Ожидаемое обсуждение в мажилисе пакета поправок в налоговое законодательство в первом чтении, вопреки всем прогнозам, прошло достаточно спокойно. На заседаниях рабочих групп, если верить депутатам, делившимся своим мнением в кулуарах, шли жаркие баталии. Но на пленарном заседании мажилиса царили мир и спокойствие.
Министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев, выйдя на парламентскую трибуну, вновь повторил главные задачи законопроекта:
- Для повышения экономической отдачи налоговой системы законопроект содержит нормы по повышению ставок налогов на имущество физических лиц, землю, транспортные средства, — напомнил он. — В целях дестимулирования населения к потреблению социально вредных товаров предусмотрено повышение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию. При этом по алкогольной продукции повышение коснется только крепких алкогольных напитков. Увеличение ставок на слабоалкогольную продукцию предполагается рассмотреть в 2014 году.
Следом он перешел к другим «составляющим» пакета поправок. Так, законопроектом расширяется перечень приоритетных видов деятельности, осуществляемых на территориях отдельных специальных экономических зон, за правительством закрепляется право на утверждение дополнительного перечня подакцизных товаров, импорт которых облагается по стране происхождения, что, по мнению министра, «позволит адекватно реагировать на дискриминационные меры в отношении экспорта Казахстана в случае их применения странами — торговыми партнерами».
Также законопроектом предусмотрено освобождение от НДС автономной организации образования по предоставлению библиотечного фонда во временное пользование другим автономным организациям (Назарбаев Университет). Упрощается порядок применения нормы, предусматривающей дополнительные вычеты в размере 50% от расходов на научно-исследовательские и научно-технические работы (НИОКР).
- Большой блок вопросов отводится налоговому администрированию. Изменения и дополнения в этой части направлены на совершенствование администрирования, снижение административных барьеров и улучшение бизнес-климата, приведение отдельных положений налогового законодательства в соответствие с МСФО. В частности, предлагается ввести уведомительный характер продления сроков представления отчетности при условии представления в электронном виде; продлить сроки исковой давности в случае предоставления налогоплательщиком дополнительной налоговой отчетности с изменениями в части переноса убытков, — уточнил глава МЭБП.
Именно на этой части законопроекта депутаты и сконцентрировали свое внимание. Так, Мейрам Бегентаев поинтересовался, что делает правительство по выводу экономики из тени. В ответ на это министр тотчас сообщил, что часть предложений по борьбе с теневой экономикой отражена в поправках, направленных на улучшение налогового администрирования.
- В первую очередь, акцент направлен на борьбу с лжепредпринимательством. Сегодня наши налоговые органы совместно с Агентством по борьбе с экономическими преступлениями работают интенсивно, и улучшение происходит. Второе: мы бы хотели попросить вас поддержать то, чтобы налоговые органы могли бы напрямую обращаться и вносить предложения о внесении исков о признании сделок недействительными, потому что мы считаем, если очевидна конечная ступенька, по которой пошли платежи, чтобы налоговый орган имел право в судебном порядке оспаривать, — рассказал он.
Гульмира Исимбаева спросила, как идет переход на онлайн-отчетность, и в ответ услышала рассказы о внедрении пилотных проектов. А Айгуль Соловьева напомнила об опасениях малого бизнеса в связи с требованиями об обязательной установке POS-терминалов и полюбопытствовала: можно ли продлить срок установки POS-терминалов и проверки того, выставлены ли они. Глава Минэкономики признался, что он сам поддерживает такую отсрочку:
- Мы провели встречу с Ассоциацией финансистов по вопросам готовности наших коммерческих банков к ввозу и установке POS-терминалов. Я думаю, мы найдем правильное решение, чтобы не получилось так, что норма введена, а POS-терминалов не оказалось. Работы с Министерством финансов мы продолжаем и думаю, что в рамках второго чтения решим эту проблему, — заверил министр.
О поправках, вызвавших возмущение всего общества, — об увеличении налогов на имущество (жилье) и автомобили с объемом двигателя от 3 до 4 куб. см депутаты заговорили уже в своих выступлениях, то есть просто озвучивали свое мнение, не требуя ответов и объяснений от правительства.
Так, Владислав Косарев, напомнив, что эти предложения «очень сильно взволновали общество», поблагодарил коллег из «Нур Отана»: «В этот переломный момент фракция правящей партии проявила характер, выступила против позиции правительства. Молодцы, коллеги. Вы проявили волю и гражданскую позицию, у вас это получилось, надеюсь, не в последний раз».
Однако фракция коммунистов, по словам Косарева, не поддерживает этот законопроект даже в улучшенном, доработанном варианте. «Потому что мы видим иные источники пополнения бюджета и против дополнительных нагрузок на плечи рабочего класса, самозанятых и безработных. Народ не должен страдать из-за неряшливости правительства и местных исполнительных органов», — пояснил Косарев.
Источники пополнения бюджета, по его мнению, кроются в создании рабочих мест для самозанятых граждан. «Это разрешение их социальных задач, это и налоговые отчисления в бюджет, и пенсионные накопления, с этим у нас настолько все плохо, будто и не было в прошлом году обращения главы государства «20 шагов к обществу всеобщего труда», — сказал он.
Еще одним источником доходности бюджета может стать дисциплинированность чиновников, халатно относящихся к исполнению бюджетных программ и расходованию денег, выделяемых на реализацию этих программ. «Десятки миллиардов остаются неосвоенными, общество не получает от государства предусмотренные бюджетом деньги на медикаменты, больничные места, школы и медучреждения. Зато растаскивать бюджет по карманам у наших чиновников — золотые руки. Что ни год, сотни две чиновников уходит топтать зону. А сколько еще не прокололись? Наверное, не меньше. Третье. С учетом мошенничества, махинаций с госзакупками, теневого бизнеса страна теряет сотни миллиардов тенге. Стыдно, что все сходит с рук. По данным финполиции, в теневом бизнесе находится более 20% валового производства. Неужели мы позволим коррупции стать родимым пятном казахстанской власти?», — заявил Косарев.
На эти же источники дохода для госказны обратил внимание и Азат Перуашев. Он также поблагодарил коллег из фракции «Нур Отан», однако подчеркнул: «Внесенные поправки не столько улучшают закон, сколько делают его прохождение в мажилисе менее болезненным. Фактически они работают на правительство, поскольку позволяют разблокировать этот узел и даже тупик, в котором оказались разработчики законопроекта на фоне вызванного им широкого общественного резонанса. Фракция большинства фактически протянула руку своему правительству, показала, при каких условиях этот непроходной закон может быть принят».
Однако все эти шаги, по его мнению, не меняют природы данного законопроекта, а именно, «направленности на увеличение налоговых ставок и ужесточение налогового администрирования на фоне роста расходов на содержание госаппарата и высокой неэффективности бюджетных средств». Перуашев обратил внимание и на поправки, связанные с улучшением налогового администрирования, в первую очередь, по наделению налоговой службы правом обращаться в суд и признавать сделки недействительными. Фактически, по его мнению, речь идет о том, чтобы дать лишние рычаги воздействия на бизнес нечистым на руку чиновникам, бизнесу же эти поправки никакой пользы не принесут.
Возразила Азату Перуашеву Светлана Романовская, заявив, что социального вреда закон не принесет, поскольку «не касается социально уязвимых слоев населения». Что же касается бизнеса, то, по ее мнению, бизнесу это лишь во благо.
- На мой взгляд, он улучшает именно бизнес-климат в нашей стране. Мы знаем, что все условия для развития бизнеса созданы. Сейчас надо просто активизировать людей для того, чтобы они действительно переходили от иждивенчества к занятию бизнесом. Пора уходить от сырьевого сектора, от этой зависимости, и крайне важно, чтобы граждане нашей страны и предприниматели осознали, что процветание Казахстана зависит от их гражданской позиции. И, на мой взгляд, данный законопроект улучшает то, что связано с этой позицией.
Критически высказался и спикер мажилиса Нурлан Нигматулин. Но не в отношении конкретного законопроекта, а в целом — в адрес правительственного подхода:
- Когда разработчик приходит в парламент с каким-либо законопроектом, удивляешься. Такое впечатление, что люди не понимают, какова конечная цель. А вся проблема в том, что когда разрабатывается законопроект, по разным причинам нет четкого понимания того, какую задачу поставил глава государства. Вот даже сейчас глава Налогового комитета рассказывает о проекте, который готовый, пилотный. Вы должны были сегодня голову на плаху положить и сказать: мы провалили поручение главы государства. Потому что с 1 января 2013 года все должно было работать. А мы все готовы да готовы. Еще в 2008 году глава государства поставил задачу по улучшению налогового администрирования, четко все рассказал, каким путем идти, какие сделать акценты и при этом как вывести на дифференциальную линейку. Нет, приносится законопроект, который ничего этого не учитывает. Вот тогда и задаешься вопросом: либо не знакомы с установками и материалами, которые глава государства в стратегических планах обозначил для развития страны, либо другие мысли, когда приносят. Да, конечно, парламент для того, чтобы здесь улучшать законопроект, мы для этого вместе и работаем. Но когда документ проходит, он же, наверное, обсуждается где-то на заседаниях правительства, в комитетах, министерствах. Он же должен быть уже отработан, если вы приходите со своим мнением. Потом же это освещается в СМИ, люди, население слышат. Какая их оценка работы власти в целом? Мы должны сегодня сказать, что качество законопроектов, которые приходят, особенно касающихся таких чувствительных моментов, как мы сегодня видим и по Налоговому кодексу, должно быть улучшено.
На такой, не самой оптимистичной для правительства ноте, дискуссия по законопроекту завершилась. Большинством голосов депутаты одобрили поправки в первом чтении. Лишь девять мажилисменов проголосовали «против» и шесть воздержались.
Читать оригинал статьи: