27 сентября 2017 года президент США Дональд Трамп представил согражданам планы налоговой реформы, пообещав “историческое снижение налогов для американского народа». По его словам, нынешняя налоговая система препятствует экономическому росту, поэтому он собирается снизить налоги для среднего класса, упростить налоговое законодательство и сделать его более справедливым для простых американцев.
«Мы собираемся вернуть обратно рабочие места и благосостояние, которые, как думают многие американцы, навсегда покинули нашу страну» – заявил Трамп, выступая в Индианаполисе.
Экономическая ситуация в Казахстане существенно хуже, чем в США. Соответственно, Акорда должна быть более активной и смелой в вопросах экономической политики, чем администрация Дональда Трампа. Но вместо этого правительство РК снова и снова имитирует реформы.
Чтобы подтвердить данный факт, достаточно проанализировать соответствующие намерения казахстанского правительства. В качестве документального первоисточника используем доклад министра финансов РК Султанова Б.Т. «О проекте Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и сопутствующем законопроекте» , который он зачитал на заседании правительства 12 сентября 2017 года.
Если опустить общие слова на тему того, что налоговое администрирование в Казахстане теперь будет осуществляться на основании таких принципов, как законность, эффективность и рискориентированное администрирование, то в итоге получается совсем немного:
“Предлагается для субъектов малого и среднего бизнеса сократить с 5‑ти до 3 лет срок исковой давности, в течение которого могут быть пересмотрены и дополнительно исчислены ранее уплаченные суммы налогов”.
“Вводится дифференцированный подход к налоговому администрированию для разных категорий налогоплательщиков.
К первой категории, которую мы назвали «зеленая группа», будут отнесены налогоплательщики с низкой степенью риска. По ним не будут проводиться проверки, предусматриваются послабления в виде изменения сроков представления отчетности, уплаты задолженности, возможности участия в горизонтальном мониторинге и т.д.
К группе средней степени риска будут применяться умеренные механизмы администрирования, направляться извещения, а в случае неисполнения, меры налогового контроля.
И наконец, к третьей группе или к так называемой «красной зоне» будут относиться налогоплательщики с высокой степенью риска”.
“Проектом предусмотрен новый вид взаимодействия с крупными налогоплательщиками, основанный на принципах доверия и открытости — Горизонтальный мониторинг”. Такой подход является одним из прогрессивных методов администрирования, используемый в странах ОЭСР.
Данная процедура прошла долгое и тщательное изучение. Мы ее обсуждали с бизнесом, и пришли к обоюдному пониманию преимуществ таких партнерских отношений. Открывая доступ к информации, бизнес взамен получает ряд преимуществ.
Во-первых, налоговики откажутся от проведения налоговых проверок.
Во-вторых, деятельность налоговиков станет более услугоориентированной. Они будут консультировать налогоплательщиков по возникающим вопросам и сопровождать правильное исполнение налоговых обязательств.
В третьих, предусматривается освобождение от ответственности в случае, если в результате консультаций допущено занижение сумм налогов.
И наконец, для участников горизонтального мониторинга упрощается СУР таможенного администрирования”.
“Как Вам известно, для многих предпринимателей закрыть компанию намного сложнее, чем открыть ее. Это привело к большому количеству бездействующих налогоплательщиков. В этой связи, в законопроекте заложены основные условия для их принудительной ликвидации”.
“В части налоговых проверок, предусмотрены меры, направленные на существенное сокращения их количества и повышения качества. В частности, на 56 % сокращены основания для проведения внеплановых проверок (с 32 до 14)”.
“Улучшены условия для осуществления проверок аудиторскими организациями, когда бизнес проверяет бизнес (порог по СГД увеличен до 150 000 МРП и не лишать лицензии за нарушения при проведении аудита). Деятельность физических лиц, занимающихся частной практикой, будет прекращаться без проведения налоговой проверки (на основе камерального контроля)”.
“Проектом предусматриваются меры по оптимизации процедур возврата НДС. Сроки возврата сокращаются до 30 рабочих дней по налогоплательщикам, применяющим систему электронные счета-фактуры. По поставщикам, выписывающим электронные счета-фактуры, не будут проводиться встречные проверки”.
“Предусмотрен механизм возврата дебетового сальдо по приобретенным товарам внутри страны, путем введения контрольного счета НДС, применение которого будет добровольным”.
“В целях снижения репрессивности норм действующего Кодекса об административных правонарушениях, снижен размер санкций за занижение авансовых платежей по КПН с 40% до 20%. Отменена норма по лишению лицензии аудиторских компаний по альтернативным проверкам”.
Если кратко подвести итоги процитированному выше, то правительство РК собирается несколько ослабить административное давление на казахстанских предпринимателей за счет совершенствования механизма налогобложения и технологий налогового контроля. Но не более того.
Однако такой подход разумен и эффективен в условиях, когда бизнес в стране нормально функционирует и лишь испытывает некие проблемы из-за избытка государственного вмешательства в свою текущую деятельность. Тогда как проблема состоит в том, что казахстанскому бизнесу:
- во-первых, остро не хватает платежеспособного спроса,
- во-вторых, инвестиций,
- в‑третьих, качественной рабочей силы.
При этом коррупционное давление и налоговый прессинг, хотя и имеют принципиальное значение, тем не менее уступают по важности первым трем факторам. Хотя бы потому, что из казахстанской бизнес-практики общеизвестно: если отечественный предприниматель зарабатывает достаточно, то он, как правило, готов делиться прибылью.
Очевидно, что Акорда заведомо не может пойти по пути Дональда Трампа и коренным образом понизить налоговые ставки — в Казахстане они и так невысоки. Но зато правительство РК может сделать иное – кардинально упростить налоговое законодательство.
Например, правительство может:
- сделать механизм налогообложения максимально легким, особенно для малого и индивидуального бизнеса, когда будет достаточно отчета раз в год на одной странице;
- разрешить владельцам закрывать предприятия и “ИП” без налоговых проверок и иных обременений, сохранив за собой право пост-фактум проверять в случае необходимости полноту уплаты налогов;
- предоставить право вновь созданным предприятиям работать несколько лет без риска прихода налоговой проверки.
А самое главное, правительство РК может попытаться изменить налоговую культуру, когда платить налоги станет морально, а уклоняться от их уплаты – аморально.
Правда, для этого потребуется кардинально изменить не только налоговое законодательство, но и саму политическую систему. Например, передать все налоги, которые уплачиваются малым бизнесом в распоряжение местных властей, наделив их в свою очередь дополнительными правами и обязательствами и сделав независимыми от вышестоящих структур. То есть провести децентрализацию власти по образцу, к примеру, Польши, куда государственные казахстанские чиновники не раз ездили за опытом. К сожалению, без подобных системных решений взаимоотношения государства и бизнеса, налоговых структур и налогоплательщиков будут по-прежнему далеки от партнерских.
Оригинал статьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0