14 C
Астана
23 июня, 2021
Image default

Мульт личности

Хоро­шая весть при­шла из мира куль­ту­ры: сей­час в Астане идут репе­ти­ции спек­так­ля «Терен Тамыр­лар» («Глу­бо­кие кор­ни») о жиз­ни пре­зи­ден­та Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва. Пре­мье­ра состо­ит­ся 2 июля. А пока мы, про­стые зри­те­ли, в пред­вку­ше­нии: что же тако­го ново­го нам пове­да­ют о нашем елба­сы? Ведь, каза­лось бы, уже за два­дцать лет все рас­ска­за­но и пока­за­но. Мы пом­ним, как все начиналось… 

Автор: Мария ПРУСОВА

Что бы там ни гово­ри­ли о куль­те Турк­мен­ба­ши, но даже он, кажет­ся, не поз­во­лял себе столь мощ­но­го и про­фес­си­о­наль­но­го пиа­ра. Либо не дожил до эпо­хи «до чего тех­ни­ка дошла», либо он про­сто не дожил до тако­го звезд­но­го часа, какой сей­час настал у наше­го елба­сы. Не будем вспо­ми­нать новост­ные сюже­ты, ана­ли­ти­че­ские репор­та­жи — их толь­ко на «Хаба­ре» набе­рет­ся тыся­ча, за одну неде­лю, разу­ме­ет­ся. О газет­ных ста­тьях вооб­ще речи нет: если соби­рать эти бумаж­ные про­сты­ни, то мож­но одеть всех казах­стан­ских маль­чи­шек в пилот­ки, жаль, что их уже не дела­ют. Сей­час мы пого­во­рим о высо­ком — о кино про… Назар­ба­е­ва. Про­фес­си­о­наль­ном кино.

Досту­чал­ся до небес 

Сна­ча­ла это был фильм Пер­во­го кана­ла «Нур­сул­тан. Боль­шая игра Пре­зи­ден­та». «Мы хоте­ли пока­зать неиз­вест­но­го Назар­ба­е­ва, тако­го, каким его зна­ют толь­ко очень близ­кие люди. Рас­ска­зать не о чинов­ни­ке и не о поли­ти­че­ском дея­те­ле, а чело­ве­ке — кото­ро­му ничто чело­ве­че­ское не чуж­до. Мы хоте­ли узнать, о чем дума­ет по ночам, о чем жале­ет и чего не может изме­нить этот чело­век. Что о нем дума­ют его дети, вну­ки. Какой он отец и дед», — заявил про­дю­сер филь­ма в Казах­стане Сер­гей Киселев.

Надо ска­зать, созда­те­ли этой доку­мен­таль­ной лен­ты настоль­ко хоро­шо пока­за­ли неиз­вест­но­го Назар­ба­е­ва, что он понра­вил­ся не толь­ко рядо­вым зри­те­лям — учи­те­лям, вра­чам, биб­лио­те­ка­рям и пен­си­о­не­рам. Но и истин­ных цени­те­лей — нет, я не про пар­ла­мен­та­ри­ев — фильм настоль­ко затро­нул и настоль­ко вдох­но­вил людей твор­че­ских, что они разом нача­ли фон­та­ни­ро­вать иде­я­ми, как елба­сы пока­зать. Реши­ли — в широ­ком формате.

Не про­шло и года, как про Нур­сул­та­на Аби­ше­ви­ча вышла еще одна кар­ти­на. При­чем уди­ви­тель­но, что не 6 июля, а в сере­дине апре­ля в меню кино­те­ат­ров появи­лась пре­мье­ра: «Небо мое­го дет­ства». Рустем Абдра­шов не стал мудр­ство­вать лука­во, а откро­вен­но заявил: в кино из малень­ко­го Сул­тан­чи­ка вырос Нур­сул­тан Аби­ше­вич Назар­ба­ев. Тучи над голо­вой глав­но­го героя позва­ли раз­во­дить мэтров: Ната­лию Арин­ба­са­ро­ву и Биби­гуль Тулегенову.

«Если забыть, что фильм про пре­зи­ден­та, то фильм непло­хой, один раз посмот­реть мож­но», — ска­зал мой кол­ле­га из казах­ской редак­ции. Я ему верю, он репор­тер-акын, все­гда гово­рит, что видит, не при­укра­ши­вая. Но тут к нему под­клю­чил­ся дру­гой жур­на­лист из той же редак­ции: «Не мож­но посмот­реть, а нуж­но! Отлич­ный фильм! Акте­ры, мон­таж — все вели­ко­леп­но!» Я бы и ему пове­ри­ла, мало ли: сколь­ко людей, столь­ко и мне­ний. Но этот кор­ре­спон­дент два меся­ца как ушел с «Хаба­ра», про­ра­бо­тав там в ново­стях три года.

Кто тут против?!

Зару­чив­шись немно­го­чис­лен­ны­ми рецен­зи­я­ми, и я посмот­ре­ла, что­бы быть объ­ек­тив­ной. Посмот­ре­ла. Мне­ние выска­зы­вать не буду — опять же, что­бы быть объ­ек­тив­ной. Но зато нашла кучу впе­чат­ле­ний совсем незна­ко­мых мне людей, хоро­шо бы, что­бы хоть кто-нибудь был с ними зна­ком. Я верю, что они суще­ству­ют. Вот цити­рую послед­них три.

07.05.2011 «Фильм про­сто СУПЕР! Рустем Абдра­шов про­сто на выс­шем уровне снял фильм. Музы­ка, опе­ра­тор­ская рабо­та — супер! Так пока­зать нашу при­ро­ду. Акте­ры Молод­цы! Сыг­ра­ли по-насто­я­ще­му. Очень кра­си­вая и талант­ли­вая девуш­ка.
Все таки наше казах­стан­ское кино раз­ви­ва­ет­ся!
Схо­ди­те, не пожа­ле­е­те!» Тал­гат

05.05.2011 «Фильм мне понра­вил­ся. Я вос­при­ни­ма­ла его как фильм об обыч­ной казах­ской семье, казах­ском быте. Сове­тую схо­дить». Айгуль

26.04.2011 «Вче­ра схо­ди­ла на этот фильм, пред­ва­ри­тель­но загля­нув на рецен­зии (сплошь поло­жи­тель­ные). Пишу: ФИЛЬМ ПРОСТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ! До сих пор хожу под впе­чат­ле­ни­ем, в голо­ве то и дело всплы­ва­ют кад­ры из филь­ма. Вспом­ни­ла и свое дет­ство, я тоже игра­ла в асык и до сих пор пом­ню вкус насто­я­ще­го алма­тин­ско­го апор­та, и учи­тель­ни­ца по немец­ко­му похо­жа на мою. Фильм пат­ри­о­ти­че­ский, поболь­ше бы таких, я рада, что живу в Казах­стане!!!» Асем

Осталь­ные два­дцать рецен­зий от кино­ма­нов в том же духе и стиле.

Доко­па­лись до корней 

И вот спу­стя три меся­ца наста­ла оче­редь теат­ра­лов. Вто­ро­го июля на сцене Наци­о­наль­но­го теат­ра опе­ры и бале­та им. Куляш Бай­се­и­то­вой всех поклон­ни­ков Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва вновь ждет куль­тур­ный шок — пре­мье­ра спек­так­ля о елба­сы «Терен тамыр­лар». Если в кино речь шла о небе его дет­ства, теперь, судя по назва­нию поста­нов­ки «Глу­бо­кие кор­ни», раз­го­вор зай­дет о земле…

«Спек­такль рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни и дея­тель­но­сти наше­го пре­зи­ден­та от зари до зари, с само­го нача­ла его карье­ры до сего­дняш­них дней», — объ­яс­нил назва­ние спек­так­ля его режис­сер Нур­лан Жуманиязов.

Если так пой­дет и даль­ше, то казах­стан­скую интел­ли­ген­цию обя­за­тель­но ждет три­ло­гия: «Огонь. Вода. И мед­ные тру­бы». О послед­нем хочет­ся посмот­реть, почи­тать боль­ше все­го. Впро­чем, тема «Елба­сы» настоль­ко неис­чер­па­е­мая, что наше­му слу­ша­те­лю, зри­те­лю, чита­те­лю все­гда будет чем занять себя на досу­ге. Глав­ное — что­бы глав­ный источ­ник вдох­но­ве­ния про­дол­жал вооду­шев­лять наших акте­ров, режис­се­ров, сце­на­ри­стов, поста­нов­щи­ков, гри­ме­ров и, самое важ­ное, муль­ти­пли­ка­то­ров. Навер­ня­ка до них очень ско­ро дой­дет очередь.

И вот тут инте­рес­но пораз­мыш­лять над сце­на­ри­ем: будет ли это ани­ме — с морем слез, драк. Или же это будет зомбо­мульт «а‑ля Спанч Боб»: мочи его не мочи — эта губ­ка нико­гда не пото­нет. А может, мы уви­дим ста­рый доб­рый муль­тик — напри­мер, про Колоб­ка. Хотя нет, Коло­бок пло­хо кон­чил. В нашем слу­чае глав­ный герой не может быть съе­ден какой-то ушлой лиси­цей. Тогда одно­знач­но «Кощей бес­смерт­ный». Но и там — помни­те? Смерть в игле, игла в яйце… Какие-то злые сказ­ки. В нашем муль­те лич­но­сти смер­ти быть не долж­но. Зна­чит, и кон­ца не будет?

More here:
Мульт лич­но­сти

архивные статьи по теме

Болата Атабаева вновь могут арестовать

Где ваши принципы, господин Блэр?

Нефтяные «бабки» закончились