Исполняющий обязанности президента Абхазии Валерий Бганба неожиданно предложил президентам Казахстана и Беларуссии Нурсултану Назарбаеву и Александру Лукашенко признать независимость республики, чем вызвал немалый переполох в дипломатических ведомствах: что отвечать-то на столь неудобное обращение?..
По словам Валерия Бганбы, интеграция между Россией, Белоруссией и Казахстаном динамично развивается и Республика Абхазия хотела бы содействовать интеграционным процессам и «со временем участвовать в строительстве Евразийского союза».
Кроме этого обращения Валерия Бганбы к Нурсултану Назарбаеву и Александру Лукашенко, «парламент Абхазии направил обращения Совету Республики Национального собрания и Палате Представителей Национального собрания Беларуси и к парламенту Республики Казахстан с просьбой о признании государственной независимости Абхазии».
Предложение довольно неожиданное, если вспомнить реакцию официальных органов Казахстана шестилетней давности, когда в ходе пятидневной войны Южная Осетия обрела независимость.
Напомним, что 13 августа 2008 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая перед журналистами после завершения его неформальной встречи с ныне экс-президентом Кыргызстана Курманбеком Бакиевым на Иссык-Куле сказал, что «СНГ стало аморфным. Содружество не имеет никаких рычагов и механизмов для вмешательства в такие конфликты, как в Южной Осетии. Принцип территориальной целостности любого государства признан всемирным сообществом. Все государства СНГ выступают против сепаратизма, и подобные сложные межнациональные вопросы должны решаться мирно, путем переговоров. Военного решения таких конфликтов не существует».
Тем самым Нурсултан Назарбаев фактически выступил против вмешательства России в конфликт на Кавказе и ясно показал, что не поддерживает абхазов и осетин.
Вслед за этим в начале октября 2008 года экс-глава МВД РК Марат Тажин (ныне посол в РФ), выступая в вашингтонском Фонде Карнеги заявил, что «принцип территориальной целостности является ключевым в международном праве». «Мы не признали Косово, и мы не признали Абхазию и Южную Осетию», — отметил Тажин.
Кроме этого на всех уровнях подчеркивалось, что у Казахстана с Грузией большие экономические связи, что республика вложила в Грузию немалые инвестиции и не собирается портить отношение из-за ее конфликта с Россией, а также Абхазией и Южной Осетией.
Экс-официальный представитель МИД Казахстана Ержан Ашикбаев (ныне замглавы МИД РК) тогда говорил прессе, что «казахстанские инвестиции в Грузии защищены двусторонними соглашениями, и Казахстан не ожидает какого-либо коренного их пересмотра. Между Казахстаном и Грузией остается двусторонний безвизовый режим».
Кстати, в это время республиканская газета «Мегаполис» разместила обширное интервью с послом Грузии в Казахстане Зурабом Шургая (он был послом в Казахстане до сентября 2009 года), где дипломат заявил, что «если Россия хотела защитить «своих граждан», их нужно было просто вывезти на свою территорию вместе с миротворцами, а не разворачивать военные действия на территории чужого, суверенного государства».
Другими словами, Казахстан крайне отрицательно отнесся к факту провозглашения Южной Осетией и Абхазией независимости. И призыв экс-президента России Дмитрия Медведева поддержать эти республики, признав их независимость, оказался не услышанным: стратегические партнеры Казахстан и Белоруссия делать этого не стали.
Что изменилось за это время? Да, по сути дела, ничего, если, конечно, не считать трагические события в Украине, которые так или иначе связаны с желанием определенных политических сил провозгласить независимость Новороссии. Но вряд ли события в Украине подвигли г‑на Бганбу обратится с письмом к главам Беларуси и Казахстана.
Скорее всего, это PR-акция в преддверии внеочередных выборов президента Абхазии, которые пройдут в это воскресенье, предполагают наблюдатели. Поговаривают, что Валерий Бганба поддерживает одного из кандидатов, бывшего вице-президента и экс-премьера Абхазии Рауля Хаджимбу, который в свою очередь выступает за подписание нового межгосударственного соглашения между Сухуми и Москвой, за усиление интеграции между странами, создание условий укрепления социально-экономического и пограничного сотрудничеств с Россией.
То есть, другими словами, инициативу Валерия Бганбы можно рассматривать как предвыборный ход, попытку завоевать симпатии электората и привлечь сторонников к Раулю Хаджимбе, что несомненно поможет ему победить на выборах. Но и только, ибо само обращение, скорее всего, останется безответным.