Беспрецедентными назвали действия финансовых полицейских в 12‑й алматинской консультации адвокаты. В прошлую пятницу, как известно, там был учинен обыск со взломом. Не дождавшись немедленной реакции со стороны надзорного органа — прокуратуры на нарушения законности, адвокаты решили обратиться к прессе.
Автор: Татьяна ПАНЧЕНКО
На пресс-конференцию, состоявшуюся сегодня в Алматы, вышли три женщины-адвоката, в том числе заведующая злосчастной консультацией Людмила Колыванова. Тылы прикрывал единственный мужчина — глава Алматинской коллегии адвокатов Кенжегали Карчегенов.
Как сказано в пресс-релизе, намерением адвокатов было «выразить свое отношение к вопиющему факту нарушения законности, совершенному сотрудниками финансовой полиции 24 февраля 2012 года». В тот день был произведен обыск в юридической консультации №12 Алматинской городской коллегии адвокатов. Обыск был довольно неординарным: финполовцы потребовали отдать им книгу выдачи ордеров, а когда на их глазах эту книгу унесли из офиса для отправки в президиум коллегии, силовики взломали замки на рабочих столах адвокатов, осмотрели личные вещи и выходящих из помещения адвокатов, а потом, ничего не взяв, ушли.
- В истории адвокатства такого не было: чтобы изымали документы, прослушивали разговоры с подзащитными — некоторые моменты из ряда вон, — развел руками Кенжегали Карчегенов, председатель президиума коллегии. — Даже само по себе обращение гражданина к адвокату — уже тайна! Чаша переполнилась, когда в 12‑й консультации сделали обыск, хотели забрать ордерскую книжку, где регистрируются ордера, там написана фамилия адвоката и обратившегося. Пришлось собирать экстренное заседание президиума.
«Теоретическую» базу подвела член президиума, лично присутствовавшая при обыске адвокат Гульнар Байгазина:
- Мы расцениваем это как наступление на права граждан в первую очередь, адвокаты стоят на переднем плане защиты прав граждан, а Конституция гарантирует каждому гражданину право на защиту.
В течение пресс-конференции много раз повторялось, что нарушение прав адвоката — это в первую очередь нарушение прав его подзащитного. С некоторых же пор эти посягательства приобрели систематический характер.
- Даже в советское время не было таких покушений на защиту прав человека, — уверена Гульнар Байгазина.
По словам г‑жи Байгазиной, наметилась нехорошая тенденция — чем громче дело, за которое берутся адвокаты, тем больше нарушений. А обращения представителей защиты к прокурору — «как в никуда». «Надзорники» или не отвечают, или пересылают жалобу в тот орган, на который жалуются адвокаты.
- Сегодня, чтобы осуществлять адвокатскую деятельность, надо быть героем, — сделала она вывод.
Из выступления заведующей 12‑й консультацией стало ясно, что слова ее коллеги — не преувеличение.
- Мы сталкиваемся в последнее время с тем, что прослушка идет везде, даже в следственном изоляторе, каждый из кабинетов, где мы ведем беседы с подзащитными, прослушивается и проглядывается. Факт наличия микрофонов был установлен и самими адвокатами, и родственниками их подзащитных. Прослушиваются разговоры адвокатов с подзащитными и между собой, и этот факт тоже установлен. За адвокатами ведется слежка… — описала она условия работы защитников.
Поведение же следователя финпола Мурата Ешимкулова во время его визита в 12 консультацию вообще с трудом поддается описанию. Предъявив только бумаги за своей подписью — запрос, постановление о выемке и постановление об обыске — следователь с помощниками, по словам завконсультацией Людмилы Колывановой, руководил «варварским» взломом столов, просматривал бумаги, извлеченные оттуда, «лез в сумочки адвокатесс», задерживал в консультации не только адвокатов, но и посетителей.
- Это демонстрация силы до глубины души возмущает все 40 адвокатов моей консультации, — подвела итог юрист. — Мы сразу же отправили телеграмму в Генеральную прокуратуру, но пока ответа нет.
Адвокаты расценивают позицию Генпрокуратуры как попустительство государственного органа, заявили организаторы пресс-конференции и обратились к президенту с просьбой «обратить внимание на адвокатуру».
Крайне оскорбительным назвала поведение силовиков адвокат с 35-летним стажем Наталья Кирильченко, которая вообще решила, что происходящее — начало активной борьбы органов с адвокатурой.
- Они совершили это действия не случайно, это продуманная демонстрация силы. Запугивание адвокатов не делает им чести — как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся, — намекнула она на короткий в наше время путь с высоких постов на нары. — Мы чтим закон и мы требуем от тех людей, чтобы они чтили и уважали закон. Нас невозможно запугать. Это у нас не только наша работа, это суть наша — защита граждан.
Напомнив об основополагающих принципах закона — независимости адвокатов, недопустимости вмешательства в деятельность адвокатуры судов, прокуратуры и прочих органов, г‑жа Кирильченко перешла к лозунгам:
- Так просто мы свободы, указанные в законодательстве, не отдадим. На этом стояла адвокатура и будет стоять!
Отвечая на наш вопрос, собираются ли адвокаты (по старой казахстанской традиции) писать петицию президенту страны, Наталья Кирильченко довольно неожиданно ответила, что у них есть и другие законные рычаги:
- Все чаще и чаще наши коллеги говорят, что нас загнали в угол, и очень многие говорят о том, чтобы выйти на акцию. Это значит, адвокаты должны выйти на улицу с плакатами для того, чтобы защищать себя и, соответственно, граждан. Адвокаты часто звонят и спрашивают: что вы там сидите, давайте организовывайте, потому что мы с этим не смиримся!
Continue Reading:
Адвокаты заговорили об акции протеста