Случайно или нет, но неделю назад в столице Австрии Вене состоялось весьма примечательное мероприятие. Три десятка политиков и бизнесменов — представителей Задунайской республики собрались в одном зале для того, чтобы послушать выступление вице-министра из Казахстана.
Магзум Мирзагалиев из Министерства энергетики РК для затравки рассказал аудитории об успехах и блестящих перспективах альтернативной энергетики Казахстана, а затем приступил к делу — углеводородному, естественно. О самом этом деле, новостные агентства поведали скупо, но отметили живой и непосредственный интерес бизнес-кругов к возможности ведения бизнеса в Казахстане.
С отдельным докладом выступил австрийский адвокат Габриэль Лански — главный оперуполномоченный по делам Казахстана в Австрии. (Читайте про него в статьях “Казахская сеть в Вене”, “Зачем Лански летал в Астану с Квасьневским и Проди?”, “Провальный блицкриг адвоката Лански”, “Проект Алиев”, или Как Акорда мутит воду в Австрии”, “Шпионский скандал в адвокатской коллегии”). Именно этот человек, возглавляющий одноименную фирму, располагающуюся в неприметной, но, как говорят информированные люди, шикарно обставленной квартире, решает с помощью «правильных» нвесторов все щекотливые вопросы, возникающие у Акорды в Австрии.
О том, каким образом он достигает поставленных перед ним целей, говорит письмо, опубликованное в австрийской газете Die Presse, отправленное 27 июня 2011 года господином Лански гендиректору австрийской нефтяной компании OMV Герхарду Ройссу. В нем Лански в приказном порядке требует от Ройсса добиться возбуждения уголовного дела против бывего зятя Наарбаева Рахата Алиева. В противном случае обещает (или угрожает?) адвокат, Австрия столкнется с серьезными последствиями.
Выполнение запросов елбасы — основное условие для попадания в казахстанский инвестиционный пул. Об этом же говорят и другие документы, которые были опубликованы в интернете. Например, переписка Альфреда Гузенбауэра с Кайратом Келимбетовым (сегодня он председатель Национального банка Казахстана, а тогда был министром экономического развития и торговли), в которой тот активно просит отдать выгодные подряды австрийскому концерну STRABAG. «Дорогой Кайрат, я надеюсь, что тебе понравится мое письмо», — пишет Гузенбауэр.
Бывший федеральный канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр — ветеран австрийской политики, функционер социал-демократической партии, которую он возглавлял с 2000 по 2008 год, а затем оказался в первой шеренге политических лоббистов Акорды. Такой кульбит дорого обошелся политическому ветерану. Его обвиняли в шпионаже и даже проводили расследование. Эти обвинения покончили с политической карьерой Гузенбауэр, но политическая помощь Акорде — выгодный бизнес. В прямом смысле этого слова.
В июне 2010 года Гузенбауэр возглавил наблюдательный совет австрийского строительного концерна STRABAG. А 14 июня 2011 года он направляет послание на адрес Кайрата Келимбетова. «Дорогой Кайрат», — начинает свое письмо австрийский экс-канцлер, а затем прямо и без особых обиняков предлагает министру предоставить ему информацию о том, насколько благосклонно отнесутся в Казахстане к заявке Штрабага на участие в проекте по расширению Nazarbejev University. По ходу он напоминает Кайрату Нематовичу, с кем тот имеет дело. В частности, указывает на то, что у концерна STRABAG «отличные отношения со всеми, кто вовлечен в этот проект, начиная с его автора — архитектора господина Кисно до премьер-министра Масимова и Нурсултана Назарбаева».
«Так как сама подготовка к проекту стоит больших денег, — пишет Гузенбауэр, — мне хотелось знать, рассматривает ли руководство Казахстана нашу компанию в качестве партнера». Вот так вот, буквально в терминах «ты меня уважаешь?». Может именно поэтому господин Келимбетов с ответом решил повременить. Впрочем, это его обычная стратегия и тактика — пусть дураки воюют.
Так и не дождавшись ответа, 1 августа того же года, взволнованный Гузенбауэр отправляет повторное сообщение.
Причина для волнений отставного политика в том, что, по его сведениям, список документов для тендера уже готов и в течение недели будет разослан «ограниченному числу строительных компаний», но STRABAG в этом списке нет. «Я был бы очень благодарен, если бы Вы включили нашу компанию в этот список… очень прошу Вашей поддержки», — почти умоляет министра экс-президент и выражает надежду лично встретиться с ним.
Это весьма примечательное обстоятельство, которое отлично характеризует ситуацию — насколько важны подобные проекты для австрийцев. И как далеко они готовы пойти, чтобы заполучить право хотя бы участвовать в тендере.
Как развивались события дальше неизвестно, но следующее письмо из архива, датированное уже 24 октября, позволяет сделать вывод о том, что Гузенбауэру удалось добиться своего.
«Дорогой Кайрат, я надеюсь, что у тебя все хорошо. Как мы и договорились во время нашей прошлой встречи, представители STRABAG готовы приехать в Астану и сделают это с удовольствием», — пишет Гузенбауэр.
К встрече с министром экс-канцлер готовил целую «группу руководящих товарищей», готовых по первому сигналу отправиться в столицу Казахстана. На этот раз ответа Келимбетова ждать долго не пришлось. Уже на следующий день он сообщил, что «очень рад скорой встречи» и готов общаться с высокими гостями из Вены.
На этом «письменная» история заканчивается. То ли после назначенного свидания стороны перешли на другие методы коммуникации (опубликованные в интернете письма отправлены и получены на IPad Келимбетова), то ли переписка уже больше была не нужна, потому что стороны перешли на уровень «конкретных» договоренностей.
Так или иначе, но можно считать, что усилия Гузенбауэра не были потрачены напрасно. Об этом говорит уже официальное послание STRABAG, отправленное 23 сентября 2013 года в адрес фонда «Самрук-Казына» (его можно найти на сайте фонда). В нем уже казахстанские представители фирмы извещают руководство «Самрука» о том, что компания принимает участие в отборе стратегического партнера автономной организации образования «Назарбаев Университет» по строительству Национального научного онкологического центра в городе Астана». А это означает, что все у Гузенбауэра получилось.
Вы можете прочитать другие наши статьи на тему лоббистов Казахстана на Западе под заголовками: “За что продается Родина?”, “Как Дариге Назарбаевой купили концерт в Париже”, “Полмиллиона евро для Лорана Тайеба”, “Как казахские власти “покупали” французов”, “Как казахских лоббистов поймали за руку”, “Код Акорды — 2. Страх и террор”, “Как Блэр «продавал» Европе автократии”, “Дилижанс Акорды”, “Кто работает во Франции на Акорду”, “Опричники СуперХана, или Кто работает на Акорду”.