Интересы национальной безопасности Беларуси действительно ставятся под угрозу, причем не только в радиационном отношении, но и в том смысле, что соглашение о строительстве белорусской АЭС корпорацией «Росатом» значительно усиливает энергетическую зависимость страны от России. К неразрывным газовым и нефтяным узам добавляется урановая петля. Она — в пункте 1 статьи 9 соглашения, согласно которому белорусская сторона обеспечивает закупки белорусскими исполняющими организациями ядерного топлива в виде готовых тепловыделяющих сборок и управляющих стержней, произведенных в Российской Федерации, в течение всего периода эксплуатации энергоблоков АЭС на долгосрочной контрактной основе по согласованным ценам с учетом мировых.
Тезис о том, что мирный атом принесет стране желанную свободу от российского энергетического рабства, белорусская официальная пропаганда использовала в качестве главного мотива, доказывая необходимость строительства АЭС. Противники атомной станции возражали: если строить будет Россия, то ядерное топливо придется покупать у нее же. Чиновники в ответ горячились: уран не газ, его можно будет покупать хоть в Китае, хоть в Казахстане. И вот железный аргумент сломался еще до начала строительства. В течение всего срока эксплуатации станции, а она строится на 60 лет, Беларусь обязуется импортировать ядерное топливо только из России, причем по мировым ценам. Так что к газовым и нефтяным войнам внутри Союзного государства в перспективе могут добавиться и урановые.
Другая ловушка для Беларуси содержится в пункте 2 той же
До подписания соглашения вопрос с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) был неясен. Как говорил в августовском интервью агентству БЕЛТА президент ЗАО «Атомстройэкспорт» Александр Глухов, возможны два варианта: либо принимается решение и формируется отдельный документ на вывоз отработанного ядерного топлива на территорию РФ с возвратом обратно продуктов переработки (то, о чем говорится в межправительственном соглашении), либо белорусская сторона сооружает на территории АЭС сухое хранилище для ОЯТ.
Отработавшее топливо — еще не ядерные отходы, поэтому белорусское атомное лобби даже поговаривало о «пользе» ОЯТ: его, дескать, можно выгодно продать, так как в нем «вся таблица Менделеева». Теперь же оказывается, что Беларусь будет не зарабатывать на ОЯТ, а, по всей видимости, нести расходы по его переработке (и за это получать «награду» в виде ядерных отходов, которые сами по себе — неразрешимая проблема). Как рассказал «Европейскому радио для Беларуси» директор
Но главный вопрос даже не в цене переработки, а в том, будет ли способна Россия оказать такую услугу Беларуси: сегодня почти все российские АЭС под завязку забиты отработавшим за все годы эксплуатации станций топливом.
Примечательно, что роковая для Беларуси статья 9 остается в силе даже в случае денонсации самого соглашения, возможность которой допускается. «Так что даже если
Такого же мнения придерживается кандидат технических наук, ответственный секретарь Комиссии Верховного Совета СССР по рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС Юрий Воронежцев.
- Реализация положений соглашения закрепляет полную энергетическую зависимость Беларуси от России, — рассказал он в интервью Bellona.ru. — К углеводородной монополии добавляется атомная. Связанные с АЭС финансирование, строительство, поставки оборудования, топлива и утилизация отходов — все это осуществляется одной страной, даже одной корпорацией — «Росатомом». В этих условиях говорить об увеличении степени энергонезависимости страны просто смешно.
Visit site:
«Росатом» подсадил РБ на ядерные «колеса»