«Арабская весна» потихоньку переходит в «исламистскую осень», решили некоторые эксперты, указывая на тот факт, что в странах, где в течение минувшего года одна за другой побеждали революции, к власти приходят исламисты. А их целью является установление так называемого Всемирного Халифата и тотальная война против «неверных» — в первую очередь, против стран Запада. Насколько верны эти предположения и действительно ли Запад может напороться на то, за что боролся?
Шариат
Тело Муаммара Каддафи
Однако время не стоит на месте и в Ливии уже начался отсчет новой эпохи. Что ждет североафриканскую страну после 42 лет диктатуры? Первый ответ на этот вопрос Национальный переходный совет уже дал — и ответ этот оказался весьма неприятным сюрпризом для его западных союзников. Махмуд Абдель Джибриль объявил, что отныне ливийская правовая система примет в качестве своей основы шариат. Все законы, не совместимые с шариатом, будут отменены, подчеркнул глава НПС.
Как говорится — распрягай, приплыли. Шариат — правовая система, полностью базирующаяся на правилах «чистого» ислама вахаббитского толка, основан на наиболее радикальной интерпретации Корана. Тот самый, который лишает прав женщин, предписывает побивание камнями в качестве казни (к примеру, за переход из ислама в другую религию) и наказывает воров отрубанием рук.
Что же получается — гигантская мощь Запада, обеспечившая ливийцам победу над диктатором, по сути, позаботилась о возникновении на берегах Средиземного моря «республики Аллаха» в ее худшем, наиболее ортодоксальном и нетерпимом к инакомыслию проявлении? Демократические страны Европы и США привели к власти ливийскую разновидность «Талибана»?
На подобные сомнения Запада Махмуд Абдель Джалиль поспешил дать ответ: ливийцы, мол, являются «умеренными мусульманами». Интерпретировать его слова можно как угодно, но понятно одно — шариат «умеренным» точно назвать не получается. Создается ощущение, что понятие «умеренные исламисты» он использовал примерно так же, как Владимир Путин использует изобретенное им понятие «суверенная демократия» — мол, Западу нравится, пусть себе забавляется, а мы пойдем своим путем.
По крайней мере, подобное суждение высказывают сегодня некоторые политологи — в их числе и известный специалист по Ближнему Востоку из Рурского университета в Бохуме (ФРГ) Абдолла Ховейес. «Джалиль маневрирует, пытаясь умиротворить различные группировки внутри НПС, — полагает он. — В данный момент соотношение сил между либеральными силами внутри совета и консервативными мусульманами примерно равное, но с уходом западных войск от ливийских берегов все может измениться не в лучшую сторону».
«Снаружи» ливийское руководство будет поэтому пытаться создать имидж либеральной исламской страны, подчеркнул эксперт, опасаясь за свои связи с Западом. Однако во внутренней политике ему придется идти на множество компромиссов с консерваторами, поэтому не исключено, что права и свободы ливийцев от этого серьезно пострадают.
«Традиционное распределение ролей в исламской семье, где муж — абсолютный и бесспорный руководитель, в новой Ливии усилится», — считает Абдолла Ховейес. Во время правления Каддафи женщины имели право обучаться некоторым профессиям, а также пользовались свободой передвижения. «Каддафи был антиисламистом, — пояснил доктор Ховейес, — в его времена шариат в Ливии был откровенно слаб». Этим диктатор навлек на себя гнев исламистов, особенно когда заявил, что каждый человек имеет право толковать Коран по собственному усмотрению.
И со смертью Каддафи насилие, увы, из Ливии не исчезнет. По сути, ливийское общество — это общество племенное, страна объединяет как минимум три сильных племенных союза. Каждый из них будет пытаться урвать себе в новой Ливии побольше власти и влияния, а привычный для ливийцев способ этого добиться — это насильственные действия. Поэтому эксперты прогнозируют дальнейшие восстания и социальные потрясения — недаром все тот же Махмуд Абдель Джибриль обратился с официальной просьбой к НАТО продлить пребывание эскадры Альянса у ливийских берегов. Хотя бы на месяц.
Тунисский Эрдоган?
В Тунисе — стране, где, собственно, и началась «арабская весна», в минувшие выходные прошли первые послереволюционные выборы. Избиралось еще не правительство и не парламент, а всего лишь так называемое Конституционное собрание, в чью задачу будет входить разработка новой Конституции страны и подготовка теперь уже к регулярным парламентским выборам.
Первые после свержения президента Бен Али выборы вызвали среди тунисцев необычайную активность и, по общему мнению международных наблюдателей, прошли исключительно дисциплинированно, открыто и честно.
Подобные новости, пожалуй, могли бы обрадовать демократические страны, однако проблема в том, что победителем в этом марафоне стала партия, на победу которой Запад вряд ли бы поставил — «Эннахда», или «Возрождение». Исламисты.
Пока подсчитаны еще не все голоса, но победа этой партии не вызывает уже ни малейших сомнений. Как заявил в среду ее руководитель, Нуреддин Бхири, представители его партии уже сейчас начали коалиционные переговоры с другими партиями, участвовавшими в выборах.
Европейская пресса пишет о том, что «Эннахда» является «умеренной исламистской партией», приверженной устоям демократии западного толка. То же самое пытаются продемонстрировать и ее руководители: «Мы готовы вступить в коалицию с любой партией Туниса, кроме тех, которые сами не захотят вступать с нами в переговоры», — подчеркнул Нуреддин Бхири в интервью бельгийской газете Le Soir. Его товарищ по партии Абдельхамид Йласси, в свою очередь, подчеркнул, что «Эннахда» уже сейчас близка к договоренности с двумя ведущими политическими силами, занявшими, соответственно, второе и третье места на выборах — социалистической «Эттакол» и левонационалистическим «Конгрессом за республику» (CPR). Обе партии являются «светскими» политическими объединениями, что придает словам представителей «Эннахды» об их умеренности высокую степень достоверности.
Тунисские националисты еще никак не отреагировали на заявления победителей о возможной коалиции с ними, а вот шеф «Эттакол» Мустафа Бен Джафар заявил, что его партия и в самом деле готова разделить бремя временного правления с «Эннахдой», но только до следующих президентских выборов, на которых он намеревается выставить свою кандидатуру на пост президента Туниса.
Впрочем, вполне возможно, что никакая коалиция исламистам вообще не понадобится: по данным тунисской Центральной избирательной комиссии, «Эннахда» близка к завоеванию абсолютного большинства в Конституционном собрании. Что же тогда? Исламское правление, законы шариата и прочие «ливийские заявления»?
Вряд ли. Дело в том, что «Эннахда» и в самом деле давно позиционирует себя именно в качестве умеренных исламистов, а примером для себя называет правящую в Турции консервативную партию АКР. Нуреддин Бхири заявляет, что хотел бы «стать для Туниса тем, чем стал для Турции Реджеп Тайип Эрдоган». Все, что до сих пор знали о нем на Западе, подтверждает его демократические взгляды, так что, по крайней мере, в данный момент не стоит опасаться очередной «республики Аллаха», воздвигшейся на месте прежнего Туниса.
Кстати, и российские официальные представители придерживаются того же мнения: к примеру, глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов заявил: «В программе “Возрождения” вроде бы нет экстремизма, ее лидеры обещают не вводить
С другой стороны, неизвестно, как поступит эта партия, получив в свои руки власть в стране — пусть всего лишь на год, до «регулярных» выборов. Тот же Маргелов высказал опасение, что за это время широкая и вполне демократичная программа «Эннахды» может «сдуться» до короткого и всем понятного лозунга египетских «
Continue Reading:
«Арабская весна» или «осень исламистов»?