fbpx

Цензура в Сети: Как, кого и за что блокируют в Казахстанском интернете

Инфор­ма­ция о том, что бла­го­да­ря поправ­кам в зако­но­да­тель­ство по про­ти­во­дей­ствию тер­ро­риз­му и экс­тре­миз­му Коми­тет наци­о­наль­ной без­опас­но­сти (КНБ) Казах­ста­на полу­чил новые пол­но­мо­чия по отклю­че­нию в часы «Х» реги­о­наль­ных интер­нет-сер­ви­сов и сетей свя­зи, с опоз­да­ни­ем, но взбу­до­ра­жи­ла обще­ствен­ность. Эта нор­ма вошла в при­ня­тый ком­плект попра­вок ещё в декаб­ре про­шло­го года, но, види­мо, «спря­та­лась» за более акту­аль­ны­ми, гро­зя­щи­ми боль­шин­ству граж­дан про­бле­ма­ми.

Пресс-служ­ба КНБ успо­ко­и­ла обще­ство 21 янва­ря: «Выше­ука­зан­ная нор­ма пра­ва не преду­смат­ри­ва­ет мас­со­во­го отклю­че­ния реги­о­наль­ных интер­нет-сер­ви­сов и сетей свя­зи, так как в дей­ству­ю­щем зако­но­да­тель­стве для гене­раль­но­го про­ку­ро­ра и упол­но­мо­чен­но­го орга­на в обла­сти свя­зи уже преду­смот­ре­ны пра­во­вые осно­ва­ния для огра­ни­че­ния исполь­зо­ва­ния сетей и средств свя­зи при про­ве­де­нии анти­тер­ро­ри­сти­че­ской опе­ра­ции, воз­ник­но­ве­нии мас­со­вых бес­по­ряд­ков и иных нару­ше­ний зако­но­да­тель­ства в обла­сти СМИ». Тем более что всё и так дав­но «рабо­та­ет», и толь­ко в послед­ние годы госу­дар­ство ста­ло при­во­дить мно­го­лет­нюю прак­ти­ку к какой-то зако­но­да­тель­ной базе.

Со вре­ме­нем казах­стан­ские бло­ки­ров­щи­ки — спе­ци­а­ли­сты Коми­те­та свя­зи, инфор­ма­ти­за­ции и инфор­ма­ции Мини­стер­ства по инве­сти­ци­ям и раз­ви­тию — научи­лись мно­го­му. Они не толь­ко по дав­ней тра­ди­ции пере­кры­ва­ют доступ к неугод­ным интер­нет-сай­там, но экс­пе­ри­мен­ти­ру­ют и с ины­ми воз­мож­но­стя­ми, поз­во­ля­ю­щи­ми огра­ни­чи­вать рас­про­стра­не­ние инфор­ма­ции в Сети. Теперь в их арсе­на­ле есть «точеч­ная» бло­ки­ров­ка мате­ри­а­лов и стра­ниц в соци­аль­ных сетях, отклю­че­ние на опре­де­лён­ное вре­мя соц­се­тей и отклю­че­ние реги­о­нов от интер­не­та.

1999. В начале бесславных дел

Оппо­зи­ци­он­ные сай­ты появи­лись в стране вме­сте с фор­ми­ро­ва­ни­ем соб­ствен­но­го интер­нет-про­стран­ства. Но раз­гул сете­вой демо­кра­тии про­длил­ся очень недол­го.

Веро­ят­но, пер­вым оппо­зи­ци­он­ным интер­нет-сай­том неза­ви­си­мо­го Казах­ста­на был Infoclub, кото­рый, появив­шись в кон­це 1997 года, про­дер­жал­ся все­го четы­ре меся­ца и тихо закрыл­ся, о нём сей­час прак­ти­че­ски никто не вспо­ми­на­ет.

А в 1998 году зара­бо­тал быст­ро набрав­ший попу­ляр­ность сайт Eurasia, при­над­ле­жа­щий пере­шед­ше­му в оппо­зи­цию быв­ше­му пре­мьер-мини­стру стра­ны Аке­жа­ну Каже­гель­ди­ну. Пер­вый тако­го рода и мас­шта­ба поли­ти­че­ский интер­нет-про­ект вобрал в себя мно­гих жур­на­ли­стов, ока­зав­ших­ся не у дел после того, как вла­сти поста­ви­ли крест на неза­ви­си­мых теле­ка­на­лах и радио­стан­ци­ях. К тому же рынок оппо­ни­ру­ю­щих пре­зи­ден­ту печат­ных СМИ тоже ока­зал­ся огра­ни­чен несколь­ки­ми изда­ни­я­ми, так что интер­нет в то вре­мя пред­став­лял огром­ные воз­мож­но­сти.

В сво­бод­ном досту­пе сайт про­дер­жал­ся не более года и стал, ско­рее все­го, пер­вым в стране, под­верг­шим­ся бло­ки­ров­ке. Доступ к нему закрыт по сей день, хотя о Казах­стане он уже не пишет, а изда­ние Eurasia пре­об­ра­зо­ва­лось в Neweurasia.info, до кото­ро­го защит­ни­кам ста­биль­но­сти уже нет дела.

Тогда же госор­га­ны попы­та­лись при­дать сво­им дей­стви­ям закон­ность, при­няв осо­бый доку­мент, затро­нув­ший и интер­нет-СМИ. «Поста­нов­ле­ние Каби­не­та мини­стров №1937 появи­лось 20 декаб­ря 1999 года и было про­зва­но «элек­трон­ной тамож­ней». В нём ещё даже интер­нет-сай­ты назы­ва­лись не сай­та­ми, а как-то ина­че, что-то свя­зан­ное с элек­трон­ной про­дук­ци­ей, про­из­ве­дён­ной за рубе­жом. Прав­да, «Евра­зия» ста­ла бло­ки­ро­вать­ся несколь­ко ранее», — вспо­ми­на­ет алма-атин­ский жур­на­лист Андрей Сви­ри­дов.

Он при­пом­нил пер­во­го «муче­ни­ка» бло­ки­ров­ки: в 1999 алма-атин­ский про­грам­мист Сер­гей Мусо­рин напи­сал наци­о­наль­но­му про­вай­де­ру «Казахте­ле­ком» жало­бу в свя­зи с пере­кры­ти­ем досту­па к его люби­мо­му сай­ту, при­гро­зив судеб­ны­ми иска­ми и ины­ми послед­стви­я­ми. Про­вай­дер отре­а­ги­ро­вал опе­ра­тив­но: обви­нил жалоб­щи­ка то ли в попыт­ке взло­ма их сай­та, то ли в рас­сыл­ке виру­сов. Как бы то ни было, Мусо­рин стал пер­вой фигу­рой, обви­нен­ной в IT-пре­ступ­ле­ни­ях, даже, кажет­ся, было выне­се­но судеб­ное реше­ние, не свя­зан­ное с лише­ни­ем сво­бо­ды (посколь­ку про­шло мно­го вре­ме­ни, а инфор­ма­ции по это­му делу в откры­том досту­пе нет, за абсо­лют­ную точ­ность этих дан­ных не руча­ем­ся).

За «Евра­зи­ей» после­до­вал сайт «Нави­га­тор» — еще один интер­нет-дол­го­жи­тель, здрав­ству­ю­щий и поныне в виде Zonakz.net, сме­нив­ший по суду несколь­ко назва­ний и без суда — основ­ное поли­ти­че­ское направ­ле­ние.

Затем дошли руки и до трёх дру­гих оппо­зи­ци­он­ных про­ек­тов — «Сво­бод­ной Азии» (Freeas.org), «Загра­нич­но­го бюро казах­стан­ской оппо­зи­ции» (Zagranburo.org) и «Клуб уни­вер­саль­ной без­опас­но­сти» (Kub.info). Все три при­над­ле­жат полит­эми­гран­там неза­ви­си­мо­го Казах­ста­на пер­вой вол­ны, при­чем «Куб» создал и редак­ти­ро­вал кино­ре­жис­сер Рашид Нуг­ма­нов (изве­стен по куль­то­во­му филь­му «Игла»), кото­рый под­дер­жал Аке­жа­на Каже­гель­ди­на и эми­гри­ро­вал по поли­ти­че­ским моти­вам во Фран­цию. В насто­я­щее вре­мя из этих трёх сай­тов функ­ци­о­ни­ру­ет толь­ко Zagranburo.org, утра­тив­шее своё вли­я­ние, по край­ней мере, внут­ри Казах­ста­на.

Вме­сте с ресур­са­ми демо­кра­ти­че­ской оппо­зи­ции под бло­ки­ров­ку попал неод­но­знач­ный про­ект «Ази­о­па», при­пи­сы­ва­е­мый ныне покой­но­му зятю пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва Раха­ту Али­е­ву. На откро­вен­но «мочиль­ном» ресур­се доста­ва­лось всем – и оппо­зи­ции, и чле­нам боль­шой пре­зи­дент­ской семьи, за исклю­че­ни­ем Раха­та Мух­та­ро­ви­ча, кото­рый все­гда пред­ста­вал там «на белом коне». Отсю­да и подо­зре­ния в том, что за сай­том сто­ит имен­но он.

Со знаком качества

С раз­ви­ти­ем интер­нет-тех­но­ло­гий появ­ля­лись новые «нело­яль­ные» сай­ты, и уже нико­го не удив­ля­ло, что почти сра­зу же они под­вер­га­лись бло­ки­ров­ке. Прак­ти­ка эта сохра­ни­лась и по сей день, и надо ска­зать, что бло­ки­ров­ка поли­ти­че­ско­го сай­та порой вос­при­ни­ма­ет­ся как госу­дар­ствен­ный знак каче­ства: осо­зна­ют вли­я­ние, боят­ся, ува­жа­ют.

С этой пози­ции наи­бо­лее ува­жа­е­мым был оппо­зи­ци­он­ный интер­нет-пор­тал «Рес­пуб­ли­ка», финан­си­ро­вав­ший­ся бан­ки­ром и поли­ти­ком Мух­та­ром Абля­зо­вым, кото­рый толь­ко недав­но осво­бо­дил­ся из фран­цуз­ской тюрь­мы и сно­ва гро­зит Акор­де опре­де­лён­ны­ми про­бле­ма­ми. Этот сайт на дол­гое вре­мя стал номе­ром один для всех госчи­нов­ни­ков выс­ше­го уров­ня: кто-то с опа­се­ни­ем ждал появ­ле­ния инфор­ма­ции о себе, кто-то сли­вал ком­про­мат на сво­их кон­ку­рен­тов. В борь­бе с этим интер­нет-пор­та­лом вла­сти за ценой не сто­я­ли: поми­мо бло­ки­ров­ки он едва ли не систе­ма­ти­че­ски под­вер­гал­ся DDOS-ата­кам. Но сно­ва воз­об­нов­лял рабо­ту, а поль­зо­ва­те­ли про­би­ва­лись сквозь бло­ки­ров­ки, исполь­зуя ано­ни­май­зе­ры и спе­ци­аль­ные шлю­зы.

Не помог­ло даже то, что в 2012 году после жана­о­зен­ской бой­ни это изда­ние было при­зна­но экс­тре­мист­ским вме­сте со все­ми сво­и­ми «зер­ка­ла­ми», а так­же печат­ны­ми вер­си­я­ми (все­го 8 газет и 23 интер­нет-ресур­са, про­хо­дя­щих в каче­стве «еди­но­го СМИ»). Раз­ве что его авто­ры ста­ли более тща­тель­но скры­вать­ся под псев­до­ни­ма­ми. В про­шлом году редак­ция интер­нет-пор­та­ла «Рес­пуб­ли­ка» объ­яви­ла о пре­кра­ще­нии дея­тель­но­сти (сов­пав­шем с неожи­дан­ным осво­бож­де­ни­ем лиде­ра неза­ре­ги­стри­ро­ван­ной оппо­зи­ци­он­ной пар­тии «Алга!» Вла­ди­ми­ра Коз­ло­ва). Одна­ко, как это про­ис­хо­ди­ло с дру­ги­ми изда­ни­я­ми, совсем недав­но воз­ник про­ект Kz.expert (сов­пав­ший с осво­бож­де­ни­ем Мух­та­ра Абля­зо­ва), кото­рый воз­гла­ви­ла быв­ший редак­тор «Рес­пуб­ли­ки» Ири­на Пет­ру­шо­ва.

Еще один силь­но «напря­га­ю­щий» казах­стан­ские вла­сти интер­нет-пор­тал свя­зан с соци­а­ли­ста­ми — Socialismkz.info, кото­рый, есте­ствен­но, закрыт для казах­стан­цев. Несколь­ко недель назад ресурс едва опра­вил­ся от мощ­ных DDOS-атак, вывед­ших его из строя на несколь­ко меся­цев.

«Бло­ки­ро­вать на тер­ри­то­рии Казах­ста­на наш сайт нача­ли с 16 декаб­ря 2011 года, в день жана­о­зен­ских собы­тий, и эта бло­ки­ров­ка дли­лась более года, при­чем зай­ти на сайт было невоз­мож­но даже через прок­си-сер­ве­ры, — вспо­ми­на­ет адми­ни­стра­тор ресур­са, нахо­дя­щий­ся в изгна­нии лидер казах­стан­ских соци­а­ли­стов Айнур Кур­ма­нов. — Так­же были забло­ки­ро­ва­ны в Казах­стане на несколь­ко меся­цев сай­ты дру­гих левых орга­ни­за­ций Рос­сии и Евро­пы, кото­рые пере­пе­ча­ты­ва­ли наши мате­ри­а­лы о собы­ти­ях в Жана­о­зене. Вто­рой раз нас забло­ки­ро­ва­ли наглу­хо в июле 2013 года — после пуб­ли­ка­ций о митин­гах и недо­воль­стве рабо­чих кор­по­ра­ции «Каза­хмыс» в Жез­каз­гане и Сат­па­е­ве. Не помог­ли даже зер­ка­ла, кото­рые забло­ки­ро­ва­ли через несколь­ко дней после их воз­ник­но­ве­ния. Вес­ной 2016 года мы исполь­зо­ва­ли новые тех­но­ло­гии, и сай­ты ста­ли доступ­ны­ми в обход всех бло­ки­ро­вок. Но с 12 октяб­ря 2016 года вла­сти нача­ли исполь­зо­вать так­ти­ку посто­ян­ных мас­си­ро­ван­ных DDOS-атак. Целью их было не толь­ко «поло­жить» наши веб-ресур­сы, но, как заяви­ли спе­ци­а­ли­сты, пере­хва­тить руко­вод­ство сай­та­ми. Те же спе­ци­а­ли­сты гово­рят, что такие ата­ки сто­ят до 2000 евро в сут­ки. А нача­лись они после схо­да со сце­ны «Рес­пуб­ли­ки» — теперь мы ста­ли глав­ны­ми целя­ми атак, зада­чей кото­рых явля­ет­ся зачист­ка инфор­ма­ци­он­но­го поля».

Навер­ня­ка в Казах­стане с радо­стью бы пере­кры­ли кис­ло­род и Azattyq.org — казах­ской служ­бе Радио Свобода/Свободная Евро­па», что вре­мя от вре­ме­ни про­ис­хо­дит, но очень нена­дол­го. Оче­вид­но, что госу­дар­ствен­ный депар­та­мент США, финан­си­ру­ю­щий это СМИ, уме­ет объ­яс­нять парт­нё­рам из дале­ких рес­пуб­лик, к чему это может при­ве­сти.

Если с оппо­зи­ци­он­ны­ми сай­та­ми всё ясно, то порой удив­ля­ет бло­ки­ров­ка сай­тов, кото­рые, в общем-то, не пре­тен­ду­ют на ради­каль­ность поли­ти­че­ской мыс­ли. Уже упо­мя­ну­тый Zonakz.net и быст­ро набрав­ший попу­ляр­ность Ratel.kz в 2015 году ока­за­лись вне зоны досту­па почти в одно вре­мя и без объ­яс­не­ния при­чин. Не помо­га­ли даже обход­ные пути – тут явно при­ме­ни­ли более силь­ные «закля­тия», чем к «Рес­пуб­ли­ке», соци­а­ли­стам и про­чим «зло­пы­ха­те­лям». На все запро­сы во всех инстан­ци­ях раз­во­ди­ли рука­ми, утвер­ждая, что всё в поряд­ке. В редак­ци­ях сай­тов заве­ря­ли, что при­чин не зна­ют (хотя в отно­ше­нии Zonakz был слух, что его про­бле­мы свя­за­ны с лич­ной непри­яз­нью неко­е­го высо­ко­по­став­лен­но­го чинов­ни­ка к редак­то­ру Юрию Мизи­но­ву). Но как вне­зап­но сай­ты забло­ки­ро­ва­ли, так же вне­зап­но их потом и «рас­пе­ча­та­ли».

Доступ к веб-сай­ту «Фер­га­на» был забло­ки­ро­ван в Казах­стане с 28 авгу­ста 2014-го по 8 авгу­ста 2016-го. По стран­но­му сов­па­де­нию, откры­ли сайт ров­но в тот день, когда пред­се­да­те­лем Коми­те­та наци­о­наль­ной без­опас­но­сти Казах­ста­на стал Карим Маси­мов…За исклю­че­ни­ем «Рес­пуб­ли­ки», все осталь­ные СМИ ока­за­лись недо­ступ­ны­ми боль­шин­ству без каких-то зако­но­да­тель­ных обос­но­ва­ний.

Поми­мо род­ных и опо­сре­до­ван­но род­ных сай­тов в Казах­стане лег­ко попа­да­ют под санк­ции любые зару­беж­ные изда­ния, чьи пуб­ли­ка­ции несут потен­ци­аль­ную угро­зу ста­биль­но­сти режи­ма. В этом слу­чае даже не тре­бу­ет­ся систем­но­сти. К при­ме­ру, рос­сий­ские сай­ты «Меду­за» и «Фер­га­на» попла­ти­лись каж­дый из-за одной сво­ей пуб­ли­ка­ции.

По сло­вам Айну­ра Кур­ма­но­ва, из-за бло­ки­ро­вок и посто­ян­ных атак коли­че­ство про­смот­ров одно­го мате­ри­а­ла мог­ло сни­зить­ся с семи-вось­ми тысяч до трёх­сот. Дру­ги­ми сло­ва­ми, хоть опре­де­лён­ная часть интер­нет-поль­зо­ва­те­лей и научи­лась обхо­дить бло­ки­ров­ки, вла­сти всё же доби­лись сво­их целей, тем более что ано­ни­май­зе­ры и прок­си-сер­ве­ра сами ока­за­лись вне зако­на.

Прогресс на службе борьбы с прогрессом

Реше­ни­ем неиз­вест­но­го суда 10 сен­тяб­ря 2014 года в Казах­стане запре­ти­ли спе­ци­аль­ные сай­ты для скры­тия IP-адре­са, то есть прок­си и ано­ни­май­зе­ры. После чего Коми­тет свя­зи, инфор­ма­ти­за­ции и инфор­ма­ции Мини­стер­ства по инве­сти­ци­ям и раз­ви­тию рья­но при­сту­пил к испол­не­нию реше­ния. Сей­час, что­бы най­ти рабо­та­ю­щий ано­ни­май­зер, при­хо­дит­ся пере­ло­па­тить десят­ки стра­ниц в «Гуг­ле», хотя, навер­ня­ка, у каж­до­го в загаш­ни­ке есть пароч­ка сво­их рабо­та­ю­щих прок­си, да и с обход­ны­ми про­грам­ма­ми типа Tor или Psiphon бло­ки­ров­щи­ки сде­лать пока ниче­го не могут. В то же вре­мя в мае 2015 года Совет по пра­вам чело­ве­ка ООН при­знал ано­ним­ность в сети одним из прав чело­ве­ка. Казах­стан же, быв­ший чле­ном Сове­та ООН по пра­вам чело­ве­ка и ныне явля­ю­щий­ся непо­сто­ян­ным чле­ном Сов­беза ООН, о том явно не кур­се.

По боль­шо­му же счё­ту всё то, чем зани­ма­лось госу­дар­ство, явля­ет­ся без­за­ко­ни­ем. До 1 янва­ря 2016 года бло­ки­ро­вать сай­ты мог­ли лишь по реше­нию суда. Конеч­но, это нико­гда не меша­ло закры­вать доступ, но всё же обще­ство хотя бы мог­ло назы­вать вещи сво­и­ми име­на­ми и знать, что вла­сти зани­ма­ют­ся про­ти­во­за­кон­ной дея­тель­но­стью.

Про­ку­ра­ту­ра выис­ки­ва­ла сай­ты с экс­тре­мист­ским и пор­но­гра­фи­че­ским содер­жа­ни­ем, после чего по про­це­ду­ре долж­на была направ­лять мате­ри­а­лы в суд и ждать судеб­но­го реше­ния. С уче­том того, что таких сай­тов мил­ли­о­ны, а за год бор­цы за духов­ную чисто­ту наро­да нахо­ди­ли не более тыся­чи подоб­ных, то сотруд­ни­ки про­ку­ра­тур мог­ли бы быть обес­пе­чен­ны­ми рабо­той на сот­ни лет впе­ред. Осо­знав бес­пер­спек­тив­ность тако­го направ­ле­ния, вла­сти внес­ли поправ­ки в закон «О свя­зи», и теперь вся про­ти­во­прав­ная, с их пози­ции, инфор­ма­ция может ока­зать­ся недо­ступ­ной для поль­зо­ва­те­лей без объ­яс­не­ний.

Вме­сте с тем дли­тель­ный опыт борь­бы с вре­до­нос­ны­ми сай­та­ми поз­во­лил рас­ши­рить фор­мы про­ти­во­дей­ствия «раз­ло­же­нию» обще­ства в сети. Тех­ни­че­ские спе­ци­а­ли­сты из Коми­те­та свя­зи, инфор­ма­ти­за­ции и инфор­ма­ции (или же струк­тур, свя­зан­ных с нац­без­опас­но­стью) овла­де­ли навы­ка­ми точеч­ной бло­ки­ров­ки, когда из зоны досту­па выво­дит­ся какая-то одна пуб­ли­ка­ция или опре­де­лён­ная стра­ни­ца в соци­аль­ной сети. Мате­ри­а­лы о про­ве­де­нии Анти­евразий­ско­го фору­ма, сооб­ще­ния из рай­о­нов, где име­ли место столк­но­ве­ния на этни­че­ской поч­ве, раз­го­ны про­те­стов про­тив земель­ной рефор­мы – поль­зо­ва­те­ли жало­ва­лись не недо­ступ­ность посвя­щён­ных этим темам ста­тей. Но неред­ко на вся­кий слу­чай пере­кры­ва­ет­ся доступ не толь­ко к сай­там, но и к соци­аль­ным сетям и в целом к интер­не­ту.

Пер­вой такой опе­ра­ци­ей по пере­кры­тию всех инфор­ма­ци­он­ных пото­ков ста­ли тра­ги­че­ские собы­тия в Жана­о­зене, когда сило­ви­ки рас­стре­ля­ли участ­ни­ков заба­стов­ки. Без­за­ко­ние людей в фор­ме сопро­вож­да­лось отклю­че­ни­ем интер­не­та и мобиль­ной свя­зи в этом реги­оне и соци­аль­ных сетей — во всех осталь­ных.

С того момен­та выру­бать сети ста­ли и без пово­да, послед­ний раз подоб­ное про­изо­шло в День Рес­пуб­ли­ки, 16 декаб­ря 2016 года, посколь­ку из года в год вла­сти ожи­да­ют, что в этот день могут повто­рить­ся собы­тия 1986 года или 2011-го (Жана­о­зен).

Но если искать точ­ку отсчё­та, то пер­вой соц­се­тью, отклю­чён­ной в Казах­стане на дол­гое вре­мя, стал «Живой жур­нал», кото­рый бло­ки­ро­вал­ся с 2011 по 2015 год — по реше­нию суда, яко­бы из-за про­па­ган­ды тер­ро­риз­ма. Соглас­но неофи­ци­аль­ной и более веро­ят­ной вер­сии, при­чи­ной послу­жи­ло появ­ле­ние в ЖЖ кни­ги зятя пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва Раха­та Али­е­ва «Крест­ный тесть». И хотя в 2015 году «про­па­ган­ды тер­ро­риз­ма» в ЖЖ мень­ше не ста­ло, но, види­мо, вла­сти посчи­та­ли, что к тому вре­ме­ни все, кто хотел, уже озна­ко­ми­лись с запре­щён­ной кни­гой и, ста­ло быть, нет смыс­ла далее под­вер­гать­ся насмеш­кам со сто­ро­ны.

Зато сто­и­ло лишь еди­но­жды появить­ся на Avaaz — сай­те по раз­ме­ще­нию пети­ций — при­зы­ва под­пи­сать­ся под тре­бо­ва­ни­ем отстав­ки пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва, как этот ресурс стал в Казах­стане «пер­со­ной нон гра­та». Осталь­ные «непра­виль­ные» пети­ции на дру­гих ресур­сах ста­ли опять же бло­ки­ро­вать точеч­но, как это слу­чи­лось с тре­бо­ва­ни­ем отме­нить зако­но­да­тель­ные ново­вве­де­ния об обя­за­тель­ной вре­мен­ной реги­стра­ции, серьёз­но взбу­до­ра­жив­шей обще­ство в янва­ре это­го года.

И всё же на фоне всей дол­го­вре­мен­ной бло­ки­ро­воч­ной вак­ха­на­лии вер­ши­ной демон­стра­ции соб­ствен­ных стра­хов ста­ло судеб­ное реше­ние о запре­ще­нии на тер­ри­то­рии Казах­ста­на ряда фото- и видео­сто­ков — Vimeo, Dailymotion, Tumbrl, Flickr и неко­то­рые дру­гие. Офи­ци­аль­ное обос­но­ва­ние – всё та же про­па­ган­да в них тер­ро­риз­ма и пор­но­гра­фии. С учё­том того, что боль­шин­ство казах­стан­цев узна­ло про эти ресур­сы бла­го­да­ря инфор­ма­ции об их запре­те, то этот шаг рас­це­ни­ли как проб­ный шар на пути к бло­ки­ров­ке Facebook и Youtube, скон­цен­три­ро­вав­ших внут­ри себя всю про­тест­ную обще­ствен­ность.

Опыт про­шел успеш­но: вос­ста­ния поль­зо­ва­те­лей Vimeo и Flickr в Казах­стане не слу­чи­лось, Запад санк­ций не ввёл. Может быть, на радо­стях после это­го Vimeo даже раз­бло­ки­ро­ва­ли.* * *

Всё это дли­тель­ное про­ти­во­сто­я­ние интер­нет-сооб­ще­ства и вла­стей Казах­ста­на дале­ко от завер­ше­ния. На каж­дый выпад про­тив­ни­ков сво­бо­ды интер­не­та его сто­рон­ни­ки нахо­дят воз­мож­ность обой­ти запре­ты. Не без потерь, конеч­но, так как часть поль­зо­ва­те­лей всё же не зна­ет, как добрать­ся до «запрет­но­го пло­да», либо ленит­ся или боит­ся.

Но толь­ко за пару меся­цев появи­лось несколь­ко новых, более чем кри­ти­че­ски настро­ен­ных к вла­стям сай­тов – Kz.expert, Elbacity.press, Base-kz.info. Все они нахо­дят­ся и адми­ни­стри­ру­ют­ся за рубе­жом, и пока забло­ки­ро­ван толь­ко послед­ний.

В соци­аль­ных сетях народ вхо­дит в раз­лич­ные «несо­глас­ные» груп­пы, актив­но делит­ся видео­за­пи­ся­ми и, несмот­ря на гроз­ные зако­ны, гово­рит о вла­стях всё, что дума­ет, не силь­но выби­рая выра­же­ния. Ответ­ная реак­ция тоже есть: появи­лась пле­я­да новых узни­ков, кото­рые в сети поде­ли­лись или раз­ме­сти­ли не то, что хоте­ли бы видеть вла­сти. Но в целом на про­цесс это не силь­но вли­я­ет. Опять же, если срав­ни­вать со стра­на­ми с куда более затей­ли­вы­ми фор­ма­ми прав­ле­ния, неже­ли в Казах­стане, то отно­ше­ние «Боль­шо­го бра­та» к интер­не­ту и его поль­зо­ва­те­лям здесь доволь­но щадя­щее. Тем более что всё основ­ное выпус­ка­ние пара про­ис­хо­дит в сети и не пере­ки­ды­ва­ет­ся на ули­цы и пло­ща­ди.

Что каса­ет­ся новых пол­но­мо­чий КНБ, то в этом ведом­стве утвер­жда­ют, что «с пози­ций орга­нов наци­о­наль­ной без­опас­но­сти реше­ние об отклю­че­нии услуг свя­зи будет при­ни­мать­ся в отно­ше­нии КОНКРЕТНЫХ АБОНЕНТОВ в целях вос­пре­пят­ство­ва­ния инфор­ми­ро­ва­ния ими сообщ­ни­ков или коор­ди­на­ции их дей­ствий, кото­рые могут при­ве­сти к совер­ше­нию тяж­ких и осо­бо тяж­ких пре­ступ­ле­ний».

Если оце­нить всю исто­рию бло­ки­ро­вок и отклю­че­ний, то вполне веро­ят­но, что в чис­ло этих самых кон­крет­ных або­нен­тов могут вой­ти абсо­лют­но все.

Соб. инф.

Меж­ду­на­род­ное инфор­ма­ци­он­ное агент­ство «Фер­га­на»