Репортаж из зала суда
Сегодня в Медеуском суде Алматы состоялись предварительные слушания по иску акимата Алматы о закрытии журнала ADAM bol. Открывая процесс, судья Асель Абишева напомнила сторонам положение 65 статьи Гражданско-процессуального кодекса в соответствии с которой «бремя доказывания возлагается на стороны, в подтверждении ваших доводов надлежит представлять доказательства».
Забегая вперед скажем: к сожалению, мы так и не услышали доказательства истца, подтверждающие обоснованность его претензий в редакции. Зато с его стороны было допущена феерическая ошибка, на корню срезающая правомочность иска со стороны местных властей. Так, адвокат редакции Сергей Уткин ходатайствовал об оставлении иска без рассмотрения: «Исковое заявление от имени юридического лица – госучреждения «Управления внутренней политики» – подписано и.о. руководителя управления внутренней политики Есенбекова. Однако к исковому заявлению не приложен документ, подтверждающий полномочия Есенбекова».
Для всех кто знаком со значением слова «аргумент» в его исконном значении, ясно: суд не мог принять такой иск к производству. В соответствии с пунктом 3 статьи 249 ГПК «исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, если оно подписано или подано лицом, не имеющим полномочия на его подписания или предъявление». То есть на это судья должна была поставить точку в деле и вернуть иск, чтобы его представили «в установленном законом порядке». По словам Уткина «именно так подходят судьи всегда ко всем исковым заявлениям, если это не является, какой-то спец истец».
Но представитель акимата, юрист управления внутренней политики Серик Алдабергенов, с подсказки председательствующей, пообещал: «Я на следующее судебное заседание копию предоставлю». Присутствующий на слушаниях прокурор Аскар Кожабеков поддержал представителя истца. В итоге судья отклонила ходатайство Уткина.
Аналогичная учесть постигла и два других ходатайства в отношении мер по обеспечению иска. Напомним, суд (по просьбе акимата) еще до рассмотрения иска постановил приостановить выпуск ADAM bol. Читатели так и не увидели очередной номер от 21 ноября – весь тираж был арестован в типографии. Подобные меры по обеспечению иска применяются, если без них исполнения решения суда в будущем будет затрудненно. К примеру, во время судебного процессе блокируется банковский счет должника, чтобы невозможно спрятать деньги после того как Фемида огласит вердикт вернуть долги. Но применять такие меры в отношении с выпуском журнал – абсурд.
По этому поводу, С. Уткин, обращаясь к судье, заявил: «Ваше определение исполнено – изъят тираж, запрещен выпуск и распространение. Никаких трудностей, у судебных исполнителей не возникло с исполнением вашего определения. Аналогично не возникнет никаких трудностей, если вы вынесите решение о запрете выпуск издания. Точно также когда решение вступит в силу прилет судебный исполнитель и за одну секунду прекратит полностью все выпуски». В таком случае, по мнению адвоката, меры по обеспечению иска никак не угрожают выполнению судебного решения. Поэтому Уткин попросил отменить приостановку выпуска журнала, так как она «выглядит исключительно карательной». Как отметил адвокат в адрес судьи Абишевой: «Вы запретили выпуск СМИ. По сути, вы уже вынесли решения до рассмотрения дела по существу, до исследования доказательств, до выслушивания наших доводов. Вы посчитали, что уже СМИ недолжно выходить. Почему?». В свою очередь, г‑н Алдабергенов в ответном слове не объяснил мотивы приостановки выпуска. Стоит отметить, что он, вообще, не мог аргументировать многое из того, что предъявил акимат редакции нашего журнала. В том числе и то, каким именно образом в статье трехмесячной давности была агитация войны и какой именно аудитории она предназначалась. Представитель истца, после ряда вопросов защиты, лишь признал, что «агитировал» интервьюируемый Айдос Садыков, а сам призыв заключается во фразе «в данном случае война справедливая». Здесь, как говорится, без комментариев – даже не являясь специалистом по лингвистике или филологии, можно понять очевидную вещь – никакой агитации к войне или чему-то еще здесь нет. Впрочем, лингвистическая экспертиза еще впереди.
Но вернемся к сегодняшнему процессу. Гульжан Ергалиева, выступая по вопросу обеспечения иска, также заявил что «нет никаких обоснования чтобы и дальше выпускать ADAM bol. Тем более, если была претензия только к одному давно вышедшему материалу (№31 от 29 августа). Другое дело если есть какой-то политический заказ, то пусть акимат и доказывает какие политические мотивы, кого лично не устраивает Гульжан Ергалиева и ее процесс».
Однако акимат опять не объяснил, как выпуск журнала будет препятствовать исполнению решению суда. Не смотря на это г‑жа Абишева, все же отклонила как ходатайство об отмене иска, так и последующее за ним ходатайство о замене обеспечение иска.
Правозащитник Ермек Нарымбаев просил заменить обеспечение иска «с приостановление СМИ на предоставления в качестве обеспечения иска любого имущества». Скажем, вместо запрета на издание ADAM bol, вынести решение об аресте автомобиля принадлежащего собственнику журнала.
Отказ в удовлетворении ходатайств ответчика, аудитория, видимо, расценивала как явную не справедливость. Чувствовалось что люди наливалась праведным гневом. Сену молчания прорвал Амантай-кажы – не справившись с эмоциями, он вылили на судью, прокурора и главу алматинского акимата Есимова поток отборной критики. За что судья пообещала удалить его из зала суда и уже вызвала судебного пристава.
По этому поводу политик Амиржан Косанов, пришедший вместе с другими поддержать нашу редакцию, отметил: «даже тот факт, что на процесс сегодня пришел в качестве наблюдателя достаточно экстравагантный персонаж казахстанской политики и общественной жизни Амантай-кажи, еще раз говорит о том, что сам этот суд является экстравагантным и экзотическим».
Кстати, среди отклоненных ходатайств была и просьба (озвучена Г. Ергалиевой) об участии в процессе в качестве третьих лиц группы читателей и авторов журнала ADAM bol. Кроме Косанова, свои конституционные права (например, право на получение и распространение информации) решили защищать в суде в качестве «третей стороны» Тайжан, Ахметова, Аленова, Малыгина, Исаева и другие. Однако суд решил, что акимат, в случае отказа в удовлетворении иска акимата, каким-то образом восстановит понесенный моральный и материальный (ведь многие забывают о подписчиках нашего журнала) ущерб. По всей видимости, возместит из государственного бюджета – именно из которого сейчас и получают зарплату те, кто закрывает ADAM bol.
Впрочем, сегодня мало кто верит, что в иске Управления внутренней политики акимата Алматы (а точнее, тех, кто за ним стоит) Медеуским судом будет отказано.
Как бы то ни было, главные судебные слушания по делу «Акимат против ADAM bol» стартуют через неделю – в пятницу, 5 декабря. Мы будем держать вас в курсе событий, и не только касательно процесса, но и по всей ситуации вокруг закрытия нашего журнала.