23 C
Астана
15 июля, 2024
Image default

Озгежан Кесижи: О казахах как о нации мир узнал благодаря Алаш-Орде

В Орен­бур­ге 99 лет назад, с 5 по 13 декаб­ря 1917 года, про­хо­дил вто­рой Обще­ка­зах­ский съезд, на кото­ром была учре­жде­на Алаш­ская авто­но­мия и созда­но пра­ви­тель­ство Алаш-Орды.

Этни­че­ская казаш­ка из Гер­ма­нии Озге­жан Кеси­жи недав­но защи­ти­ла науч­ную сте­пень PhD, напи­сав дис­сер­та­цию о дви­же­нии «Алаш-Орда». Она гово­рит, что бла­го­да­ря это­му поли­ти­че­ско­му дви­же­нию мир узнал о казах­ском наро­де как о нации. Озге­жан Кеси­жи учит­ся в ирланд­ском Дублине.

Азаттык: В сво­ей дис­сер­та­ции «Путь к совре­мен­но­сти через наци­о­на­лизм: Казах­ское дви­же­ние „Алаш-Орда“» вы рас­смат­ри­ва­ли дви­же­ние с поли­ти­че­ской точ­ки зре­ния или исторической?

Озге­жан Кеси­жи: Моя пер­вая спе­ци­аль­ность — поли­то­ло­гия. В док­то­ран­ту­ре я учи­лась по соци­аль­но­му направ­ле­нию и защи­ти­лась по этой сфе­ре. По этой при­чине тему рас­смат­ри­ва­ла с соци­аль­но-поли­ти­че­ской точ­ки зре­ния. Дви­же­ния, создан­ные с целью сохра­не­ния нации, в основ­ном изу­ча­ли социо­ло­ги. Я так­же исполь­зо­ва­ла их тео­рию и сде­ла­ла попыт­ку изу­чить тему Алаш-Орды.

Озгежан Кесижи, исследователь движения «Алаш-Орда».

Озге­жан Кеси­жи, иссле­до­ва­тель дви­же­ния «Алаш-Орда».

При рас­смот­ре­нии темы фор­ми­ро­ва­ния нации мне­ния уче­ных раз­де­ля­ют­ся. Одна груп­па уче­ных при­дер­жи­ва­ет­ся мне­ния, что для фор­ми­ро­ва­ния нации в первую оче­редь необ­хо­ди­мо создать капи­та­ли­сти­че­ское обще­ство. Дру­гая груп­па счи­та­ет, что нацию мож­но создать и без это­го. Ала­шор­дын­цы высту­па­ли про­тив Рос­сий­ской импе­рии. Я посчи­та­ла, что тему нуж­но рас­смот­реть имен­но с этой пози­ции. К тому же во вре­мя уче­бы в маги­стра­ту­ре я зани­ма­лась изу­че­ни­ем казах­ской темы.

Азаттык: В чем заклю­ча­ет­ся новиз­на ваше­го иссле­до­ва­ния об Алаш-Орде?

Озге­жан Кеси­жи: Впер­вые, с точ­ки зре­ния куль­ту­ры, каза­хи про­де­мон­стри­ро­ва­ли себя как нация имен­но бла­го­да­ря дви­же­нию «Алаш-Орда». У состо­яв­шей­ся нации долж­ны быть такие соци­аль­ные аспек­ты, как лите­ра­ту­ра, наци­о­наль­ные учеб­ни­ки и дру­гие при­зна­ки куль­ту­ры. В пла­нах Алаш-Орды эти вопро­сы были при­о­ри­тет­ны­ми. Взять, к при­ме­ру, язы­ко­вед­че­ские посо­бия и учеб­ни­ки по лите­ра­ту­ре Ахме­та Бай­тур­сы­но­ва. Пер­вый лите­ра­тур­ный кон­курс так­же был орга­ни­зо­ван при под­держ­ке Алаш-Орды. У дви­же­ния были свои поли­ти­че­ские газе­ты. Поэто­му мы утвер­жда­ем, что, с точ­ки зре­ния куль­ту­ры, о каза­хах как о нации мир узнал бла­го­да­ря Алаш-Орде.

Сти­хо­твор­че­ство — одна из осо­бен­но­стей казах­ско­го наро­да. Я узна­ла, что дея­те­ли Алаш-Орды были пер­вы­ми, кто исполь­зо­вал сти­хи как поли­ти­че­ское сред­ство. К при­ме­ру, сти­хо­тво­ре­ние «Оян, қазақ» («Проснись, казах») в тот пери­од очень хоро­шо пода­ли имен­но с точ­ки зре­ния поли­ти­ки. Могу ска­зать, что это инди­ви­ду­аль­ность казах­ско­го народа.

Азаттык: На тему Алаш-Орды напи­са­но мно­го мате­ри­а­лов как на казах­ском, так и на рус­ском язы­ках. Доста­точ­но ли све­де­ний о дви­же­нии «Алаш-Орда» на дру­гих языках?

Озге­жан Кеси­жи: Уче­ный-исто­рик Сти­вен Собол издал отдель­ной кни­гой иссле­до­ва­тель­ский труд об Алаш-Орде в 2003 году. Он про­ана­ли­зи­ро­вал цели и зада­чи, поли­ти­че­ские воз­зре­ния дви­же­ния «Алаш-Орда» и предо­ста­вил доста­точ­но пол­ные све­де­ния об Али­хане Бокей­хане, Ахме­те Бай­тур­сы­но­ве и Муха­меджане Сера­лы. На тему Алаш-Орды дис­сер­та­цию защи­тил так­же уче­ный Питуе Тиер. Мож­но най­ти науч­ный труд на япон­ском язы­ке. В целом, тема Алаш-Орды при­вле­ка­ла вни­ма­ние ино­стран­ных уче­ных, но немного.

Деятели движения «Алаш-Орда». В первом ряду слева направо: Халел Габбасов, Миржакып Дулатов, Ахмет Байтурсынов, Мухтар Ауэзов; во втором ряду — Жусипбек Аймауытов, Алькей Маргулан, Абдолла Байтасов.

Дея­те­ли дви­же­ния «Алаш-Орда». В пер­вом ряду сле­ва напра­во: Халел Габ­ба­сов, Мир­жа­кып Дула­тов, Ахмет Бай­тур­сы­нов, Мух­тар Ауэ­зов; во вто­ром ряду — Жуси­п­бек Аймауы­тов, Аль­кей Мар­гу­лан, Абдол­ла Байтасов.

Азаттык: Вы роди­лись и вырос­ли в Мюн­хене. Как вы при­шли к изу­че­нию казах­ской истории?

Озге­жан Кеси­жи: Пер­вые све­де­ния о каза­хах я полу­чи­ла на немец­ком язы­ке. Это были роман Мух­та­ра Ауэ­зо­ва «Путь Абая», повесть «Лихая годи­на», про­из­ве­де­ние Чин­ги­за Айт­ма­то­ва о каза­хах «И доль­ше века длит­ся день». С это­го вре­ме­ни я и нача­ла инте­ре­со­вать­ся казах­ской историей.

Азаттык: Сре­ди казах­ской моло­де­жи, про­жи­ва­ю­щей в Евро­пе, есть дру­гие уче­ные, кро­ме вас?

Озге­жан Кеси­жи: Конеч­но, есть. Одна­ко они зани­ма­ют­ся не изу­че­ни­ем соци­аль­ной сфе­ры или исто­рии. Мно­гие зани­ма­ют­ся нау­кой в обла­сти химии, биологии.

Азаттык: Спа­си­бо за интервью.

Ори­ги­нал ста­тьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казах­ская редак­ция Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

архивные статьи по теме

Внимание! Снова арестован Вадим Курамшин! Требуется помощь

Приговор вступил в силу — радуемся!

Editor

«БТА ипотека» против «ОНЖ». Раунд первый