Второе заседание суда по иску
В этот раз выступить в защиту пенсионера приехали пенсионерка и активисты регистрируемой партии «Алга». Коллектив «Западводхоза» прибыл почти в полном составе. Свидетельствовать о том, что шандоры во время паводка были открыты, приехали также гидротехники и бывшие начальники гидроузла.
Заседание начали у ворот гидроузла, под шум падающей воды
Первым свидетелем выступила пенсионерка Людмила Деревянова. Несмотря на свой преклонный возраст, она
- Я приезжала сюда, на гидроузел, спрашивала дежурного почему шандоры закрыты. Он ответил: указания не было, — рассказала пенсионерка. — Я тогда на него закричала: ах вы.… указание вам надо, а что людей топит, вас не интересует!. Ну что я могла, старуха сделать? Только палкой их отходить? Я стояла здесь на мосту, со мной еще три человека и они тоже возмущались. Когда приехала домой, стала всем звонить: во все акиматы, службы, комиссии, но ничего толком мне никто так и ни ответил. Я теперь хочу об этом написать президенту страны.
- А вы видели, что они прямо под водой были? — спросил Людмилу Деревянову адвокат ГКП «Западводхоз» Калиев.
- Я может, сынок, слышу плохо, но со зрением у меня все в порядке.
- Да нет… мы каждый день давали информацию…, — показывая отчеты, вмешался главный гидротехник…
Судья попросила его дождаться своей очереди и вызвала в круг, образовавшийся около ворот гидроузла, следующего свидетеля — председателя городского общества садоводов Алексея Саблина.
- Если вы сейчас откроете шандоры, то я категорически против, — начал Алексей Саблин. — Вода вся уйдет, чем поливать дачи? Только после 10 октября.…
- Как вы считаете,
- Каждый год они («Западводхоз» — авт.) нам дают бумагу — официальное извещение, что с 10 октября будет производиться сброс воды. А я как председатель садовых обществ провожу работу с дачниками, чтобы до 10 октября провести последнюю влагозарядку плодовых деревьев, потому что, если будет суровая зима, деревья вымерзнут. А сколько они открывают: одну или все, я этого не знаю, — не отвечая на вопрос, объяснил садовод.
-Давайте перенесем на 10 октября, чтобы они продемонстрировали, как они их поднимают — вновь предложил общественный защитник Фадеева Алпамыс Бектурганов — Сколько ущерба, сколько слез принесло это наводнение, а нам все по бумагам расписывают.
Вся шандорная история в документальном подтверждении «Западводхоза» свидетельствовала: шандоры во время наводнения были открыты. Но ответчики в документах сомневались: чиновники сами проверяют и сами же подписывают все акты.
- В октябре 2010 года нас предупредили: будет производиться открытие шандоров, — продолжил Алексей Саблин. — Мы всегда требуем, чтобы послле 10 октября, потому что если горизонт воды упадет, нам нужно будет наращивать шланги, для нас это масса работы. Я сам не видел, что шандоры подняли, но бумага такая была.
- Как же вы спускали воду, если я в прошлые годы был советником акима области, и мы не смогли даже зенитовский корабль запустить, потому что засуха была и воды не было? — не унимался Алпамыс Бектурганов. — Еще раз настаиваю, хоть
Сторона обвиняемых ходатайство общественного защитника вновь поддержала, а сторона обвинения вновь возразила: если хоть чуть открыть шандоры, вода из Чагана сразу уйдет на метр, чем поливать дачи?
- Сколько людей загубили, а здесь о метре воды спорите… — возмутились ответчики.
- В ходатайстве отказать, поскольку последствия могут быть необратимыми, — повторила судья Даулеткалиева.
Тем временем, свидетели стороны истца продолжали утверждать, что шандоры во время начала наводнения были открыты, при этом признавались, что сами этого не видели.
- Шандоры в весенний период должны быть подняты, чтобы пропустить большую воду в апреле, — объяснял Олег Ершов, в
- Вы видели, что здесь происходило в начале паводка? Почему здесь перекрывали движение? — спросили свидетеля.
- Сам я сюда не выезжал, не знаю…
- А шкивы для чего нужны?
- Это направляющие колеса. Когда вода придавливает шандоры, при подъеме эти колеса снижают нагрузку.
- Но они все ржавые, не работающие, — возражали ответчики.
- Да и они, находясь в воде по полгода, перестают практически работать.
- Тогда как же их подняли?
- Шандоры поднимают краном…
- Когда в прошлом году поднимали?
- Не знаю, не видел.
- Тогда почему случилось наводнение, если все мероприятия были соблюдены? — допытывался теперь уже адвокат Геннадия Фадеева Бауржан Шамбулов.
- Паводок этого года — это аномалия. Таких случаев у нас до этого никогда не было.
- А то, что несвоевременно были произведены взрывные работы на реках, — это могло повлиять на затопление? — спросил адвокат.
- Мы говорим про шандоры, а не про взрывы, — вступила в спор сторона истцов.
- А были случаи, когда шандоры во время паводка были закрыты? — спрашивали свидетелей стороны истцов.
- Только раз, в
Опрос свидетелей закончился осмотром запасных ржавых шандоров, рядами выстроенных на берегу гидроузла.
На ряд вопросов ответов ответчики так и не получили. Например, почему в городе активно муссировались слухи, что на Чаганском гидроузле не могут поднять шандоры. И почему приехавший в область министр ЧС Божко первым делом направился на гидроузел, где, как рассказывают, был
Возможно, ответы на эти вопросы будут получены на следующем заседании, которое состоится 29 июля.
Read More:
«Шандорное дело» идет полным ходом