Айдос САДЫКОВ:
«В Кремле не решатся трогать Северный Казахстан»
О том, как живет Украина после майдана, какие изменения происходят и можно ли их сравнить с тем, что творится в Казахстане, рассуждает политэмигрант Айдос САДЫКОВ.
— Что вы думаете, когда видите аресты, задержания, преследования активистов, журналистов в Казахстане? Такое возможно в Украине?
— Аресты и задержания активистов и журналистов в Казахстане никого уже не удивляют. Не проходит и года, чтобы кого-то не посадили, не избили или что-то еще. Все, кого преследуют, так или иначе отказываются играть по правилам власти, отказываются от предложений о сотрудничестве, денег или бизнеса. Потому это закономерный процесс: раз не могут договориться, значит, надо закатать в асфальт, нейтрализовать, если не навсегда, так хотя бы на время. Недавно рассказали, как один активист, подавший заявку на митинг, внезапно забрал ее назад, за это получил высокооплачиваемую работу. Таких случаев немало. Люди, еще вчера с пеной у рта кричавшие о несправедливости, внезапно пропадают из виду, потом выясняется, что они хорошо устроились. В Украине такое невозможно, даже во времена ЯНУКОВИЧА там не сажали за участие или организацию митингов или за критику диктатора. Я знаю только один такой факт. Мой друг Василь ЛЮБАРЕЦ летом 2013 года возглавил Врадиевскую ходу — многотысячное шествие в Киев. После прихода в столицу с ним вели переговоры высокопоставленные лица из МВД Украины, предлагали разойтись по домам, взамен, естественно, всяческие блага. Василь и еще несколько десятков человек отказались и поставили палатки на майдане, властям пришлось применять силу, Василь получил 10 суток административного ареста. Других случаев не припомню. Каким бы плохим ни был ЯНУКОВИЧ, он не смог забрать у народа право на свободу собраний, свободу слова и свободу объединений. При нем в Украине было более 200 зарегистрированных политических партий, сейчас их уже более 300, а в Казахстане всего 6, видите разницу.
— Очевидно, в Украине коррупция так и не побеждена. Многие обвиняют ПОРОШЕНКО и его режим в коррумпированности. Это делает и известный политик Михаил СААКАШВИЛИ. Получается, украинский майдан не добился лучшего для страны? Какая сейчас ситуация в Украине?
— Коррупция в Украине, естественно, не побеждена, слишком мало времени прошло после майдана, но существенные изменения есть. Например, в той же полиции сейчас служат молодые ребята и девчата, прошедшие через открытый конкурсный отбор. Кроме того, когда говорят о коррупции в Украине, ее нельзя сравнивать с коррупцией в Казахстане или в России. В Украине без веских и очевидных причин вас никогда не остановят и не проверят документы. За почти три года нашего проживания там меня никогда не останавливали на улицах полицейские. В Казахстане и в России взятку у вас вымогают, например, у водителей, забывших пристегнуть ремень безопасности, а в Украине от нее не могут отказаться, то есть у нас коррупционеры одновременно и рэкетиры, а в Украине это просто взяточники.
СААКАШВИЛИ часто критикует ПОРОШЕНКО и вообще все украинское руководство. Действительно, по сравнению с Грузией Украина еще не добилась таких впечатляющих результатов. Одна из причин таких медленных реформ — это то, что во главе Украины после майдана не оказалось человека уровня Михаила СААКАШВИЛИ. Нужен был ледокол, который бы сломал старые устои и построил новую Украину. Таких решительных людей, к сожалению, во главе Украины не оказалось. Кроме того, играют свою роль и размеры страны. В Украине проживает более 45 миллионов человек, в Грузии — почти в десять раз меньше. Есть группы олигархов, которых просто так от кормушки не оторвать, они давно и сильно присосались. Но в целом, конечно, нужны более решительные и принципиальные реформы, чего, к сожалению, пока нет.
Майдан сломал систему, выгнал из страны пророссийскую хунту, поставил перед властью конкретную задачу: идти на Запад в Евросоюз и НАТО. Благодаря майдану в Украине появилось очень много политиков, общественных деятелей из народа, которые так или иначе оказывают давление на власть, продвигают европейские ценности. Благодаря майдановцам Украина движется вперед. Обратного пути уже нет, кто бы ни оказался во главе Украины, теперь он никогда не сможет повернуть ее назад, народ этого не допустит.
Ситуация в Украине постепенно стабилизируется, несмотря на войну на востоке страны и аннексию Крыма. Страна развивается, уровень жизни постепенно повышается. В ближайшее время будет введен безвизовый режим с Европейским союзом, что тоже является одним из достижений майдана.
— Власть пугает Казахстан майданами и революциями. Показывают Украину как «проваленное государство». А какое на самом деле положение в этой стране? Чем бы вы возразили Акорде?
— Майдан — это революция, смена политической системы. Если раньше в Украине все решения принимались узким кругом лиц во главе с ЯНУКОВИЧЕМ, сейчас это делает большое количество политических сил. В Украине нет диктатуры, исполнительная и законодательная власть избирается народом. При всей узнаваемости, которая была у ПОРОШЕНКО к лету 2014 года, он не смог набрать более 54% голосов избирателей, была жесткая конкуренция программ и личностей. В Верховной Раде Украины тоже идет постоянная борьба мнений, туда после майдана попало немало людей из простого народа, которые раньше и не могли мечтать о том, чтобы участвовать в управлении государством.
Если вы считаете, что страной должен бессменно руководить один человек, а дальше власть должна передаваться по наследству, для вас майдан — это катастрофа. Воровать будет трудней, продавать безнаказанно ресурсы тоже не удастся. Слишком много будет контролеров из народа, журналистов, активистов, общественных деятелей. Даже если вам удастся подкупить с десяток журналистов и СМИ, найдется еще с сотню, которые во всех подробностях расскажут о воровских схемах и не позволят вам нажиться на народной собственности. Если для вас США, Германия, Англия и другие цивилизованные страны не являются ориентиром и вы не хотите достойной жизни для своих детей и внуков, тогда майдан вам не нужен. Майдан — это шанс создать достойный уровень жизни, возможность привлечь в политику и экономику действительно талантливых и активных людей из народа, которые без майдана никогда не поднимутся, потому что гнилая коррумпированная система не позволит. Майдан — это страшный сон диктаторов и коррупционеров. Они могут в один миг потерять все, что «нажито непосильным трудом». В конце концов, могут оказаться перед международным судом или, в лучшем случае, до конца своих дней им придется прятаться от Интерпола. Вот что такое майдан для диктаторов, а для простого народа он приносит только пользу: открываются новые перспективы, возможность реализации своих способностей. Равенство всех перед законом — это тоже майдан. Если это плохо, тогда бойтесь майдана и смотрите в сторону Туркменистана или Узбекистана. Таким будет ваше будущее без майдана.
— Вы живете в стране, которая потеряла часть территории из-за российской агрессии. Не грозит ли такая опасность Казахстану? Как нужно готовиться к возможным провокациям?
— Отрывают кусок территории у страны, которая изначально находилась под контролем. Украина, вырываясь из российского плена, потеряла часть своей территории. Россия не смогла удержать всю Украину, но оттяпала Крым и Донбасс. Это угроза, которой пугают жителей Казахстана, мол, если попытаетесь повторить майдан и захотите жить как европейцы, вы потеряете, например, Северный Казахстан. Пугают потерей территории сторонники авторитаризма, вечной дружбы с Кремлем. Пугают не без оснований: без вмешательства России, без этой войны Украина сделала бы колоссальный рывок вперед к Европе, те миллиарды долларов, потраченные на оборону, ушли бы в экономику страны. Но кто мешает это сделать, разве сами украинцы? Нет, мешает Россия. Без так называемых зеленых человечков разве Крым отошел бы к России?
Там, в Крыму, в феврале 2014 года не было многочисленных активных сторонников присоединения к России. Без оружия, без денег эти маргиналы ничего не смогли бы сделать. И только заброска диверсантов позволила ПУТИНУ аннексировать Крым.
Сам по себе Северный Казахстан никогда не отсоединится от нас, там живут такие же граждане, как и везде, никто не хочет воевать и проливать кровь. Мы десятки лет живем бок о бок, без всяких конфликтов. Зачем жителям Северного Казахстана отсоединяться от нас, ради чего им ломать свои жизни? Нет таких причин. Единственное, что может дестабилизировать обстановку в том же Северном Казахстане, — это диверсанты. Кремль считает Казахстан частью своего мира и сейчас политически сильно влияет. Формально мы независимы, а на самом деле политически и экономически существенно зависим от России и во вторую очередь от Китая. Власть как сателлит России, поэтому понятно, что нас просто так никто не захочет отпускать, по крайней мере при нынешнем кремлевском режиме. Но времена меняются, вечных режимов не бывает. Так или иначе, нам придется принимать решение быть независимыми или оставаться полуколонией России.
Потеря территории — это угроза, такая же, как падение метеорита, но не факт. Мы вполне можем сохранить свои земли и в то же время нормально развиваться. Многое будет зависеть от руководства Казахстана, прислушаются ли там к голосу разума. Если Акорда возьмет курс на самостоятельное развитие, на демократические реформы и сближение с цивилизованными странами, то в Кремле не решатся на нападение.
— Верите ли вы словам НАЗАРБАЕВА о реформах?
— О реформах мы слышим который год, однако за 25 лет режим практически не изменился. Все так же власть сосредоточена в руках президента, все так же у нас нет свободных выборов. На самом деле ничего нового придумывать не надо, все уже придумано до нас. Если НАЗАРБАЕВ действительно хочет реформировать власть, тогда надо начинать с акимов. Все акимы снизу доверху избираются народом, все депутаты избираются народом, а не назначаются. Сделать прозрачным подсчет голосов и снизить до минимума барьер для регистрации политических партий. Если все это будет сделано, страна изменится, появится много новых людей в политике и бизнесе, да и самому президенту не надо будет особо напрягаться. Если каждый чиновник на своем участке будет отвечать за проделанную работу, контролироваться не только вышестоящим начальством, но и народом, ситуация в стране изменится в корне. При нашей огромной территории и запасах природных ресурсов мы быстро рванем вперед, догоним и перегоним многие европейские страны. Не надо будет брать никакие кредиты, не надо будет закладывать нашу землю. Все остальное, что называют реформами, на самом деле просто попытка снять с себя ответственность, перевести стрелки на исполнителей. С каждым годом людей, доверяющих власти, становится все меньше и меньше, и на этот раз объявленные реформы ни к чему не приведут. Не изменится не только высшее руководство, внизу тоже останутся все те же лица. Они уже показали, как работают, показали свою неспособность эффективно управлять, поэтому все эти действия ни к чему не приведут. Очередная имитация бурной деятельности при полном отсутствии ее как таковой.
— Есть ли у вас надежда вернуться в страну? Чем бы вы занялись в Казахстане?
— При нынешнем режиме шансов вернуться в страну практически нет, это то же самое, что вернуться в тюрьму, причем реальную. Возможно, когда-нибудь — надеюсь, в обозримое время — в стране произойдут изменения, придут новые люди не из нынешней власти, будут проведены политические реформы, тогда у нас появится шанс вернуться на родину. Я и моя жена продолжаем оставаться патриотами Казахстана, не собираемся менять гражданство. Чем буду заниматься в Казахстане, не знаю, у меня нет иллюзий, и я никогда не мечтал и не говорил, что собираюсь занять какой-то высокий пост. Прежде всего надо остаться свободным человеком, независимой личностью, посты и должности для меня не имеют никакого значения. Пусть в Казахстане произойдут позитивные сдвиги, пусть страна встанет на демократический путь развития. Думаю, тогда у всех, в том числе и у меня, будет достаточно возможностей для реализации.
— Благодарим за интервью!
Записала И. ЕРГАЙЫПКЫЗЫ
Оригинал статьи: Трибуна — Республиканская общественно-политическая газета / tribunakz.com