Серик Сарсенов намерен написать заявление в Генпрокуратуру и Верховный суд с требованием возбудить уголовное дело на судью Ербола Ахметжанова и военных прокуроров. У Сарсенова, по его словам, пятнадцать хронических заболеваний, в том числе сахарный диабет и гипертония. Адвокат говорит, что работа у него нервная, требует колоссального напряжения сил, особенно когда суд игнорирует закон и препятствует адвокатской деятельности.
Автор: Касым ДЖАНИБЕКОВ
Последние две недели у Сарсенова выдались особенно напряженными. Защищая Владислава Челаха, он ежедневно заявлял по нескольку ходатайств. Все они отклонялись судом или удовлетворялись частично, что на практике означает тот же самый отказ, только в более мягкой форме.
«Он сам все рассказал»
Еще в среду Сарсенов эмоционально заявлял, что судья Ахметжанов нарушает закон, превышает свои полномочия. В четверг утром история получила продолжение. В самом начале процесса опрашивали двух экспертов. Наталья Головко была представлена как эксперт, проводивший видеофонографическую экспертизу. По мнению специалиста, на всех видеозаписях с участием подсудимого нет элементов монтажа, голос на видеозаписи является голосом Челаха. Другой эксперт — Серик Тасымбаев, проводивший пожарно-техническую экспертизу на заставе «Арканкерген», сделал вывод, что там не было взрывов, все здания сгорели в результате поджога.
Адвокат Сарсенов задал вопросы экспертам:
- Объясните, каким образом вы пришли к таким выводам, расскажите об исследованиях, где, когда и какие вы брали образцы для изучения? На какие конкретно учебники и методики вы опирались, когда делали такие выводы?
Судья Ахметжанов тут же снял вопросы адвоката как не имеющие отношения к делу.
Как оформлялась явка с повинной Челаха, рассказал свидетель Рустам Бекбаев, заместитель начальника Алакольского РОВД.
- Это было 5 июня, в связи с этими событиями гарнизон был переведен на усиленный вариант несения службы. Мне сообщили, что обнаруженный пограничник находится на пограничной заставе и скоро будет доставлен в РОВД. Сказали, чтобы подготовили камеру ИВС, когда они прибыли, камера еще не была готова. Когда полковник Кожабердиев ушел, остались я, конвоир и Челах. Угостил его сигаретой, поговорили, он попросил воды. Челах сидел, долго думал, минут через десять он сообщил, что готов рассказать о преступлениях и дать признательные показания. Я доложил Кожабердиеву, прибыл Оразбаев из Талдыкорганского гарнизона, он кому-то позвонил и сказал, что надо оформлять явку с повинной. Отправили за адвокатом Галимовым, он несколько минут был наедине с Челахом, потом добровольно в присутствии адвоката оформили явку с повинной, — рассказал свидетель.
Отвечая на вопросы Сарсенова, свидетель пояснил, что никакого психологического или физического давления на Челаха не было. Явку с повинной он писал добровольно. Отвечая на вопрос, в чем именно заключалась подготовка камеры, свидетель сказал, что приехали специалисты — техники и установили видеоаппаратуру. Мол, Челах пробыл в ИВС две недели, затем его увезли. Все это время он находился под усиленной охраной.
Адвокат против беспредела
На этом опрос свидетелей на этот день закончился, и суд приступил к просмотру видеозаписей с места происшествия. Как уже упоминалось, судья Ахметжанов решил не изучать материалы уголовного дела в полном объеме, ограничиваясь лишь итоговой частью. Кадры с «Арканкергена» стали демонстрироваться в режиме быстрой перемотки, обычный режим воспроизведения включали на несколько секунд. Вот эксперт рассматривает осколки костей возле кирпичной печи, высказывает свое мнение. Кадры снова убыстряются, потом снова стоп-кадр: эксперт объясняет, что за кости снимают на камеру.
Сарсенов, как обычно, выразил свои возражения, судья сделал вид, что не слышит. Затем Ахметжанов начал зачитывать выводы судебно-медицинской экспертизы по телу Кима. По традиции, без оглашения исследовательской части экспертизы. Адвокат Сарсенов снова заявил — судья превышает полномочия и нарушает права Челаха. Защитник попросил суд огласить все заключения экспертиз по Киму, а также заключения по другим экспертизам и постановлениям в полном объеме. Судья не обращал внимания на Сарсенова. После чего адвокат заявил отвод судье, уже второй по счету с начала судебного процесса.
Ахметжанов начал опрос мнений представителей потерпевших, те, естественно, высказались против отставки судьи. Потом все-таки объявили десятиминутный перерыв. В перерыве Серик Сарсенов сделал заявление:
- Я намерен отправить заявление в Генеральную прокуратуру и на имя председателя Верховного суда о возбуждении уголовного дела на судью Ахметжанова и прокуроров. Я не хочу участвовать в таком суде и быть соучастником преступления. Здесь фактически совершается преступление, предусмотренное статьями 308 и 365 Уголовного кодекса. Кости, обнаруженные возле печи, не исследованы. Кому они принадлежат, кому принадлежат золотые коронки? Если не будут представлены доказательства, я буду считать, что там труп номер девятнадцать. Забегая вперед, скажу больше: Челах в казарме видел шестнадцать трупов, об этом он подробно расскажет во время своих показаний.
Судья сам себя не «ушел»
После перерыва отвод судьи Ахметжанова был отклонен судьей… Ахметжановым. Этот нонсенс служитель Фемиды мотивировал тем, что согласно статье 6 УК РК отвод судье должен даваться до начала исследования материалов дела. То ли поэтому, то ли по другим причинам, здоровье адвоката Сарсенова резко ухудшилось, и он покинул зал суда для медицинского обследования, а затем и лечения.
- Если буду в состоянии, я приеду на процесс в среду. Если не поправлюсь к этому моменту — то позже, от защиты Челаха я не отказываюсь и буду всеми законными способами осуществлять ее, — сообщил Серик Сарсенов по телефону.
После обеденного перерыва второй адвокат Челаха — Серик Эстияров попытался отказаться от участия в процессе, так как из пятидесяти семи томов уголовного дела он изучил только три секретных тома. Однако прокуроры и судья в категорической форме потребовали продолжения процесса.
- Вас назначили на это дело постановлением суда, вы не имеете права отказываться участвовать в судебном процессе, — заявил адвокату судья.
Адвокат предложил спросить мнение подсудимого по этому поводу. Привели Челаха под конвоем, он сказал, что с адвокатом Сарсеновым у них выработана линия защиты и без него процесс нельзя продолжать.
- Суд ставит вас в известность, что процесс будет продолжаться с адвокатом Эстияровым, — жестко ответил Челаху Ахметжанов.
За следующие четыре часа суд успел огласить результаты проведения судебно-медицинских экспертиз по трупам — от номера один до номера пятнадцать. Также огласили результаты баллистической экспертизы и экспертизы на наличие психотропных веществ в крови у Челаха, проведенных через три месяца после его задержания.
В конце судебного процесса представитель потерпевшего Тукен Сарсенбаева, которая хотела подать иск на государство, заявила иск о возмещении морального вреда Челаху в размере десяти миллионов тенге. Как говорят родственники пограничников, суд по делу Челаха должен завершиться до девятого декабря, потому что именно до этого срока оплачена гостиница, в которой они все проживают.
…Между тем в пятницу утром адвокат Серик Эстияров не явился в суд, сказали, что он заболел. Однако подтверждающих это документов представлено не было. Суд отложен до 4 декабря.
Continue reading here:
Адвокаты ушли, но обещали вернуться