-12 C
Астана
27 декабря, 2024
Image default

Почему «Азаттык» стал рупором суфистов

Нази­ра Дарим­бет, 23.01.2013

imgresВо вре­мя моей рабо­ты веб-редак­то­ром в Казах­ской служ­бе Радио Свобода/Азаттык мно­гие чита­те­ли и жур­на­ли­сты дела­ли заме­ча­ния, что в послед­нее вре­мя сайт запо­ло­ни­ла рели­ги­оз­ная тема. Но когда нахо­дишь­ся внут­ри, как-то не заме­ча­ешь, со сто­ро­ны вид­нее, как гово­рит­ся. После ухо­да я реши­ла про­ана­ли­зи­ро­вать эту про­бле­му и, дей­стви­тель­но, откры­ла мно­го для себя интересного.

31 октяб­ря про­шло­го года в Алма­тин­ском бюро Азатты­ка про­шла онлайн-кон­фе­рен­ция неко­е­го Бей­би­та Сапа­ра­лы, кото­ро­го редак­то­ры казах­ско­го сай­та пред­ста­ви­ли как рели­гио­ве­да, одна­ко, как он сам заявил, «инсти­ту­тов он не закан­чи­ва­ли». Он при­зна­ет­ся в пря­мом видео­эфи­ре, что его рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние состо­ит все­го лишь из несколь­ких позна­ва­тель­ных кур­сов при Духов­ном управ­ле­нии мусуль­ман Казах­ста­на (ДУМК)!

«Это делают такфирийцы, ваххабиты, салафиты…»

Этот «рели­ги­оз­ный дея­тель» тем не менее обви­ня­ет при­вер­жен­цев дру­гих ислам­ских тече­ний в тер­ро­риз­ме, клей­мит офи­ци­аль­ную мечеть, и разъ­яс­ня­ет чита­те­лям и слу­ша­те­лям, что такое Ад и Рай.

Ссыл­ка: http://www.azattyq.org/content/kazakhstan_online-conference_with_beybit_saparaly/24757301.html

А эта пол­ная вер­сия онлайн-конференции:
http://www.youtube.com/watch?v=LQub06fWC_c&feature=player_embedded

 

Что­бы чита­те­лям было понят­но, пояс­ним Бей­бит Сапа­ра­лы — быв­ший жур­на­лист, рабо­тав­ший в свое вре­мя в про­власт­ных СМИ, во вре­мя онлайн-кон­фе­рен­ции, он откро­вен­но назы­ва­ет пред­ста­ви­те­лей дру­гих ислам­ских тече­ний тер­ро­ри­ста­ми и про­по­ве­ду­ет дог­мы суфизма.

Если рас­ска­зать более подроб­но об онлайн-кон­фе­рен­ции, она шла пол­то­ра часа в прайм-тайм, вме­сто анон­си­ро­ван­но­го часа. На 17-ой мину­те гость начи­на­ет кри­ти­ко­вать ДУМК – Духов­ное управ­ле­ние мусуль­ман Казах­ста­на, кото­рое яко­бы вору­ет пожерт­во­ва­ния при­хо­жан из мече­тей, кото­рое, по его сло­вам, не ведет ника­кую ислам­скую про­па­ган­ду сре­ди 11 мил­ли­о­нов мусуль­ман в Казах­стане. Отку­да такая циф­ра, если насе­ле­ния то в Казах­стане все­го око­ло 16 мил­ли­о­нов?! Таким вопро­сом веду­щий не зада­ет­ся, глав­ное, что­бы гость эфи­ра гово­рил то, что нужно.

На 19-ой мину­те Бей­бит Сапа­ра­лы начи­на­ет рас­ска­зы­вать о «неспра­вед­ли­вом осуж­де­нии» в 2010 году лиде­ров казах­ских суфи­ев Исма­тул­лы и Сая­та Ибра­е­ва по ста­тьям за экс­тре­мизм. При этом он заяв­ля­ет, что Сая­та Ибра­е­ва к суфиз­му при­вел имен­но он сам, научив молиться.

На 22-ой мину­те Сапа­ра­лы начи­на­ет разъ­яс­нять ауди­то­рии, что такое суфизм, и поче­му он бли­зок каза­хам. Далее он кри­ти­ку­ет быв­ше­го депу­та­та пар­ла­мен­та Бек­бо­ла­та Тле­уха­на и при­зы­ва­ет его покон­чить с пагуб­ным увле­че­ни­ем «непра­виль­ным Исла­мом» и вер­нуть­ся к истин­но­му Исла­му. Извест­но, что Бек­бо­лат Тле­ухан счи­та­ет­ся одним из лиде­ров казах­ских кора­ни­тов – про­све­щен­ной вет­ви вах­ха­би­тов. Затем гово­рит, что так­же дру­гие ислам­ские тече­ния явля­ют­ся источ­ни­ка­ми тер­ро­риз­ма, повто­ряя каж­до­днев­ные сло­ва гене­раль­но­го про­ку­ро­ра и пред­се­да­те­ля КНБ Казах­ста­на. Извест­но, что толь­ко в 2012 году по обви­не­нию в тер­ро­риз­ме осуж­де­ны 83 жите­ля Казах­ста­на, кото­рые явля­лись при­вер­жен­ца­ми того или ино­го ислам­ско­го течения.

Вот кусо­чек тек­ста на казах­ском язы­ке (при­во­дим на тот слу­чай, если редак­то­ры Казах­ской «Сво­бо­ды» сроч­но зачи­стят свой веб-сайт, как это они дела­ют каж­дый раз после сво­их «кося­ков»):
«Қаза­қстан­да тер­рор­шы­лар бар. Оны қоғам да сезініп отыр. Жастар­ды зом­би қыла­ды. Мыса­лы так­фи­ри­лер, уах­ха­би­лер, сала­фи­лер, — деді Сапа­ра­лы», что в пере­во­де на рус­ский означает:
«В Казах­стане тер­ро­ри­сты есть. Это чув­ству­ет и обще­ство. Они зом­би­ру­ют моло­дежь. Это дела­ют, напри­мер, так­фи­рий­цы, вах­ха­би­ты и сала­фи­ты, — ска­зал Сапаралы».

Воз­мож­но, после этой ста­тьи видео­за­пись онлайн-кон­фе­рен­ции «рели­ги­оз­но­го дея­те­ля» Бей­би­та редак­то­ра Азаттык так­же уда­лят, как секс-видео­ро­ли­ки скан­даль­ной моло­деж­ной груп­пы «WiFi-25» или похот­ли­вые стиш­ки из про­ек­та «Чат-Айтыс» и сде­ла­ют вид, что «нет тру­па – не было и убий­ства». Но в необъ­ят­ном Интер­не­те есть эта видео­фик­са­ция оче­ред­но­го позо­ра и оче­ред­но­го идео­ло­ги­че­ско­го пре­ступ­ле­ния редак­то­ров Азаттык/Свободы.

За свою гряз­ную рабо­ту, меж­ду про­чим, ребя­та из «WiFi-25» полу­ча­ли непло­хие день­ги, по 1000 дол­ла­ров в месяц каж­дый. Сама виде­ла, как они хва­ста­ясь, пока­зы­ва­ли мне кви­тан­ции, где рас­пи­сы­ва­лись за полу­чен­ный гоно­рар. Это при­том, что рабо­та­ю­щие года­ми репор­те­ры Азатты­ка полу­ча­ют копейки.

Такое ощу­ще­ние, что казах­ские редак­то­ры «Сво­бо­ды» не толь­ко рели­ги­оз­но, но сек­су­аль­но оза­бо­че­ны, раз поз­во­ля­ют появ­лять­ся на сво­ем сай­те таким поэ­ти­че­ским сочи­не­ни­ям, где муж­чин при­зы­ва­ют изли­вать спер­му не куда попа­ло (речь идет о про­ек­те «Чат-Айтыс»), а имен­но туда, куда надо, а так­же где рас­пи­сы­ва­ют­ся уте­хи с деви­ца­ми в сауне да ноч­ные секс-заба­вы с пер­вы­ми и вто­ры­ми жена­ми. Это подроб­но было опи­са­но в ста­тье жур­на­ли­ста Ерме­ка Бол­тая «Чат-Айтыс. Поэ­зия, эро­ти­ка, цен­зу­ра…» на сай­те Kub.info 

Чем Козлов хуже Исматуллы?

Раз­го­во­ры о том, что Радио Свобода/Азаттык ста­ло рупо­ром лже­су­фи­стов Казах­ста­на, завер­бо­вав­ших само­го дирек­то­ра Казах­ской редак­ции Еды­ге Магау­и­на идут дав­но. Гово­рят так­же, что на это повли­я­ло появ­ле­ние в Азатты­ке вес­ной 2010 года небезыз­вест­но­го Галы­ма Бока­ша, име­ю­ще­го скан­даль­ную репу­та­цию идео­ло­га суфи­стов в Казах­стане, кото­рый когда-то пытал­ся создать сек­ту на госу­дар­ствен­ном теле­ка­на­ле «Казах­стан». Неугод­ные жур­на­ли­сты тогда были уво­ле­ны им и под­нял­ся боль­шой скан­дал, после кото­ро­го само­го Бока­ша убра­ли с теле­ка­на­ла. В Интер­не­те доста­точ­но инфор­ма­ции про тем­ное про­шлое Бокаша.

Галым БокашИ сей­час на Азатты­ке про­ис­хо­дит тоже самое, что и в свое вре­мя на теле­ка­на­ле «Казах­стан».

Что­бы не быть голо­слов­ны­ми, про­сто при­ве­дем неко­то­рую статистику.

Сло­во «сопы­лық», то есть «суфизм» на казах­ском язы­ке там встре­ча­ет­ся, соглас­но поис­ко­ви­ку на сай­те Azattyq.org 34 раза, из них это 30 раз за вре­мя редак­тор­ства Галы­ма Бока­ша, кото­рое нача­лось вес­ной 2010 года. Зато «уах­ха­би», казах­ский экви­ва­лент сло­ва «вах­ха­бизм», толь­ко 3 раза за тот же пери­од времени.

Кста­ти, когда вла­сти Казах­ста­на обви­ни­ли в экс­тре­миз­ме и тер­ро­риз­ме лиде­ров казах­ских суфи­ев и начал­ся судеб­ный про­цесс над ними, Азаттык осве­щал каж­дый его этап детально.
На одно засе­да­ние суда 26 авгу­ста 2010 года поче­му-то с фото­ап­па­ра­том пошел даже сам дирек­тор Алма­тин­ско­го бюро Куа­ныш­бек Кари, обя­зан­но­сти кото­ро­го вро­де совер­шен­но иные. Он был нена­дол­го задер­жан поли­ци­ей, что дало повод под­нять шуми­ху вокруг это­го, мол, жур­на­ли­ста неза­кон­но задер­жа­ли, дав­ле­ние на сво­бо­ду сло­ва и т. д.

Вот ссыл­ка на этот исте­рич­ный репортаж:
http://www.azattyq.org/content/Kazakhstan_Azattyq_correspondent_briefly_detained_covering_sufi_trial/2138150.html

Но куда девать­ся Куа­ныш­бе­ку Кари, если он тоже явля­ет­ся дав­ним при­я­те­лем, сорат­ни­ком Бока­ша, при­шед­шим на эту долж­ность бла­го­да­ря сво­е­му патро­ну? Мало того, что Еды­ге Магау­ин, Бокаш, Кари, редак­то­ры и жур­на­ли­сты казах­ской редак­ции — Ермек Тиле­ген, Рахат Мамыр­бе­ков — выход­цы одно­го реги­о­на, зем­ля­ки, они все одно­го жуза, почти все одно­го рода, к тому же под­дер­жи­ва­ют суфизм. Бокаш в свое вре­мя рабо­тал вме­сте с Ерме­ком Тиле­ге­ном и Раха­том Мамыр­бе­ко­вым на теле­ка­на­ле «Казах­стан», где послед­ние были веду­щи­ми рели­ги­оз­ных пере­дач. Куа­ныш­бек Кари и Галым Бокаш вме­сте рабо­та­ли и учи­лись в Иране. Раз­ве мало дока­за­тельств их дав­ней связи?

Религиозная тематика, особенно суфийская стала одной из главных тем на сайте «Свободы» по-казахски, призванной продвигать демократические ценности.

Еще один тому при­мер, если бри­тан­ский ком­по­зи­тор Карл Джен­кинс ста­вит в Лон­доне пре­мье­ру сим­фо­нии «Шака­рим», туда в нояб­ре 2011 года летит делать репор­таж сам дирек­тор «Сво­бо­ды» Еды­ге Магау­ин. Это меро­при­я­тие в Лон­доне финан­си­ро­вал казах­ский оли­гарх, под­дер­жи­ва­ю­щий яко­бы казах­ских суфи­ев Мегдат Кул­жа­нов. Интер­вью с ним, соот­вет­ствен­но, пафос­но выстав­ля­ет­ся на Азаттыке.

Когда сим­фо­нию «Шака­рим» в октяб­ре 2012 года ста­вят в Алма­ты, то собы­тие осве­ща­ет уже чуть ли не пол-редак­ции мест­ной «Сво­бо­ды».
http://www.azattyq.org/content/kazakhstan_premiere_of_the_jenkins– shakerym_was_held_in_almaty/24736032.html

Казах­ско­го поэта и фило­со­фа Шака­ри­ма, кото­ро­го пре­сле­до­ва­ли и уби­ли крас­ные чеки­сты во вре­мя ран­них ста­лин­ских репрес­сий, нынеш­ние лже­су­фи­сты при­чис­ли­ли к сво­е­му лиде­ру. Места его ски­та­ний в казах­ских сте­пях и гибе­ли явля­ют­ся сакраль­ны­ми для казах­ских суфи­ев и они ездят туда на палом­ни­че­ство. Фото­гра­фии с его исто­ри­че­ских мест состав­ля­ют осно­ву глав­ных репор­та­жей «Сво­бо­ды», один их них был при­уро­чен к 80-летию гибе­ли суфия Шакарима.
http://www.azattyq.org/content/kazakhstan_shakerym_died_80_years_ago/24359686.html

Нынеш­ние лиде­ры казах­ских суфи­ев – Исма­тул­ла Мак­сум и Саят Ибра­ев – тоже ста­ли глав­ны­ми ньюсмей­ке­ра­ми Азаттык/Свободы». Хро­ни­ка их пре­сле­до­ва­ния ста­ла одной из глав­ных тем радио Азаттык, кочу­ю­щих из меся­ца в месяц, из года в год. Напри­мер, Саят Ибра­ев за послед­ние два года на сай­те казах­ской «Сво­бо­ды» упо­ми­на­ет­ся 11 раз, Исма­тул­ла Мак­сум 6 раз. Зато изгнан­ный из Казах­ста­на лидер демо­кра­ти­че­ской оппо­зи­ции Аке­жан Каже­гель­дин за вре­мя редак­тор­ства Галы­ма Бока­ша упо­ми­на­ет­ся в казах­ских репор­та­жах «Сво­бо­ды» толь­ко 3 раза.

Еще при­мер, когда в октяб­ре 2012 года состо­я­лась апел­ля­ция по делу Исма­тул­лы, в редак­ции была фор­мен­ная исте­ри­ка по осве­ще­нию это­го собы­тия: ста­ви­лась новость за ново­стью, затем боль­шой мате­ри­ал, в то вре­мя как мате­ри­ал по апел­ля­ции осуж­ден­но­го за помощь жана­о­зен­ским неф­тя­ни­кам лиде­ра казах­стан­ской оппо­зи­ции Вла­ди­ми­ра Коз­ло­ва про­шел с боль­шим тру­дом высо­кое редак­тор­ское одоб­ре­ние, с отго­вор­кой, «мол, все рав­но при­го­вор оста­нет­ся без изменений».

«Что я наделал, что я наделал?!»

Ниче­го не имею про­тив суфи­стов, если руко­вод­ство какой-либо редак­ции испо­ве­ду­ет опре­де­лен­ную рели­гию и боль­шин­ство сотруд­ни­ков ока­зы­ва­ет­ся так­же ее при­вер­жен­ца­ми, воз­мож­но, тоже ниче­го страш­но­го, в кон­це-кон­цов, это лич­ное дело каждого.

Одна­ко, когда в свя­зи с этим фор­ми­ру­ет­ся кон­тент, редак­ци­он­ная и кад­ро­вая поли­ти­ка, когда боль­шин­ство сотруд­ни­ков ока­зы­ва­ют­ся адеп­та­ми чуть ли не одной сек­ты, кото­рых свя­зы­ва­ет не толь­ко жур­на­лист­ское про­шлое, но и дав­няя друж­ба, это уже зло­упо­треб­ле­ние пол­но­мо­чи­я­ми и нару­ше­ние прин­ци­пов жур­на­ли­сти­ки, тем более когда это СМИ — не твое част­ное изда­ние, а меж­ду­на­род­ное, суще­ству­ю­щее на день­ги гос­бюд­же­та США.

Вызы­ва­ет боль­шую обес­по­ко­ен­ность, когда вме­сто обыч­ной твор­че­ской атмо­сфе­ры в редак­ции царит атмо­сфе­ра непро­фес­си­о­на­лиз­ма, где трай­ба­лизм и интри­ган­ство про­цве­та­ет. Это серьез­но под­ры­ва­ет имидж авто­ри­тет­но­го, меж­ду­на­род­но­го СМИ, мис­си­ей кото­ро­го явля­ет­ся про­дви­же­ние демо­кра­ти­че­ских ценностей.
Чего хоте­ло добить­ся руко­вод­ство Азатты­ка, онлайн-кон­фе­рен­ци­ей «рели­ги­оз­но­го дея­те­ля» Бей­би­та Сапа­ра­лы? Воз­мож­но, одоб­ре­ния тогдаш­не­го пре­зи­ден­та Сти­ва Кор­на, нахо­див­ше­го­ся в те дни в Алма­ты, про­де­мон­стри­ро­вав ему тех­ни­че­скую под­ко­ван­ность сотруд­ни­ков Алма­тин­ско­го бюро.

Но не тут-то было! Неслож­ный вро­де тех­ни­че­ский экс­пе­ри­мент на онлайне мето­дом «Google Hangout» с гро­хо­том про­ва­лил­ся! Доступ­ный для мно­гих тиней­дже­ров и не тре­бу­ю­щий осо­бых зна­ний, он ока­зал­ся не под силу сотруд­ни­кам Азаттыка.

Едыге МагауинНа 37-ой мину­те в эфи­ре про­па­да­ет звук гостя сту­дии и веду­ще­го, зато ста­но­вит­ся слыш­но Еды­ге Магау­и­на, кото­рый отча­ян­но пыта­ет­ся испра­вить ситу­а­цию и в пани­ке гово­рит с тех­ни­ка­ми из праж­ской редак­ции на англий­ском язы­ке. Магу­ин почти в исте­ри­ке кри­чит на англий­ском, что ищет и не может най­ти какие-то кноп­ки. Все эти заку­лис­ные тех­ни­че­ские раз­го­во­ры идут в пря­мой эфир, пото­му что веду­щий Рахат Мамыр­бе­ков нажал не ту кноп­ку. А его пря­мой началь­ник Магу­ин испол­ня­ет роль асси­стен­та-зву­ко­ре­жис­се­ра. В какой-то момент на казах­ском Магау­ин гово­рит про себя: «Что я наде­лал, что я наде­лал?!», и опять его слы­шат все зрители.

Наде­ла­ли вы, гос­по­дин Магау­ин, наде­ла­ли, и нема­ло, и за все при­дет­ся когда-нибудь ответить!

Article’s URL: http://www.kub.info/article.php?sid=30047

архивные статьи по теме

Десятки выходцев из Центральной Азии под угрозой депортации

Editor

Побег из Синьцзяна

Editor

Шестой год суда по Апрельским событиям в Кыргызстане

Editor