контракта на использование недр, 199 миллионов — за незаконченный завод и еще около 9 миллионов — судебные издержки. В общем же Стати требовали более 4 миллиардов долларов, но Казахстан отказался платить даже проигранную сумму: в Акорде предпочли юридическую войну с молдавскими инвесторами.
Сначала правительство РК обжаловало решение арбитража в Шведском арбитражном суде, затем в Высшем. В обоих судах было отказано. Тогда правительство РК перенесло разбирательство в Лондон. Здесь Казахстану удалось заручиться поддержкой в Высшем суде Лондона, который 6 июня 2017 года (три с половиной года спустя) допустил возможность мошенничества со стороны Стати.
Но к этому времени молдавские инвесторы уже перешли в наступление. Они обратились в суды национальных юрисдикций, где потребовали взыскания денег и ареста активов на основании решения международного арбитража. Национальные суды в этой ситуации фактически выполняют функции «энфорсера» или даже коллектора. Помимо Швеции и Великобритании в разбирательство оказались втянуты Голландия, Швеция, Люксембург и Соедиеннные Штаты Америки.
Особенная интрига развернулась в США, где правительство Казахстана подало встречный иск против молдавских инвесторов.
В апреле 2017 года международная юридическая компания NORTON ROSE FULBRIGHT (любимая фирма нынешнего министра юстиции Марата Бекетаева) подала от имени Казахстана иск в окружной суд федерального округа Колумбия (U.S. District Court District of Columbia (Washington, DC). В этом иске отец и сын Стати обвинялись в мошенничестве и создании организованной преступной группировки.
Последнее обвинение было необходимо для того, чтобы «втиснуть» дело в рамки закона о противодействии организованной преступности (Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act). Этот федеральный закон, более известный по своей аббревиатуре «RICO», был принят в 1970 году с особой целью – справиться, наконец, с организованной преступностью.
Закон предполагал существенное расширение полномочий правоохранительных органов, удлинял сроки наказания, расширял возможности досудебного содержания подозреваемых за решеткой и предусматривал арест активов, приобретенных на средства, «вырученные от рэкета». Федеральные законодатели согласились принять его лишь в качестве «чрезвычайной временной меры». Но, как часто случается, «чрезвычайное» превратилось в «обычное» — закон действует и по сегодняшний день.
Правда, заметим, что в течение первых десяти лет этот закон практически не действовал. Нормы его были настолько необычны для американского правосудия, что на протяжении десятилетия после принятия прокуратура США не решалась использовать новый закон, опасаясь, что опытные адвокаты разобьют в суде любое обвинение, построенное на его основе. Даже сейчас, спустя почти полвека, сфера действия этого закона довольно жестко ограничена. Обвиняемый по этому закону должен совершить не менее двух преступлений, определяющих его в качестве рэкетира.
Почему в качестве инструмента войны против молдавских инвесторов Марат Бекетаев и его любимая фирма выбрали этот закон? Ответ на этот вопрос следует из текста поданного в 2017 году иска. Как пишут его авторы, юристы Стати забросали исками суды в США, в которых не только требуют ареста активов, но и рассылают повестки с требованием дачи показаний от различных ответственных лиц.
Что важно, предметом особого внимания казахстанских властей стала юридическая фирма Clyde and Co., представлявшая интересы глобальной трейдинговой компании Vitol, с которой Стати также разбирались в арбитраже. С учетом недавно появившегося в публичном поле расследования о более чем тесных связях Vitol с семьей президента Казахстана этот интерес становится более понятным.
(Мы расскажем об этом расследовании подробно в одной из наших следующих публикаций — ред.)
Другими словами, иск, поданный Казахстаном, в конечном итоге мог иметь своей цельюв том числе прекращение любых расследований операций Vitol с правительством. Соответственно, более рациональной выглядит тут и цель министра юстиции РК Марата Бекетаева, который не только воюет со Стати, но и защищает более чувствительные для Акорды темы.
Продолжая историю с молдавскими инвесторами, констатируем, что странная затея с обвинением Стати в рэкетирстве предсказуемо завершилась фиаско. Уже в марте 2018 года американский суд подтвердил законность решения стокгольмского арбитража по иску молдавского бизнесмена Анатолия Стати к правительству Казахстана, обязав РК выплатить Стати все те же 525 миллионов долларов.
Тогда ведомство Бекетаева стало требовать приостановить процедуру принудительного взыскания до завершения апелляционного процесса. Но 13 ноября 2018 года получило отказ. В решении суда указывается, что Анатол Стати может вернуть эти деньги из «любых государственных активов Казахстана в США». По большому счету это может означать что угодно.
Правительство РК пытается сделать хорошую мину при сложившейся игре. А министерство юстиции РК пытается даже отрицать саму такую возможность. Марат Бекетаев надеется, что по каждому конкретному взысканию будет получаться разрешение от окружного суда, в зависимости от каждого конкретного случая. При этом, по его словам, представители Стати должны доказать, что определенный актив не подпадает под одно из исключений, отраженных в законе США о суверенном иммунитете иностранных государств.
В общем, имущество посольства Казахстану могут и сохранить. Но, как следует из судебного решения, принципиально избежать арестов активов можно лишь при выполнении одного условия — если Казахстан внесет залог на всю сумму арбитражного решения. То есть на полмиллиарда долларов.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0