-16 C
Астана
23 января, 2021
Image default

США проверят “Радио Свобода” за излишние симпатии к властям Таджикистана

Госде­пар­та­мент США рас­по­ря­дил­ся про­ве­сти про­вер­ку пре­тен­зий к веща­тель­ной ком­па­нии “Радио Сво­бод­ная Европа/Радио Сво­бо­да” (РС/РСЕ; веща­ет на Рос­сию, Восточ­ную Евро­пу и Цен­траль­ную Азию) за чрез­мер­ную бла­го­склон­ность в репор­та­жах к вла­стям Таджи­ки­ста­на. Об этом сооб­щи­ла в чет­верг на сво­ем сай­те аме­ри­кан­ская газе­та The Wall Street Journal со ссыл­кой на источ­ни­ки в Госде­пе и радиокомпаниях.

По дан­ным этих источ­ни­ков, пово­дом для про­вер­ки послу­жи­ли жало­бы аме­ри­кан­ских дипло­ма­тов, спе­ци­а­ли­стов по Сред­ней Азии и ряда сотруд­ни­ков РС/РСЕ. Они счи­та­ют, что радио­ком­па­ния необъ­ек­тив­но осве­ща­ет ситу­а­цию в Таджи­ки­стане, так как слиш­ком сим­па­ти­зи­ру­ет вла­стям этой страны.

Про­вер­ка про­во­дит­ся по линии аппа­ра­та гене­раль­но­го инспек­то­ра внеш­не­по­ли­ти­че­ско­го ведом­ства США, уточ­ни­ли источ­ни­ки издания.

Доба­вим, 1 апре­ля лиши­лась сво­е­го поста дирек­тор радио “Озо­ди” (таджик­ской служ­бы “Радио Сво­бо­да”) Сод­жи­да Мир­зо (Сод­жи­да Джах­фа­ро­ва). Об этом писал Akhbor.com. Перед этим Сод­жи­ду Мир­зо обви­ни­ли в обслу­жи­ва­нии инте­ре­сов пра­ви­тель­ства Эмо­ма­ли Рах­мо­на. Ожи­да­лось так­же, что вслед за Сод­жи­дой Мир­зо будет уво­лен и Аббас Джа­ва­ди, дирек­тор Цен­траль­но­ази­ат­ских про­грамм “Радио Свобода”.

Мир­зо, кото­рая руко­во­ди­ла радио “Озо­ди” с 2008 года, была уво­ле­на после про­ве­ден­но­го рас­сле­до­ва­ния, под­твер­див­ше­го, что под ее руко­вод­ством изда­ние пре­вра­ти­лось в рупор пра­ви­тель­ства Таджикистана. 

По дан­ным “Ахбо­ра”, вес­ной 2018 года она заклю­чи­ла сдел­ку с пра­ви­тель­ством, пообе­щав в обмен на раз­бло­ки­ров­ку сай­та смяг­чить пози­цию и отка­зать­ся от осве­ще­ния неудоб­ных тем.

В сен­тяб­ре 2018 года пра­во­за­щит­ни­ки на сове­ща­нии ОБСЕ в Вар­ша­ве рас­кри­ти­ко­ва­ли изда­ние за сотруд­ни­че­ство с адми­ни­стра­ци­ей Рах­мо­на и под­держ­ку его режи­ма и посо­ве­то­ва­ли Кон­грес­су США обра­тить вни­ма­ние на инфор­ма­ци­он­ную поли­ти­ку его нынеш­не­го руководства.

Изда­ние неод­но­крат­но было заме­че­но в пуб­ли­ка­ции про­власт­ных мате­ри­а­лов, а в нача­ле 2019 года пере­ме­сти­лось в офис биз­нес-цен­тра “Сози­да­ние”, при­над­ле­жа­ще­го алю­ми­ни­е­вой ком­па­нии ТАЛКО и ком­мер­че­ским струк­ту­рам биз­не­сме­на Хаса­на Аса­дул­ло­зо­да, шури­на пре­зи­ден­та Таджи­ки­ста­на, писа­ла “Фер­га­на”.

Про­ве­ден­ное рас­сле­до­ва­ние пока­за­ло, что сайт радио “Озо­ди” не отве­ча­ет сво­ей мис­сии обес­пе­че­ния чита­те­лей объ­ек­тив­ной инфор­ма­ци­ей и про­дви­же­ния обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей, в том чис­ле демо­кра­тии и прав человека.

В мар­те 2019 года запад­ные иссле­до­ва­те­ли Цен­траль­ной Азии напи­са­ли в Кон­гресс США и офис гене­раль­но­го инспек­то­ра Госде­па, что руко­вод­ство “Озо­ди” запу­га­ло и/или уво­ли­ло жур­на­ли­стов, кото­рые писа­ли кри­ти­че­ские ста­тьи, заме­нив их менее опыт­ны­ми людь­ми, и пре­вра­ти­ло изда­ние в инстру­мент под­держ­ки мест­но­го пра­ви­тель­ства от име­ни США.

При этом радио “Озо­ди” финан­си­ру­ет­ся Кон­грес­сом США. Годо­вой бюд­жет таджик­ской служ­бы состав­ля­ет око­ло 1,6 мил­ли­о­на долларов.

“Радио Сво­бод­ная Европа/Радио Сво­бо­да”, а так­же теле­ра­дио­ком­па­нии “Голос Аме­ри­ки”, “Сво­бод­ная Азия”, ТРК “Мар­ти” (веща­ние на Кубу), радио “Сава” и теле­ка­нал “Аль-Хур­ра” (веща­ние на Ближ­ний Восток) нахо­дят­ся под кон­тро­лем вли­я­тель­но­го Сове­та управ­ля­ю­щих по вопро­сам веща­ния США (BBG, Broadcasting Board of Governors). BBG — это двух­пар­тий­ный орган управ­ле­ния граж­дан­ской внеш­не­по­ли­ти­че­ской про­па­ган­дой США, утвер­жда­ет ТАСС.

В фев­ра­ле 2018 года адми­ни­стра­ция США зало­жи­ла в бюд­жет на 2019 финан­со­вый год (начал­ся 1 октяб­ря 2018 года) 661 млн дол­ла­ров на финан­си­ро­ва­ние Сове­та управ­ля­ю­щих по вопро­сам веща­ния. Это на 24 млн дол­ла­ров мень­ше средств, зало­жен­ных на 2018 финан­со­вый год.

Источ­ник ста­тьи : https://www.newsru.com/world/25apr2019/radiosvoboda.html

архивные статьи по теме

Кто-кто в теремочках на Чимбулаке живет?

Дарига Назарбаева во второй части «Панамского архива»

Editor

КНБ редакции ответил, но ничего не сказал