fbpx

Смерть Шокая связывают с его вопросом о независимости Туркестана

Сего­дня испол­ня­ет­ся 75 лет со дня смер­ти казах­ско­го поли­ти­ка Муста­фы Шокая, эми­гри­ро­вав­ше­го в Евро­пу в нача­ле 20-го века после уста­нов­ле­ния совет­ской вла­сти.

При цар­ской вла­сти в Рос­сии Муста­фа Шокай был сек­ре­та­рем мусуль­ман­ской фрак­ции Госу­дар­ствен­ной думы. Позд­нее воз­гла­вил Тур­ке­стан­скую авто­но­мию. Муста­фа Шокай эми­гри­ро­вал в Париж через Стам­бул в 1921 году. Вна­ча­ле жил во Фран­ции, затем обос­но­вал­ся в Гер­ма­нии. Нахо­дясь в эми­гра­ции, изда­вал жур­на­лы «Новый Тур­ке­стан», «Моло­дой Тур­ке­стан», в кото­рых под­вер­гал кри­ти­ке поли­ти­ку Совет­ско­го Сою­за. Муста­фа Шокай скон­чал­ся в воз­расте 51 года 27 декаб­ря 1941 года в Бер­лине.

Про­фес­сор уни­вер­си­те­та Мима­ра Сина­на в Стам­бу­ле, автор кни­ги «Муста­фа Шокай» Абду­а­кап Кара в интер­вью Азатты­ку рас­ска­зал о пери­о­де эми­гра­ции Муста­фы Шокая.

Азаттык: Сохра­ни­лись ли в архи­вах Тур­ции, где оста­нав­ли­вал­ся Муста­фа Шокай по пути в Евро­пу, его руко­пи­си?

Абду­а­кап Кара: Стам­бул стал сле­ду­ю­щим горо­дом, в кото­ром в мар­те 1921 года после выез­да из Тбли­си оста­но­вил­ся Муста­фа Шокай. Мы зна­ем, что по при­ез­де он напи­сал ста­тью для англо­языч­ной газе­ты Times. Одна­ко не могу ска­зать, что руко­пись сохра­ни­лась.

Абдуакап Кара, живущий в Турции казахский ученый.

Абду­а­кап Кара, живу­щий в Тур­ции казах­ский уче­ный.

Азаттык: Была ли у Муста­фы Шокая цель остать­ся в Стам­бу­ле?

Абду­а­кап Кара: Конеч­но, цель, навер­ное, была. Уез­жая с роди­ны, Муста­фа не думал, что уез­жа­ет за гра­ни­цу навсе­гда. Он верил в то, что власть боль­ше­ви­ков будет вре­мен­ной и к вла­сти при­дут наци­о­наль­ные силы. Поэто­му после рас­па­да дви­же­ния Алаш-Орды он не сра­зу уехал на чуж­би­ну. Вна­ча­ле оста­но­вил­ся в Баку. Око­ло года вел борь­бу про­тив боль­ше­ви­ков. Вско­ре Баку пере­шел в руки крас­ных, и он нашел убе­жи­ще в сто­ли­це Гру­зии Тбли­си. В Тби­ли­си выпус­кал газе­ту и зани­мал­ся поли­ти­че­ской дея­тель­но­стью. Одна­ко и там ком­му­ни­сты не дали ему покоя, в ито­ге он уехал в Париж через Стам­бул. Если бы в Стам­бу­ле была мир­ная обста­нов­ка, вполне веро­ят­но, что остал­ся бы жить там. Муста­фа ока­зал­ся в Стам­бу­ле в пери­од сму­ты, Тур­ция пере­жи­ва­ла нелег­кие вре­ме­на. К тому же око­ло 100 тысяч белых, бежав­ших после боль­ше­вист­ской рево­лю­ции, обос­но­ва­лись в Стам­бу­ле. Муста­фа Шокай, ока­зав­ший­ся в Стам­бу­ле имен­но в это вре­мя, стал искать дом. Дома ока­за­лись доро­ги­ми. В то вре­мя Стам­бул нахо­дил­ся во вра­же­ских руках. По этим и дру­гим при­чи­нам Муста­фа в Стам­бу­ле не мог оста­вать­ся надол­го.

Азаттык: В одном из сво­их тру­дов вы писа­ли, что «Ножан стал вре­мен­ной сто­ли­цей Тур­ке­ста­на». Что вы име­ли вви­ду?

Абду­а­кап Кара: Это сло­ва уче­ных того пери­о­да. Когда уче­ные соби­ра­лись поехать к Муста­фе во Фран­цию, гово­ри­ли, что едут во вре­мен­ную сто­ли­цу Тур­ке­ста­на, под­ра­зу­ме­вая Ножан (город Ножан-сюр-Марн во Фран­ции, где жил Муста­фа Шокай. – Ред.). Эти сло­ва не име­ют поли­ти­че­ской подо­пле­ки, это лишь услов­ное обо­зна­че­ние. Все раз­го­во­ры Муста­фы сво­ди­лись к куль­ту­ре, исто­рии, циви­ли­за­ции Тур­ке­ста­на, фран­цуз­ские уче­ные часто обра­ща­лись к нему. Они езди­ли к Муста­фе в Ножан.

Бюст Мустафы Шокая, установленный недалеко от Парижа.

Бюст Муста­фы Шокая, уста­нов­лен­ный неда­ле­ко от Пари­жа.

Азаттык: Нашлись ли какие-нибудь неиз­вест­ные нам доку­мен­ты о жиз­ни Муста­фы Шокая после его аре­ста в Пари­же в 1941 году?

Абду­а­кап Кара: Как бы то ни было, новые све­де­ния об этом пери­о­де мож­но най­ти в архив­ных дан­ных. Одна­ко это – дета­ли. Есть еще более важ­ный момент, кото­рый все еще не дохо­дит до мно­гих. Это каса­ет­ся того, что Муста­фа Шокай нико­гда не сотруд­ни­чал с наци­ста­ми в конц­ла­ге­ре. Мы повто­ря­ем это, пото­му что есть те, кто до сих пор верит в это. Сто­ит отме­тить, что Муста­фа Шокай был про­тив наци­стов и откры­то заявил о сво­ем неже­ла­нии с ними сотруд­ни­чать, пото­му что у наци­стов был про­ект по созда­нию леги­о­на. Они сде­ла­ли пред­ло­же­ние Муста­фе Шокаю в свя­зи с этим. Муста­фа обра­тил­ся к ним лишь с одним вопро­сом, дадут ли они неза­ви­си­мость Тур­ке­ста­ну после раз­ва­ла Совет­ско­го Сою­за. Одна­ко наци­сты на этот вопрос не отве­ти­ли, пото­му что у них не было мыс­ли давать неза­ви­си­мость стра­нам Сред­ней Азии. Напро­тив, у них были более жесто­кие пла­ны по угне­те­нию, чем у боль­ше­ви­ков. Муста­фа Шокай знал об этом и спе­ци­аль­но обра­тил­ся с этим вопро­сом. Не полу­чив отве­та, он отка­зал­ся от сотруд­ни­че­ства с ними. Смерть Муста­фы Шокая насту­пи­ла после это­го слу­чая.

Он был готов рабо­тать на любых усло­ви­ях, что­бы защи­тить свой народ.

Муста­фа Шокай – миро­вая лич­ность. Он был готов рабо­тать на любых усло­ви­ях, что­бы защи­тить свой народ.

Азаттык: Ино­гда выска­зы­ва­ют сомне­ния по пово­ду смер­ти Муста­фы Шокая от тифа. Есть мне­ния, что на него было совер­ше­но поку­ше­ние. Нашлись ли какие-нибудь дока­за­тель­ства, под­твер­жда­ю­щие эти пред­по­ло­же­ния?

Абду­а­кап Кара: Это все­го лишь пред­по­ло­же­ния. Выяс­не­ние это­го вопро­са, ско­рее все­го, нахо­дит­ся в ком­пе­тен­ции не уче­ных-исто­ри­ков, а меди­ков.

Азаттык: Как рас­це­ни­ва­ют Муста­фу Шокая ино­стран­ные каза­хи?

Абду­а­кап Кара: В совет­ские вре­ме­на, когда имя Муста­фы Шокая нахо­ди­лось под запре­том, его пер­вы­ми по досто­ин­ству оце­ни­ли каза­хи Тур­ции. Они были пер­вы­ми, кто занял­ся поис­ком места его захо­ро­не­ния. Ары­стан Тосын во вре­мя поезд­ки в Гер­ма­нию в 1966 году нашел место захо­ро­не­ния Муста­фы.

Азаттык: Спа­си­бо за интер­вью.

Ори­ги­нал ста­тьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казах­ская редак­ция Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»