10 C
Астана
16 сентября, 2024
Image default

Что нам не положено знать: Ермурат Бапи об условном наказании Самата Абиша

Поче­му суд над Сама­том Аби­шем про­шёл в усло­ви­ях стро­жай­шей сек­рет­но­сти и поче­му вла­сти реши­ли скрыть сам факт услов­но­го нака­за­ния пле­мян­ни­ка пер­во­го пре­зи­ден­та? Про­ку­ра­ту­ра была вынуж­де­на под­твер­дить инфор­ма­цию о при­го­во­ре через месяц после суда. И сде­ла­ла это уже после того, как вся стра­на нача­ла воз­му­щать­ся мяг­ким нака­за­ни­ем быв­ше­му пер­во­му заме­сти­те­лю пред­се­да­те­ля Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. Его обви­ни­ли в зло­упо­треб­ле­нии вла­стью во вре­мя Январ­ских собы­тий и назна­чи­ли услов­ное нака­за­ние в виде вось­ми лет лише­ния свободы.

 — Мы полу­чи­ли эту инфор­ма­цию из наших источ­ни­ков. Толь­ко это и заста­ви­ло власть обна­ро­до­вать инфор­ма­цию о закры­том судеб­ном засе­да­нии по делу Сама­та Аби­ша. Мы зна­ем, что при­го­вор вынес­ли 26 фев­ра­ля – офи­ци­аль­но под­твер­ди­ли толь­ко через месяц!

Как это мож­но объяснить? 

   — Мы ведь зна­ем, кто глав­ный род­ствен­ник под­су­ди­мо­го – Нур­сул­тан Аби­ше­вич, види­мо, он и дого­во­рил­ся. Я не знаю, чем ещё это мож­но объ­яс­нить. Кста­ти, Аби­ша ни до суда, ни после никто не видел, у меня есть осно­ва­ния подо­зре­вать, что его и на суде не было. Самое печаль­ное в том, что «ста­рый Казах­стан» всё вре­мя «кру­тит­ся» воз­ле судеб­ной систе­мы, а в резуль­та­те в инте­ре­сах одно­го чело­ве­ка было рас­топ­та­но и так сла­бое дове­рие к наше­му правосудию.

Может быть пони­ма­ли, что на фоне жесто­ких при­го­во­ров за уча­стие в Январ­ских собы­ти­ях нака­за­ние Аби­шу выгля­дит вызы­ва­ю­ще, поэто­му молчали?

   — Это абсурд­ный при­го­вор, кото­рый вызвал воз­му­ще­ние по всей стране. Это было бы смеш­но, если бы не выгля­де­ло так горь­ко и обидно.

Про­ку­ра­ту­ра может подать апелляцию?

   — Может, но ведь на закры­том судеб­ном засе­да­нии при­сут­ство­вал и обви­ни­тель – про­ку­рор; поче­му его не воз­му­тил при­го­вор или его обви­не­ние было без дока­за­тель­ной базы? Мы ниче­го не зна­ем! Поэто­му опро­те­сто­вать при­го­вор Аби­шу мож­но толь­ко под дав­ле­ни­ем обще­ства, а не про­ку­ра­ту­ры, я дру­гих вари­ан­тов не вижу.

Мара­та Жылан­ба­е­ва отпра­ви­ли в тюрь­му на 7 лет, Айге­рим Тле­ужан – на 4 года, сей­час судят Дума­на Муха­мед­ка­ри­ма – суд закрыт. На фоне это­го при­го­вор Сама­ту Аби­шу про­зву­чал как оскорб­ле­ние народу. 

   — Не спо­рю, после того как участ­ни­ков Январ­ских собы­тий пыта­ли в каме­рах, а потом их отпра­ви­ли за решёт­ку, услов­ный срок Аби­шу может вызвать толь­ко гнев у наших граждан.

Так кто и с кем дого­во­рил­ся? Судья согла­со­вы­вал своё реше­ние с Акор­дой, Тока­е­вым и Назар­ба­е­вым? Гово­рят, что Назар­ба­ев ездил к Пути­ну и про­сил помочь…

   — Я не думаю, что здесь есть вли­я­ние Пути­на. Назар­ба­ев, навер­ное, обра­щал­ся за помо­щью в отно­ше­нии сво­ей лич­но­сти и средств сво­ей дина­стии. Но при­го­вор Аби­шу – это пря­мое вли­я­ние Назар­ба­е­ва и «ста­ро­го Казах­ста­на». Это озна­ча­ет, что судеб­ная и испол­ни­тель­ная власть боит­ся оби­деть «ста­рый Казах­стан». И даже если зав­тра не будет само­го Назар­ба­е­ва, его люди будут пре­тен­до­вать на власть, чем это обер­нёт­ся и какие вол­не­ния вызо­вет, – ска­зать слож­но. Не могу утвер­ждать, что Тока­е­ва или Вер­хов­ный суд вовлек­ли в это дело. Ско­рее все­го сра­бо­та­ла наша кор­руп­ци­он­ная систе­ма. Как бы то ни было, кто-то из выс­ше­го эше­ло­на вла­сти дол­жен дать ком­мен­та­рий и объ­яс­нить, поче­му к Аби­шу так изби­ра­тель­но и лояль­но отнес­ся суд.

Экс-министр внут­рен­них дел Тур­гум­ба­ев, кото­рый по логи­ке дол­жен был быть глав­ным ответ­ствен­ным за бес­по­ряд­ки, вооб­ще ушёл от наказания. 

   — Если гово­рить о Тур­гум­ба­е­ве, то инфор­ма­ция о 20 тыся­чах тер­ро­ри­стов, воз­мож­но была и не его, он озву­чил то, что ему, воз­мож­но, ска­зал пред­се­да­тель Сове­та без­опас­но­сти. Но вы пра­вы, от отве­та он ушёл, посмот­рим, чем закон­чит­ся его дело, отве­тит он как министр или нет.

Вез­де люди Назар­ба­е­ва – они как реша­ли, так и решают. 

   — Мы все выход­цы из «ста­ро­го Казах­ста­на» и тут одним ука­зом пре­зи­ден­та про­бле­му не решить. Кто заме­нит чинов­ни­ков, кото­рые и так выби­ты из колеи? Слож­ный вопрос.

По Сама­ту Аби­шу торг дол­го шёл – дело воз­бу­ди­ли не сра­зу. Заше­ве­ли­лись толь­ко после того, как быв­ший руко­во­ди­тель 5‑го депар­та­мен­та КНБ Рус­лан Иска­ков заявил в суде, что выпол­нял при­каз Абиша. 

   — У меня была надеж­да, что в стране что-то меня­ет­ся. Но после суда Кай­ра­та Саты­бал­ды понял, что оши­бал­ся. Суд был поста­но­воч­ный, какие акти­вы он отдал, но ещё боль­ше себе оста­вил, вопрос. Теперь нака­за­ние Аби­шу, как за мел­кое правонарушение…

Вы хоти­те ска­зать, что это боль­шой спектакль?

   — Казах­стан послед­ние 30 лет нахо­дит­ся в поста­нов­ке. Мы про­во­дим съезд рели­гий, сам­мит ОБСЕ, а у нас в села про­ехать нель­зя – дорог нет. Орга­ни­зо­вы­ва­ем ЭКСПО под лозун­гом «Зеле­ная энер­ге­ти­ка», а у нас в аулах све­та нет.

Испол­ни­лось 5 лет со дня при­хо­да Тока­е­ва к вла­сти. Как вы дума­е­те, вли­я­ет на него Назарбаев? 

   — У них были тес­ные свя­зи. Но, мне кажет­ся, что не сто­ит отка­зы­вать­ся от инте­ре­сов цело­го госу­дар­ства, пола­гая, что оно будет бла­го­склон­но отно­сить­ся к одно­му чело­ве­ку. Мне кажет­ся, что пре­зи­дент глу­бо­ко заду­мал­ся. Всё, что про­ис­хо­дит сей­час, очень пло­хо вли­я­ет на имидж пре­зи­ден­та Тока­е­ва. Мне кажет­ся, что очень мно­го вокруг него тех, кто может под­ста­вить, как это было с гер­бом. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что все это дела­ет­ся наме­рен­но враж­деб­но. Как саботаж.

После суда Аби­ша мож­но не сомне­вать­ся, что Алия Назар­ба­е­ва ско­ро смо­жет забыть о сво­ей ком­па­нии «Опе­ра­тор РОП». 

   - Может быть, есть ведь Кай­рат Саты­бал­ды, кото­ро­го при­нес­ли в жерт­ву ради Алии и Дари­ги. Если мы хотим создать спра­вед­ли­вый Казах­стан, пред­ло­жен­ный Тока­е­вым, закон дол­жен быть оди­на­ко­вым для всех. Я обра­тил­ся с депу­тат­ским запро­сом к ген­про­ку­ро­ру, пред­ста­вил доку­мен­ты по рей­дер­ским захва­там Назар­ба­е­вых. Берик Асы­лов ска­зал, что всё про­ве­рит. Не знаю, сколь­ко ему на это пона­до­бит­ся вре­ме­ни, но очень наде­юсь на то, что спра­вед­ли­вость будет восстановлена.

Источ­ник: UlysMedia

архивные статьи по теме

Открыть доступ в женские колонии!

«Стратегия давления». От ресурса, писавшего о Даниале Ахметове, требуют удалить информацию как «ложную»

Editor

Митинг в Алматы: Верните нам наши 58 лет!