21 C
Астана
28 мая, 2023
Image default

КТО МАНИПУЛИРУЕТ НАШИМ СОЗНАНИЕМ? ИЛИ КТО ИЗ ХУ НА МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РК

В сво­ей оче­ред­ной пуб­ли­ка­ции мы пред­ла­га­ем широ­ко­му кру­гу обзор казах­стан­ских СМИ. Конеч­но, нам не по силам охва­тить все широ­кое поле оте­че­ствен­ной прес­сы – допу­стим, в неко­то­рых реги­о­нах созда­ны доста­точ­но солид­ные мест­ные медиа-хол­дин­ги, име­ю­щие попу­ляр­ные изда­ния и теле­ка­на­лы. Есть реги­о­наль­ные СМИ под­дер­жи­ва­е­мые аки­ма­ми. Этот боль­шой пласт в дан­ном обзо­ре не задей­ство­ван. Одна­ко мы поста­ра­лись снаб­дить мате­ри­ал све­де­ни­я­ми об основ­ных инстру­мен­тах мани­пу­ля­ции мас­со­вым созна­ни­ем, кото­ры­ми обла­да­ют раз­лич­ные груп­пы вли­я­ния (или ФПГ). 

Эта инфор­ма­ция вполне воз­мож­но при­го­дит­ся, ведь стра­на нахо­дит­ся в пред­две­рии круп­ных инфор­ма­ци­он­ных войн, свя­зан­ных с серьез­ны­ми поли­ти­че­ски­ми собы­ти­я­ми в жиз­ни Казах­ста­на: поли­ти­че­ская рефор­ма, выбо­ры в пар­ла­мент и мас­ли­ха­ты и, конеч­но, глав­ной поли­ти­че­ской акции пред­сто­я­щих шести лет – появ­ле­ния вто­ро­го в исто­рии суве­рен­но­го Казах­ста­на пре­зи­ден­та страны.

I. РУССКОЯЗЫЧНЫЕ СМИ

Холдинг «Алма-медиа»

Наи­бо­лее мощ­ный инфор­ма­ци­он­ный хол­динг при­над­ле­жит груп­пе Раха­та Алиева/Дариги Назар­ба­е­ва. Для удоб­ства мы обо­зна­чи­ли его как хол­динг «Алма-медиа», хотя на самом деле он состо­ит из двух боль­ших медиа-групп, ядра­ми кото­рых явля­ют­ся теле­ка­на­лы «Хабар» и КТК. Так­же в состав это­го мощ­но­го мани­пу­ля­ци­он­но­го инсти­ту­та вхо­дят: еже­не­дель­ни­ки «Кара­ван», «Газета.кз», радио­ка­на­лы «Евро­па +», «Ретро-Кара­ван», «Хит ФМ-Хабар», теле­ка­на­лы «Евра­зия», «Хит-ТВ» и НТК, инфор­ма­ци­он­ное агент­ство «Kazakhstan Today» и отча­сти, еже­не­дель­ник «НП» (кура­тор Р.Сарсенов).

Ком­мер­че­ский теле­ви­зи­он­ный канал (КТК) был пер­вым неза­ви­си­мым теле­ка­на­лом Казах­ста­на. Если помни­те, какое-то вре­мя тогдаш­ние руко­во­ди­те­ли КТК были одер­жи­мы иде­ей под­са­дить казах­стан­ско­го теле­зри­те­ля на иглу запад­но­го кине­ма­то­гра­фа с тем, что­бы впо­след­ствии сни­мать с него або­нент­скую пла­ту за пра­во смот­реть пере­да­чи сво­е­го кана­ла. Одна­ко появ­ле­ние кон­ку­рен­тов на деци­мет­ро­вых вол­нах заста­ви­ло канал отка­зать­ся от этой идеи. В даль­ней­шем КТК, осо­бен­но после вос­со­еди­не­ния с еже­не­дель­ни­ком «Кара­ван», пытал­ся, когда успеш­но, когда не очень, бороть­ся за зри­те­ля и, в резуль­та­те, стал самым мощ­ным ком­мер­че­ским телеканалом. 

Пере­жив пер­вый печаль­но извест­ный тен­дер на теле­ра­дио­ча­сто­ты, КТК, тем не менее, не смог остать­ся в сто­роне от раз­вер­нув­ших­ся впо­след­ствии поли­ти­че­ских бата­лий, свя­зан­ных с про­ти­во­сто­я­ни­ем Каже­гель­ди­на и Назар­ба­е­ва, и пере­хо­дил, уже в каче­стве медиа-хол­дин­га, из рук в руки, пока, нако­нец, через под­став­ных лиц не попал под кон­троль груп­пы Алиева/Назарбаевой.

Основ­ны­ми медиа-мене­дже­ра­ми ста­ли небезыз­вест­ные бра­тья Шухо­вы – Андрей и Алек­сандр. Они явля­ют­ся вну­ка­ми извест­но­го совет­ско­го писа­те­ля Ива­на Шухо­ва, уро­жен­ца север­но­го Казах­ста­на, кото­ро­го когда-то отме­тил сам Мак­сим Горь­кий. Пер­вым успеш­ным про­ек­том дан­но­го дуэ­та стал дело­вой еже­не­дель­ник «Пано­ра­ма». Но нашли они себя на серьез­ном уровне лишь в сою­зе с силь­ны­ми мира сего, т.е. когда суме­ли свой кре­а­тив­ный потен­ци­ал поста­вить на служ­бу чле­нам «Семьи» — они ста­ли пра­вой рукой Дари­ги Назар­ба­е­вой в деле стро­и­тель­ства ее (и Р.Алиева) медиа-империи.

Дари­га Назар­ба­е­ва в 1994 году при­ня­ла пред­ло­же­ние сво­ей подру­ги Лей­лы Беке­то­вой-Хра­пу­но­вой, воз­глав­ляв­шей кор­по­ра­цию «Теле­ви­де­ние и радио Казах­ста­на», и при­шла на теле­ви­де­ние, где ста­ла вице-пре­зи­ден­том РКТРК и дирек­то­ром новост­но­го агент­ства «Хабар». В 1995 году НТИА «Хабар» был пре­об­ра­зо­ван в авто­ном­ную струк­ту­ру при пра­ви­тель­стве РК. Кон­цеп­ция «Хаба­ра» как само­сто­я­тель­ной и основ­ной теле­ком­па­нии Казах­ста­на была раз­ра­бо­та­на бра­тья­ми Шухо­вы­ми, став­ши­ми в послед­ствии извест­ны­ми медиа-мене­дже­ра­ми, и мини­стром печа­ти и мас­со­вой инфор­ма­ции А.Сарсенбаевым. После про­ве­де­ния тен­де­ра на часто­ты, «Хабар» стал вещать на пер­вом кана­ле в каче­стве основ­ной госу­дар­ствен­ной ТРК.

Поми­мо «Хаба­ра» и КТК с «Кара­ва­ном», груп­па Алиева/Назарбаевой при­об­ре­ла НТК, газе­ты «Новое поко­ле­ние», «Кара­ван», радио­стан­цию «Евро­па +». Для руко­вод­ства медиа-хол­дин­гом были созда­ны ком­па­нии «ТВ-медиа» и «Алма-медиа», кото­рые воз­гла­вил И. Игармин. 

В ходе поку­пок из Казах­ста­на были уда­ле­ны такие фигу­ры как Б. Гил­лер и С. Медетбеков. 

Кста­ти, сего­дня мно­го гово­рят о таком явле­нии как рейдерство. 

Так вот, пер­вые при­ме­ры тако­го явле­ния в казах­стан­ской медиа-сфе­ре, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни, преж­де все­го, свя­за­ны со ста­нов­ле­ни­ем имен­но дан­ной медиа-импе­рии. Учи­ты­вая тот факт, кто сто­ял за мас­штаб­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми бра­тьев, и казах­скую спе­ци­фи­ку, на кото­рую мно­гие мене­дже­ры нека­зах­ско­го про­ис­хож­де­ния (а кре­а­тив­ных казах­ских медиа-мене­дже­ров и сего­дня прак­ти­че­ски нет в этом биз­не­се) тогда мало обра­ща­ли вни­ма­ния, это не мог­ло НЕ ИМЕТЬ поли­ти­че­ских послед­ствий. Допу­стим, с точ­ки зре­ния казах­ских наци­о­нал-пат­ри­о­тов уда­ле­ние Б.Гиллера — это было бла­го для стра­ны. При­чем там схе­ма сра­бо­та­на была чисто. Сна­ча­ла одни каза­хи взя­ли «Кара­ван» (груп­па «Акцепт»), потом он ока­зал­ся в «семей­ном» лаге­ре. Но если в слу­чае с Б.Гиллером, в целом, при­сут­ство­ва­ла некая логи­ка, объ­яс­ня­е­мая инте­ре­са­ми госу­дар­ства, идео­ло­ги­че­ски­ми сооб­ра­же­ни­я­ми, само­опре­де­ле­ни­ем казах­ской нации и казах­ско­го обще­ствен­но­го мне­ния, то в осталь­ных слу­ча­ях для госу­дар­ства пере­раз­дел медий­но­го про­стран­ства обер­нул­ся потерями. 

Дело в том, что Б.Габдуллин, у кото­ро­го, по сути, ото­бра­ли еже­не­дель­ник «Новое поко­ле­ние» (ныне «НП») и С.Медетбеков, кото­рый лишил­ся радио­стан­ции, с шумом ушли в лагерь оппо­зи­ции и креп­ко, что назы­ва­ет­ся, попи­ли кровь у руко­вод­ства моло­до­го неза­ви­си­мо­го государства. 

Прав­да, Б.Габдуллин, пока­яв­шись, вер­нул­ся на роди­ну и в боль­шую казах­стан­скую жур­на­ли­сти­ку. А С.Медетбеков до сих пор борет­ся с «дик­та­тор­ским режи­мом». Ина­че гово­ря, рей­дер­ские акции выше­на­зван­ной власт­ной груп­пи­ров­ки не были про­ду­ма­ны с поли­ти­че­ской точ­ки зре­ния, и никто не понес за это мини­маль­но­го поли­ти­че­ско­го или хотя бы обще­ствен­но­го пори­ца­ния. И если сего­дня быв­ший успеш­ный медиа-мене­джер С.Медетбеков, будучи загра­ни­цей, зара­ба­ты­ва­ет на жизнь «про­да­жей» Роди­ны, то там же прак­ти­че­ски про­жи­ва­ют и бра­тья Шухо­вы, име­ю­щие диви­ден­ды со всех сво­их преж­них опе­ра­ций – тако­ва одна из гри­мас спе­ци­фич­ной диа­лек­ти­ки раз­ви­тия казах­стан­ско­го медиа-рынка.

Что каса­ет­ся про­дол­же­ния темы, то в даль­ней­шем рас­смат­ри­ва­е­мая нами медиа-импе­рия толь­ко рас­ши­ря­лась, вклю­чая в свой состав все новые и новые радио- и теле­ка­на­лы, газе­ты. Часть из медиа-иму­ще­ства была созда­на самой груп­пой, дру­гая часть захва­че­на или пере­куп­ле­на. К захва­чен­ным или куп­лен­ным по при­нуж­де­нию кана­лам мы можем отне­сти «Евра­зию» (быв­ший канал ОРТ) и «Хит-ТВ» (музы­каль­ный канал, пре­об­ра­зо­ван­ный из теле­ка­на­ла «Шахар»).

Из гром­ких мани­пу­ля­ци­он­ных про­ек­тов, осу­ществ­ля­е­мых груп­пой в раз­ные вре­ме­на, мож­но вспом­нить фор­ми­ро­ва­ние ими­джа «казах­стан­ско­го Кат­та­ни» Раха­ту Али­е­ву, борь­бу с быв­шим аки­мом Алма­ты Вик­то­ром Хра­пу­но­вым, борь­бу с МВД, анти­кри­зис­ный PR груп­пы во вре­мя извест­ных собы­тий 2001 года, фор­ми­ро­ва­ние ими­джа «спа­си­тель казах­стан­ско­го фут­бо­ла» Раха­ту Али­е­ву, дис­кре­ди­та­ция мини­стра Зей­нул­лы Каким­жа­но­ва (в «НП»), дис­кре­ди­та­ция пре­мьер-мини­стра Иман­га­ли Тас­ма­гам­бе­то­ва, рас­крут­ка пар­тии «Асар» и т.д. Раз­де­ле­ние тру­да было сле­ду­ю­щим: фор­ми­ро­ва­ни­ем ими­джа прак­ти­че­ски все­гда зани­мал­ся «Хабар», что удоб­но мас­ки­ро­ва­лось под офи­ци­аль­ные ново­сти, вой­на велась на стра­ни­цах «Кара­ва­на» (ино­гда в «НП») и в эфи­ре КТК. Кста­ти гово­ря, одним из инстру­мен­тов, исполь­зу­е­мых кана­лом КТК, ста­ла автор­ская пере­да­ча Миха­и­ла Устю­го­ва «Порт­рет неде­ли», наи­бо­лее рей­тин­го­вая в свое вре­мя ана­ли­ти­че­ская еже­не­дель­ная программа. 

Устю­гов вме­сте с Гил­ле­ром поки­нул стра­ну, одна­ко его про­грам­ма не была закры­та, и в раз­ное вре­мя в ее эфи­ре появ­ля­лись в каче­стве веду­щих Миха­ил Доро­фе­ев (в насто­я­щее вре­мя руко­во­ди­тель пресс-служ­бы «Каз­му­най­га­за»), Алек­сандр Нови­ков (за послед­нюю пяти­лет­ку экс-главред еже­не­дель­ни­ков «Ново­сти неде­ли», «Стра­на и мир» и «50 на 50») и Артур Пла­то­нов, лицо КТК (про­ект «казах­стан­ско­го Дорен­ко»). Напом­ним, через эту про­грам­му в ходе пред­вы­бор­ной гон­ки за пре­зи­дент­ское крес­ло в кон­це про­шло­го века был рас­кру­чен Гани Касы­мов с его зна­ме­ни­тым швы­ря­ни­ем гра­фи­нов (гово­рят было огром­ное коли­че­ство дублей)…

Гово­ря о медиа-импе­рии груп­пы, нель­зя не вспом­нить о Вла­ди­ми­ре Рери­хе, заслу­га кото­ро­го заклю­ча­ет­ся в созда­нии «Хаба­ра» в нынеш­нем его виде – глян­це­вый теле­ви­зи­он­ный официоз. 

В насто­я­щее вре­мя Рерих при­ни­ма­ет уча­стие лишь в еже­год­ном медиа-про­ек­те груп­пы под назва­ни­ем «Евразий­ский медиа-форум», а не так дав­но, до пар­ла­мент­ских выбо­ров 2004 года, он был прак­ти­че­ски все­си­лен на «Хаба­ре». Одна­ко внут­рен­ние интри­ги, усу­губ­лен­ные «рас­пи­лом» пар­тий­но­го бюд­же­та «Аса­ра», сва­ли­ли его, одно вре­мя ходи­ли слу­хи, что Рерих эми­гри­ро­вал в Гер­ма­нию, но он, судя по все­му, сей­час живет на два государства.

Несмот­ря на види­мую проч­ность и мощь «Хаба­ра», канал разъ­еда­ем изнут­ри веч­ны­ми интри­га­ми, кото­рые в послед­ние годы усу­гу­би­лись воз­рос­шим вли­я­ни­ем мене­дже­ров КТК. Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны (гово­рят, от сер­деч­но­го при­сту­па) один из глав­ных мене­дже­ров КТК Сер­гей Кле­щен­ков (в свое вре­мя при­быв­ший в Казах­стан из Моск­вы) был при­зван на «Хабар» в каче­стве анти­кри­зис­но­го управ­ля­ю­ще­го. Кри­зис раз­ра­зил­ся в свя­зи с эми­гра­ци­ей Рери­ха и сов­пал по вре­ме­ни с исхо­дом части твор­че­ско­го кол­лек­ти­ва с теле­ка­на­ла НТК. Пере­ход участ­ни­ков и созда­те­лей раз­вле­ка­тель­ных пере­дач НТК в состав КТК был свя­зан с начав­шим­ся про­цес­сом про­да­жи «Ника­ко­го Теле­ви­зи­он­но­го Кана­ла» (как рас­шиф­ро­вы­ва­ют аббре­ви­а­ту­ру НТК в жур­на­лист­ской сре­де), пред­по­ло­жи­тель­но, груп­пе ЕПА. Дове­де­на ли до кон­ца про­да­жа, неиз­вест­но, толь­ко НТК с тех пор вновь стал соот­вет­ство­вать сво­е­му «неофи­ци­аль­но­му» назва­нию. Пере­брос­ка твор­че­ско­го кол­лек­ти­ва НТК на КТК высво­бо­ди­ла часть теле­ви­зи­он­ной коман­ды Ком­мер­че­ско­го теле­ка­на­ла и поз­во­ли­ла пере­ве­сти их в состав «Хаба­ра», вытес­нив с наси­жен­ных мест часть жур­на­ли­стов это­го кана­ла. Надо тут заме­тить, что вытес­нен­ное поко­ле­ние жур­на­ли­стов силь­но усту­па­ло тем коман­дам, кото­рые дела­ли «НЭП» и т.п. про­грам­мы на заре рас­крут­ки «Хаба­ра».

Впро­чем, все эти кад­ро­вые пер­тур­ба­ции, кото­рые были непри­ят­но­стью лишь для уво­лен­ных Кле­щен­ко­вым с «Хаба­ра», а для теле­зри­те­лей не зна­чи­ли ров­ным сче­том ниче­го, толь­ко высве­ти­ли дру­гую про­бле­му хол­дин­га «Алма-медиа».

КТК сей­час так­же пере­жи­ва­ет не луч­шие вре­ме­на, кото­рые мож­но обте­ка­е­мо назвать «твор­че­ским кри­зи­сом». Он стал неин­те­ре­сен зна­чи­тель­ной части посто­ян­ной ауди­то­рии кана­ла, поте­рял попу­ляр­ность и прыт­кость в созда­нии соб­ствен­ных про­ек­тов. Твор­че­ский кри­зис начал­ся с неудач­ной реа­ли­за­ции про­ек­та «Кук­лы». С тех пор канал не про­из­вел ни одной более-менее замет­ной про­грам­мы, а сами «Кук­лы» дегра­ди­ро­ва­ли до рисо­ван­но­го вари­ан­та, юмор кото­ро­го слож­но отыс­кать в пото­ке откро­вен­но­го «мочи­ло­ва» отдель­ных поли­ти­че­ских дея­те­лей, в основ­ном, из оппо­зи­ции. Но глав­ный про­дукт теле­ка­на­ла – новост­ной блок и отча­сти ито­го­вая (за неде­лю) ана­ли­ти­че­ская про­грам­ма вполне кон­ку­рен­то­спо­со­бен. То же самое мож­но ска­зать и о казах­ской части (руко­во­ди­тель К.Забих).

Акти­ви­за­ция еже­не­дель­ни­ка «Кара­ван» про­ис­хо­дит лишь в раз­гар новых инфор­ма­ци­он­ных войн, кото­рые ведет груп­па и кото­рые часто не свя­за­ны с серьез­ны­ми поли­ти­че­ски­ми собы­ти­я­ми в стране. В при­мер мож­но при­ве­сти инерт­ность «Кара­ва­на» во вре­мя двух послед­них элек­то­раль­ных кам­па­ний – пар­ла­мент­ских и пре­зи­дент­ских выборов.

Что же каса­ет­ся вто­ро­го еже­не­дель­ни­ка «Газета.кз», то его роль в соста­ве хол­дин­га сво­дит­ся к вспо­мо­га­тель­ной, и до сих пор непо­нят­но, зачем вооб­ще он там нужен. Логи­ка его появ­ле­ния ста­ла непо­нят­ной вдвойне в этом году, когда «Газета.кз» вдруг поме­ня­ла дело­вой фор­мат А2 на «жел­тый» А3, кото­рый исполь­зу­ет «Кара­ван». По сути, про­ект убы­то­чен и буд­то бы создан, что­бы хоть куда-нибудь при­стро­ить нынеш­не­го редак­то­ра «Газе­ты» А. Госте­ва и Ко — нетра­ди­ци­он­но ори­ен­ти­ро­ван­ных «това­ри­щей».

Вооб­ще, тема нетра­ди­ци­он­ной сек­су­аль­ной ори­ен­та­ции мене­дже­ров медиа-импе­рии груп­пы достой­на отдель­но­го раз­го­во­ра, и в свое вре­мя ста­ла одним из козы­рей инфор­ма­ци­он­ной вой­ны меж­ду этим хол­дин­гом и газе­той «Вре­мя». Воз­мож­но, кто-то из чита­те­лей вспом­нит «исто­рию с Гон­ду­ра­сом», куда даже был кос­вен­но втя­нут один из высо­ко­по­став­лен­ных поли­ти­че­ских мене­дже­ров груп­пы, сам Касым­жо­март Тока­ев. Мы же в эту тема­ти­ку далее погру­жать­ся не наме­ре­ны из-за ее спе­ци­фич­но­сти, а так­же отсут­ствия более пол­ной информации.

Появив­ший­ся недав­но новый обще­ствен­но-поли­ти­че­ский еже­не­дель­ник «Сего­дня» так­же может быть отне­сен к выше­ука­зан­ной груп­пе, посколь­ку костяк редак­ции состав­ля­ют жур­на­ли­сты, пора­бо­тав­шие на КТК и в дру­гих коман­дах, свя­зан­ных с опре­де­лен­ны­ми лица­ми, вхо­дя­щи­ми в элит­ный слой обще­ства. Нель­зя ски­ды­вать со сче­тов и ряд он-лай­но­вых изда­ний, кото­рые мож­но по кос­вен­ным при­зна­кам отне­сти к этой груп­пе вли­я­ния (см. отдель­ную главу)

Холдинг «31 канал»

Медиа-хол­динг «31 канал» вклю­ча­ет в себя еже­не­дель­ни­ки «Мега­по­лис» и «Биз­нес & Власть», теле­ка­на­лы «31 канал» и «Тан», «Радио 31» и жур­на­лы с общим заго­лов­ком «Сезон».

Осно­ва­тель и пре­зи­дент хол­дин­га Арман­жан Бай­та­сов. В свое вре­мя в состав хол­дин­га вхо­ди­ла Интер­нет-газе­та «Нави­га­тор», твор­че­ский кол­лек­тив кото­рой рабо­тал и над еже­не­дель­ни­ком «Мега­по­лис», а редак­тор «Нави­га­то­ра» Юрий Мизи­нов был одно­вре­мен­но и вто­рым в исто­рии этой газе­ты глав­ным редак­то­ром. Ана­ли­ти­че­ский отдел воз­глав­лял Петр Своик. 

Но окон­ча­тель­но газе­та состо­я­лась при тре­тьем глав­ном редак­то­ре – Бакит­жане Муку­ше­ве (поки­нул хол­динг в нача­ле 2003 г.). В даль­ней­шем газе­та не смог­ла достичь былых пози­ций. В насто­я­щее вре­мя над «Мега­по­ли­сом» рабо­та­ют жур­на­ли­сты под коман­дой Иго­ря Шах­но­ви­ча, в свое вре­мя с шумом поки­нув­шие газе­ту «Экс­пресс К». Но пона­ча­лу каза­лось, буд­то коман­да Шах­но­ви­ча зада­лась целью уни­что­жить… «Мега­по­лис».

Воз­мож­но, и были такие пла­ны, посколь­ку на новом месте его коман­да ста­ла под­ни­мать про­ект еже­днев­ной газе­ты «Город», а испы­тан­ный вре­ме­нем «Мега­по­лис» стал хиреть на гла­зах. С дру­гой сто­ро­ны, по слу­хам, еже­днев­ка была созда­на для гран­ди­оз­но­го «отмы­ва» солид­ной денеж­ной сум­мы. В прин­ци­пе эта инсай­дер­ская инфор­ма­ция похо­жа на прав­ду — ина­че появ­ле­ние и ско­рое закры­тие это­го про­ек­та, о кото­ром столь­ко гово­ри­ли и столь­ко агрес­сив­но пиа­ри­ли, труд­но объ­яс­нить. Одно толь­ко оста­лось непо­нят­ным – то ли так быст­ро «отсти­ра­ли», то ли что-то не скле­и­лось – но, не снис­кав лав­ров, сей про­ект издох и оста­вил мас­су вопро­сов, не гово­ря уже о том, что оста­вил пят­но на масте­ро­ви­той, в общем–то, репу­та­ции Шах­но­ви­ча и его Ко. Впро­чем, ходят не менее упор­ные слу­хи, что главре­дак­тор­ство для г‑на Шах­но­ви­ча носит не более чем ста­тус­ный харак­тер и основ­ной доход он име­ет от сети из несколь­ких реклам­ных агентств. Тако­го рода мол­ва, меж­ду про­чим, при­пи­сы­ва­ет ана­ло­гич­ные «тихие» реклам­ные агент­ства В.Киянице и дру­гим вид­ным казах­стан­ским медиа­ор­га­ни­за­то­рам. Это целая сеть, рабо­та­ю­щая со сво­и­ми людь­ми в PR-служ­бах круп­ных ком­па­ний и, преж­де все­го, в Нац­ком­па­ни­ях, свя­зан­ных, в первую оче­редь, с добы­ва­ю­щей отрас­лью. Но это тема для отдель­но­го разговора.

Воз­вра­ща­ясь к дея­тель­но­сти Шах­но­ви­ча и Ко мож­но кон­ста­ти­ро­вать, как бы то ни было, погнав­шись за дву­мя зай­ца­ми коман­да креп­ких про­фи ни одно­го не пой­ма­ла. Если рань­ше «Мега­по­лис» был само­до­ста­то­чен и не выгля­дел блед­но внут­ри кор­по­ра­ции в срав­не­нии с элек­трон­ной частью (теле­ви­де­ние и радио) хол­дин­га, сего­дня такое утвер­жде­ние было бы слиш­ком сме­лым. Быв­ший газет­ный мене­джер Е.Грюнберг, а ныне теле­ве­ду­щий – вот сего­дняш­нее лицо медиа­хол­дин­га «31 канал», а отнюдь не масти­тые газет­чи­ки (в свое вре­мя отлич­но заре­ко­мен­до­вав­шие себя и на ТВ) вро­де Сер­гея Туни­ка (ныне обо­зре­ва­тель «Мега­по­ли­са»).

В свое вре­мя «Мега­по­лис» был уни­вер­саль­ным про­ек­том, несмот­ря на отно­си­тель­но неболь­шой тираж (на изле­те 2002 года 19 тысяч экз.) он поль­зо­вал­ся успе­хом как в казах­ской сре­де, так и в рус­ско­языч­ной, имел, судя по пуб­ли­ка­ци­ям в дру­гих изда­ни­ях (в казах­ско­языч­ной прес­се в первую оче­редь) обрат­ную связь и резо­нанс. При­хо­ди­лось слы­шать, что это был пер­вый опыт (труд­но ска­зать: спе­ци­аль­ный или слу­чай­ный) в РК, когда бы вся твор­че­ская часть рус­ско­языч­ной газе­ты состо­я­ла прак­ти­че­ски из одних пред­ста­ви­те­лей титуль­ной нации. Но самое глав­ное, «Мега­по­лис» пре­вра­щал­ся в явле­ние, и на гла­зах ста­но­вил­ся вли­я­тель­ным СМИ. 

Но кому-то его уни­вер­саль­ность при­шлась не по вку­су, и, начи­ная с 2004 года, газе­та ста­ла пре­вра­щать­ся в баналь­ный газет­ный про­дукт. С при­хо­дом Шах­но­ви­ча, заня­то­го про­ек­том «Город» (см. выше) еже­не­дель­ник прак­ти­че­ски упал и был на гра­ни закры­тия. Сего­дня это про­дукт без пре­тен­зий на ори­ги­наль­ность ничем не хуже, но и не луч­ше, чем дру­гие обще­ствен­но-поли­ти­че­ские еже­не­дель­ни­ки. Впро­чем, состо­яв­ший­ся бренд и, как выше гово­ри­лось, опыт и опре­де­лен­ный класс коман­ды, сосре­до­то­чив­шей свои уси­лия все таки имен­но на еже­не­дель­ни­ке, сде­ла­ли свое дело – сего­дня газе­та поти­хонь­ку наби­ра­ет обо­ро­ты. Одна­ко кра­са и гор­дость хол­дин­га, это, конеч­но же, телеканал.

Несмот­ря на опре­де­лен­ную воль­ность в осве­ще­нии важ­ных поли­ти­че­ских собы­тий, кото­рую, надо отдать долж­ное, от веку поз­во­ля­ют себе жур­на­ли­сты «31 кана­ла» рас­смат­ри­ва­е­мый медиа-хол­динг ассо­ци­и­ру­ют с име­нем Була­та Уте­му­ра­то­ва. Впро­чем, два-три года назад актив­но мус­си­ро­вал­ся слух о том, что хол­динг пере­шел в рас­по­ря­же­ние Алии Назар­ба­е­вой, млад­шей доче­ри пре­зи­ден­та, актив­но рабо­та­ю­щей на ниве стро­и­тель­но­го биз­не­са. Даже ходи­ли малов­нят­ные слу­хи, что моло­дой биз­нес-вумен чем-то гля­нул­ся Арман­жан Бай­та­сов, неко­гда жесто­ко высме­ян­ный со стра­ниц «Кара­ва­на» покой­ным Сер­ге­ем Кле­щен­ко­вым во вре­мя крат­ко­вре­мен­ной инфор­ма­ци­он­ной вой­ны, раз­ра­зив­шей­ся меж­ду несколь­ки­ми ФПГ. Дей­стви­тель­но ли про­изо­шла пере­да­ча «кон­троль­но­го» паке­та, мы утвер­ждать не берем­ся. По край­ней мере, в то вре­мя эта инфор­ма­ция не подтвердилась. 

Кро­ме того, медиа-хол­динг был пре­об­ра­зо­ван в ЗАО, созда­но прав­ле­ние, в состав кото­ро­го вошли акци­о­не­ры из чис­ла биз­нес-эли­ты. Эта юри­ди­че­ская реор­га­ни­за­ция зна­чи­тель­но уре­за­ла воз­мож­но­сти Бай­та­со­ва как пре­зи­ден­та хол­дин­га и лиши­ла его воз­мож­но­сти при­ни­мать еди­но­лич­ные реше­ния, не ско­ор­ди­ни­ро­вав их с правлением. 

Пред­се­да­те­лем прав­ле­ния был избран (или, ско­рее, назна­чен тем, кого здесь назы­ва­ют «глав­ным акци­о­не­ром») Нур­лан Сма­гу­лов, пре­зи­дент ком­па­нии «Аста­на Моторс», кото­рая когда-то вхо­ди­ла в состав биз­нес-импе­рии Мух­та­ра Абля­зо­ва. Ему так­же при­над­ле­жа­ло зда­ние быв­ше­го сана­то­рия «Авто­мо­би­лист», где в насто­я­щее вре­мя раз­ме­ща­ют­ся прак­ти­че­ски все струк­ту­ры «31 канала».

В насто­я­щий момент наи­бо­лее успеш­ны­ми про­ек­та­ми хол­дин­га явля­ют­ся новост­ная про­грам­ма «Информ­бю­ро» и ана­ли­ти­че­ская «Состо­я­ние неде­ли». Руко­во­ди­те­ли этих про­грамм ста­ра­ют­ся соблю­дать объ­ек­тив­ность в осве­ще­нии собы­тий в стране, одна­ко это их рве­ние выбо­роч­ное и каса­ет­ся дале­ко не всех явле­ний поли­ти­че­ской и эко­но­ми­че­ской жиз­ни рес­пуб­ли­ки. Кро­ме того, уме­рен­ное осве­ще­ние дея­тель­но­сти казах­стан­ских оппо­зи­ци­о­не­ров сопря­га­ет­ся с тем, что неко­то­рые из этих ньюсмей­ке­ров вхо­дят в состав акци­о­не­ров «31 кана­ла», то есть, в состав прав­ле­ния. Доволь­но часто в свя­зи с этим упо­ми­на­ет­ся фами­лия Була­та Аби­ло­ва, что дает нам допол­ни­тель­ную пищу для раз­мыш­ле­ний на тему «с кем дру­жат оппо­зи­ци­он­ные политики».

Государственный холдинг

Госу­дар­ствен­ный медиа-хол­динг вклю­ча­ет в себя теле­ка­на­лы «Казах­стан» и «Ел Арна», инфор­ма­ци­он­ное агент­ство «Каз­ин­форм» и газе­ты «Казах­стан­ская прав­да» и «Еге­мен Казахстан».

Скан­даль­ное уволь­не­ние быв­ше­го ген­ди­рек­то­ра «Казах­ста­на» и части преж­ней коман­ды, вылив­ши­е­ся в обви­не­ния ушед­ших жур­на­ли­стов в при­част­но­сти к «сек­те» суфи­ев, кото­рые озву­чил сам министр куль­ту­ры и инфор­ма­ции Ерты­с­ба­ев, не так дав­но пере­тек­ло в нечто совер­шен­но неожи­дан­ное. Выяс­ни­лось, что Ерму­ха­мет Ерты­с­ба­ев, назна­чив­ший новым гене­раль­ным дирек­то­ром Нур­то­леу Иман­га­ли-улы (быв­ше­го заме­сти­те­ля ушед­ше­го Галы­ма Дос­ке­на) и оха­рак­те­ри­зо­вав­ший его как боль­шо­го про­фес­си­о­на­ла — кото­рый сде­ла­ет теле­ка­нал более попу­ляр­ным, неже­ли он был до того, в насто­я­щее вре­мя лихо­ра­доч­но ищет …заме­ну сво­е­му про­те­же. Как сооб­ща­ет в оппо­зи­ци­он­ной прес­се извест­ная жур­на­лист­ка, зна­ток теле­ви­де­ния Роз­ла­на Тау­ки­на, вер­нул­ся в Аста­ну Аскар Алим­жа­нов, пози­ци­о­ни­ро­вав­ший­ся как один из глав­ных руко­во­ди­те­лей теле­ка­на­ла. Амби­ци­оз­ные про­ек­ты, рекла­ми­ро­вав­ши­е­ся этим мене­дже­ром, пол­но­стью про­ва­ли­лись. Дру­гие источ­ни­ки сооб­ща­ют о вопи­ю­щем каз­но­крад­стве, бук­валь­но рас­цвет­шем на теле­ка­на­ле. Таким обра­зом, Ерты­с­ба­ев пока­зы­ва­ет, что глав­ной целью про­изо­шед­ших кад­ро­вых пере­мен было не жела­ние улуч­шить каче­ство про­грамм теле­ка­на­ла, а необ­хо­ди­мость уволь­не­ния преж­не­го гене­раль­но­го дирек­то­ра. Меж­ду тем поте­рян­но­го не вер­нешь – канал были вынуж­де­ны поки­нуть в знак про­те­ста око­ло полу­сот­ни твор­че­ских работ­ни­ков. Это тем более выгля­дит уди­ви­тель­ным, т.к. теле­ка­нал, будучи сто­про­цент­но госу­дар­ствен­ным, эту самую госу­дар­ствен­ную линию твер­до и уве­рен­но вел. В дан­ном слу­чае под­ра­зу­ме­ва­ет­ся, что, теле­ка­нал «Казах­стан» пре­зи­дент­скую выбор­ную кам­па­нию про­вел на доста­точ­но высо­ком уровне и был вполне про­власт­ным. Сего­дня попу­ляр­ность теле­ка­на­ла в отли­чие от преж­них лет явно упа­ла и ска­зать, что этот ресурс обла­да­ет неким вли­я­ни­ем, доста­точ­но труд­но. Социо­ло­ги­че­ские заме­ры в тра­ди­ци­он­ной ауди­то­рии кана­ла никто не про­во­дит, а это, глав­ным обра­зом, казах­ско­языч­ное, полу­сель­ское и сель­ское насе­ле­ние. Но, судя по мате­ри­а­лам бумаж­ной прес­сы на гося­зы­ке каса­тель­но «Казах­ста­на», мож­но пред­по­ло­жить, что такие заме­ры были бы не в поль­зу нынеш­не­го состо­я­ния содер­жа­тель­но­сти телеканала.

Гене­раль­ным дирек­то­ром «Казах­стан­ской прав­ды» явля­ет­ся Олег Квят­ков­ский, чело­век из когор­ты быв­ших мос­ков­ских соб­ко­ров. Осо­бен­но­стью этой груп­пы жур­на­ли­стов явля­ет­ся то, что в их обя­зан­но­сти вхо­ди­ло так­же состав­ле­ние пери­о­ди­че­ских отче­тов о про­цес­сах, про­ис­хо­дя­щих в рес­пуб­ли­кан­ской номен­кла­ту­ре в мет­ро­по­лию. Несмот­ря на раз­вал Сою­за, связь с Моск­вой быв­ших соб­ко­ров не была уте­ря­на, напро­тив, она при­об­ре­ла гео­по­ли­ти­че­ское зна­че­ние. Впро­чем, все это вряд ли каса­ет­ся г‑на Квят­ков­ско­го, кото­рый, навер­ное, тем и ценен, что: а) явля­ет­ся рус­ским и б) может быть нанят любы­ми груп­па­ми, кро­ме оппо­зи­ци­он­ных, посколь­ку не раз демон­стри­ро­вал пол­ную лояль­ность к дей­ству­ю­щей вла­сти. Пост гене­раль­но­го дирек­то­ра «Казах­стан­ской прав­ды», соглас­но иерар­хии гос­ап­па­ра­та, равен едва ли посту вице-мини­стра инфор­ма­ции. По тра­ди­ции глав­ный офи­ци­аль­ный орган кон­тро­ли­ру­ет пре­зи­дент­ская адми­ни­стра­ция, но ведь и в самой адми­ни­стра­ции нахо­дят­ся чьи-то пред­ста­ви­те­ли. Есте­ствен­но, раз­лич­ные груп­пы вли­я­ния стре­мят­ся уса­дить в это крес­ло сво­е­го став­лен­ни­ка. До Квят­ков­ско­го пост ген­ди­рек­то­ра зани­мал Олег Чер­вин­ский, медиа-мене­джер груп­пы Раха­та Али­е­ва и Дари­ги Назар­ба­е­вой, имев­ший тес­ные свя­зи с эли­той неф­тя­но­го биз­не­са. До Чер­вин­ско­го был Баглан Май­лы­ба­ев, до послед­не­го пре­тен­до­вав­ший на пост пресс-сек­ре­та­ря гла­вы госу­дар­ства – он явля­ет­ся чело­ве­ком Мух­та­ра Кул-Мухам­ме­да (экс-руко­во­ди­тель пресс-служ­бы пре­зи­ден­та РК, ныне аким Кызыл-Ордин­ской обла­сти). Чело­ве­ком же какой груп­пы явля­ет­ся Олег Квят­ков­ский, как отме­ча­лось выше, мало­по­нят­но, извест­но толь­ко, что он до сво­е­го назна­че­ния был редак­то­ром «Сто­лич­ной жиз­ни», газе­ты, при­над­ле­жав­шей до недав­них пор чете Хра­пу­но­вых (в насто­я­щее вре­мя «Сто­лич­ная жизнь» куп­ле­на ТОО «Гефест», за кото­рым сто­ит министр сель­ско­го хозяй­ства Ахмет­жан Еси­мов, види­мо, поэто­му изда­ние ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше «кол­хоз­ным»). Хотя, до рас­фор­ми­ро­ва­ния ахме­тов­ско­го каби­не­та мини­стров, был пол­но­стью в рас­по­ря­же­нии Кул-Мухам­ме­да. Впро­чем, как утвер­жда­ют неко­то­рые зна­то­ки, как мене­джер г‑н Квят­ков­ский ока­зал­ся доволь­но сла­бым и ува­же­ни­ем в кол­лек­ти­ве он поль­зу­ет­ся в срав­не­нии с преж­ни­ми управ­лен­ца­ми наименьшим.

Холдинг «Рауан Медиа Групп»

В хол­динг Тиму­ра Кули­ба­е­ва, сред­не­го зятя пре­зи­ден­та стра­ны, под назва­ни­ем «Рау­ан Медиа Групп», вхо­дят газе­ты «рос­сий­ско­го про­ис­хож­де­ния» «Изве­стия-Казах­стан», «Ком­со­моль­ская прав­да-Казах­стан», «АиФ-Казах­стан», а так­же радио­стан­ция NS. Кро­ме того, в доле­вом уча­стии Кули­ба­е­ва нахо­дит­ся теле­ка­нал «Аста­на». Вто­рой хозя­ин «Аста­ны» — Иман­га­ли Тасмагамбетов.

Инте­рес­на исто­рия появ­ле­ния теле­ка­на­ла. Ее види­мую часть очень хоро­шо опи­сы­ва­ет вот это инфор­ма­ци­он­ное сооб­ще­ние от 19 янва­ря 2003 года:

«Про­ект созда­ния теле­ком­па­нии НТВ-Казах­стан — “новая сту­пень в раз­ви­тии теле­ви­зи­он­ной жур­на­ли­сти­ки” в рес­пуб­ли­ке. Такое мне­ние выска­за­ла сего­дня, 19 декаб­ря, на пресс-кон­фе­рен­ции в Алма­ты пред­ста­ви­тель НТВ в Казах­стане Евге­ния Доцук.

По сло­вам Е. Доцук, НТВ-Казах­стан — это сов­мест­ный про­ект рос­сий­ско­го НТВ, кото­ро­му при­над­ле­жит 20% ком­па­нии и казах­стан­ской “Рау­ан Медиа Груп”, вла­де­ю­щей 80%. “Рау­ан Медиа Груп”, в свою оче­редь, созда­на ЗАО “Наци­о­наль­ная ком­па­ния “Каз­Му­най­Газ”. Пред­ста­ви­тель НТВ в рес­пуб­ли­ке заяви­ла, что канал созда­ет­ся на госу­дар­ствен­ные день­ги и его “мож­но счи­тать госу­дар­ствен­ным”. В то же вре­мя авто­ры про­ек­та рас­счи­ты­ва­ют на ком­мер­че­ский успех ком­па­нии. Гене­раль­ный дирек­тор НТВ Нико­лай Сен­ке­вич под­черк­нул, что “про­ект, преж­де все­го, экономический”.

Как сооб­щи­ла Е. Доцук, все орга­ни­за­ци­он­ные вопро­сы созда­ния ново­го кана­ла уже реше­ны, а вопрос о предо­став­ле­нии частот НТВ-Казах­стан будет решать­ся в поне­дель­ник, 22 декаб­ря, на засе­да­нии тен­дер­ной комис­сии по рас­пре­де­ле­нию телерадиочастот.

По инфор­ма­ции гла­вы Сою­за жур­на­ли­стов Казах­ста­на, участ­ни­ка тен­дер­ной комис­сии Сейт­ка­зы Мата­е­ва, поми­мо НТВ-Казах­стан, заяв­ки на полу­че­ние частот пода­ли меж­го­су­дар­ствен­ная теле­ра­дио­ком­па­ния “Мир”, сто­лич­ная теле­ком­па­ния “АС-ТВ” и ряд дру­гих ком­па­ний. На засе­да­нии будет рас­смот­рен вопрос о предо­став­ле­нии пра­ва на веща­ние в Алма­ты, Кара­ган­де, Пав­ло­да­ре, Аты­рау и Шым­кен­те. По сло­вам Е. Доцук, глав­ная зада­ча — в самые бли­жай­шие сро­ки охва­тить веща­ни­ем тер­ри­то­рию всей республики.

Меж­ду тем с нача­лом веща­ния НТВ-Казах­стан рос­сий­ский НТВ ста­нет недо­сту­пен казах­стан­ско­му зри­те­лю. “Рау­ан Медиа Груп” полу­чи­ла экс­клю­зив­ное пра­во на назем­ное, кабель­ное и спут­ни­ко­вое вещание.

Одной из глав­ных задач созда­ния НТВ-Казах­стан, по сло­вам участ­ни­ков пресс-кон­фе­рен­ции, явля­ет­ся созда­ние бла­го­при­ят­но­го ими­джа рес­пуб­ли­ки за ее пре­де­ла­ми. Как заяви­ла Е. Доцук, смот­ря ново­сти на НТВ 2–3 года назад “было про­сто непри­ят­но ощу­щать себя граж­да­ни­ном Казах­ста­на”. Мы наме­ре­ны сооб­щать о раз­ных собы­ти­ях в рес­пуб­ли­ке, в том чис­ле и о нега­тив­ных. Но в то же вре­мя уде­лять вни­ма­ние и “дости­же­ни­ям стра­ны”. И таким обра­зом, пре­одо­леть “ком­плекс граж­да­ни­на Казах­ста­на”. С этой целью в рам­ках НТВ-Казах­стан нач­нет рабо­ту кор­ре­спон­дент­ский пункт рос­сий­ско­го НТВ, кото­рый зай­мет­ся под­го­тов­кой ново­стей по рес­пуб­ли­ке. По сло­вам заме­сти­те­ля гене­раль­но­го дирек­то­ра НТВ Иго­ря Гойх­бер­га, на имидж рес­пуб­ли­ки будут рабо­тать и казах­стан­ские про­грам­мы, кото­рые при усло­вии, что они будут инте­рес­ны­ми и каче­ствен­ны­ми, смо­гут попасть в эфир меж­ду­на­род­но­го кана­ла НТВ-Мир.

Отве­чая на вопрос о поли­ти­че­ской подо­пле­ке созда­ния НТВ-Казах­стан, Е. Доцук под­черк­ну­ла, что появ­ле­ние это­го кана­ла “не свя­за­но с пред­сто­я­щи­ми выбо­ра­ми”. “Рабо­та над про­ек­том велась более двух лет”, — отме­ти­ла она. Глав­ное для нас — это создать каче­ствен­ный, про­фес­си­о­наль­ный канал, кото­рый смо­жет быть таким же откры­тым и демо­кра­тич­ным, как НТВ.

В состав ново­го медиа­хол­дин­га, созда­ва­е­мо­го ЗАО “НК “Каз­Му­най­Газ”, вой­дут несколь­ко извест­ных казах­стан­ских СМИ.

По сло­вам пред­ста­ви­те­ля теле­ком­па­нии НТВ в Казах­стане Евге­нии Доцук, медиа­хол­динг “Рау­ан Медиа Груп” объ­еди­нит НТВ-Казах­стан, радио NS, газе­ты “Изве­стия — Казах­стан” и “Ком­со­моль­ская прав­да — Казах­стан”. Гото­вит­ся про­ект круп­но­го биз­нес-изда­ния, подоб­но­го рос­сий­ско­му “Ком­мер­сан­ту”. Так­же рас­смат­ри­ва­ет­ся вопрос о созда­нии сов­мест­но с “Интер­фак­сом” ново­го инфор­ма­ци­он­но­го агентства.

Как под­черк­ну­ла Е. Доцук, в насто­я­щее вре­мя основ­ная про­бле­ма — недо­ста­ток про­фес­си­о­наль­ных кад­ров. В рес­пуб­ли­ке очень мало “хоро­ших жур­на­ли­стов”. Свои кад­ры мы наме­ре­ны “рас­тить, вос­пи­ты­вать и дрес­си­ро­вать”, — заяви­ла пред­ста­ви­тель НТВ в республике.

Жур­на­ли­сты НТВ-Казах­стан, по инфор­ма­ции гене­раль­но­го дирек­то­ра рос­сий­ско­го НТВ Нико­лая Сен­ке­ви­ча, прой­дут ста­жи­ров­ку в Москве. А репор­те­ры, веду­щие, режис­се­ры НТВ про­ве­дут для жур­на­ли­стов новой казах­стан­ской теле­ком­па­нии мастер-клас­сы. Е. Доцук сооб­щи­ла, что пер­вые про­грам­мы НТВ-Казах­стан на рус­ском и на казах­ском язы­ках про­ве­дут звез­ды рос­сий­ско­го канала».

Есте­ствен­но, воз­ни­ка­ет недо­уме­ние – при­чем же здесь теле­ка­нал «Аста­на». Все, на самом деле, про­сто. Иман­га­ли Тас­ма­гам­бе­тов, тогдаш­ний пре­мьер-министр, а потом и руко­во­ди­тель Адми­ни­стра­ции Пре­зи­ден­та, захо­тел открыть соб­ствен­ный теле­ка­нал сто­лич­но­го про­ис­хож­де­ния с рес­пуб­ли­кан­ским веща­ни­ем. Одна­ко ему недо­ста­ва­ло соб­ствен­ных финан­со­вых ресур­сов. Они нашлись у Тиму­ра Кули­ба­е­ва, с кото­рым Тас­ма­гам­бе­тов нахо­дил­ся в парт­нер­ских отно­ше­ни­ях. Был заклю­чен дого­вор, соглас­но кото­ро­му Тас­ма­гам­бе­тов, в обмен на финан­со­вые дота­ции от Кули­ба­е­ва, дол­жен был обес­пе­чить тен­дер­ные часто­ты для теле­ка­на­ла «НТВ-Казах­стан». Одна­ко про­ект «НТВ-Казах­стан» был очень жест­ко встре­чен обще­ствен­но­стью, ему созда­ли нега­тив­ное инфор­ма­ци­он­ное осве­ще­ние в казах­стан­ских СМИ, и идея «НТВ-Казах­стан» была заруб­ле­на на самом вер­ху. «Рау­ан Медиа Групп» про­иг­рал тен­дер на теле­ча­сто­ты, а теле­ка­нал «Аста­на» выиг­рал. Так, бла­го­да­ря немыс­ли­мо­му про­жек­ту про­крем­лев­ских казах­стан­ских жур­на­ли­стов (в эту груп­пу вхо­ди­ла покой­ная Е.Доцук, так­же в ней чис­лит­ся и небезыз­вест­ный В.Кияница) Иман­га­ли Тас­ма­гам­бе­тов обза­вел­ся соб­ствен­ным рес­пуб­ли­кан­ским теле­ка­на­лом. Это «кида­ло­во» мог­ло очень доро­го обой­тись Тас­ма­гам­бе­то­ву и, воз­мож­но, с ним свя­за­но его пере­ме­ще­ние с поста руко­во­ди­те­ля АП в крес­ло аки­ма Алма­ты. Но логич­нее пред­по­ло­жить, что назна­че­ние в южную сто­ли­цу, а, сле­до­ва­тель­но, лише­ние Тас­ма­гам­бе­то­ва воз­мож­но­стей вто­ро­го по вли­я­нию чело­ве­ка в стране про­изо­шло из-за неволь­но­го лоб­би­ро­ва­ния про­ек­та «НТВ-Казах­стан», нега­тив­но встре­чен­но­го обще­ством, а точ­нее неко­то­ры­ми вли­я­тель­ны­ми кру­га­ми. Что же до обя­за­тельств перед Кули­ба­е­вым, то, по всей види­мо­сти, вто­ро­му пре­зи­дент­ско­му зятю была отда­на поло­ви­на паке­та акций «Аста­ны», и теле­ка­нал нахо­дит­ся в сов­мест­ном управ­ле­нии Кули­ба­е­ва и Тасмагамбетова.

Каж­дый мало-маль­ски зна­ко­мый с тех­но­ло­ги­я­ми мани­пу­ля­ции мас­со­вым созна­ни­ем пони­ма­ет, сколь важен в этих целях соб­ствен­ный теле­ви­зи­он­ный канал. По сути, гру­зин­ская рево­лю­ция – это заслу­га теле­ка­на­ла, кон­тро­ли­ру­е­мо­го Бад­ри Патар­ка­ци­шви­ли и Бори­сом Бере­зов­ским, а так­же моло­деж­но­го дви­же­ния «Кма­ра». Поэто­му появ­ле­ние в рас­по­ря­же­нии груп­пы Кули­ба­е­ва мощ­но­го теле­ка­на­ла, тако­го, как, напри­мер, «НТВ-Казах­стан» уже не оста­ви­ло бы вопро­сов, кому в свое вре­мя перей­дет власть.

Что каса­ет­ся подо­пле­ки собы­тий на нефор­маль­ном уровне, т.е. сути цир­ку­ли­ро­вав­ших вокруг про­ва­ла про­ек­та «НТВ-Казах­стан» слу­хов, то один заслу­жи­ва­ет осо­бо­го вни­ма­ния. Он сво­дил­ся к тому, что г‑ну Кули­ба­е­ву кое-кто открыл гла­за на неце­ле­вые рас­хо­ды мене­джер­ско­го дуэ­та Доцук-Кия­ни­ца, «раз­лох­ма­тив­ших» в послед­ний раз едва ли не мил­ли­он дол­ла­ров. На поч­ве это­го закры­то­го от посто­рон­них глаз скан­да­ла раз­молв­ка про­изо­шла даже меж­ду Доцук и Кия­ни­цей. Гран­ди­оз­ный про­ект НТВ-Казах­стан дол­жен был стать завер­ша­ю­щим аккор­дом их дея­тель­но­сти в ран­ге чле­нов «Тими­ной коман­ды» и скрыть такие мело­чи, вро­де исчез­но­ве­ния одно­го мил­ли­о­на дол­ла­ров. Одна­ко, как гово­рит­ся, не срос­лось. Сего­дня Доцук нет в живых, а Кия­ни­ца, похо­же, выпал из «выс­шей лиги» казах­стан­ских топ-мене­дже­ров под­ви­за­ю­щих­ся в медиа сфе­ре, о чем сви­де­тель­ству­ют его послед­ние мета­ния — еже­не­дель­ник «Стра­на и мир» (изда­ние пар­тии «Отан»), Посоль­ство РК в РФ, аки­мат Ман­ги­ста­уской обла­сти и… Далее сле­ды теряются.

Итак, про­ект не состо­ял­ся, а газе­ты и радио, име­ю­щи­е­ся в рас­по­ря­же­нии груп­пы – слиш­ком сла­бый тех­но­ло­ги­че­ский ресурс. При­чем, «Изве­стия-Казах­стан» после ухо­да отту­да двух Евге­ни­ев — Косен­ко и Грюн­бер­га — труд­но назвать наи­бо­лее успеш­ным про­ек­том хол­дин­га Кули­ба­е­ва. По край­ней мере, если газе­та эта на поря­док выше «Ком­со­мол­ки» (казах­стан­ской ее части, разу­ме­ет­ся), то, как мини­мум настоль­ко же, она ниже казах­стан­ской части «АиФ». На этом фоне «МК» — в Казах­стане» куда более лапи­дар­ный и чита­бель­ный про­ект (это изда­ние не вхо­дит в назван­ную груп­пу и при­ве­де­но в при­мер исклю­чи­тель­но как ана­ло­гич­ное изда­ние, т.е. как «рос­сий­ско-казах­стан­ское»). Что же каса­ет­ся радио NS, то этот ранее успеш­ный про­ект в насто­я­щее вре­мя не обла­да­ет преж­ней попу­ляр­но­стью, да и вооб­ще все радио­ка­на­лы стра­ны абсо­лют­но апо­ли­тич­ны и слу­жат реклам­но-раз­вле­ка­тель­ным целям. Новост­ные про­грам­мы пред­став­ля­ют собой дай­джест сооб­ще­ний от инфор­ма­ци­он­ных агентств, в кото­рых нет ни грам­ма ана­ли­ти­ки, тем более, каса­ю­щей­ся казах­стан­ской тематики.

Таким обра­зом, инфор­ма­ци­он­ное сопро­вож­де­ние груп­пы Кули­ба­е­ва, несмот­ря на коли­че­ство, осо­бен­но не впе­чат­ля­ет (нет гром­ких имен и «золо­тых» перьев). Впро­чем, у Кули­ба­е­ва все­гда есть воз­мож­ность обра­тить­ся к дру­же­ствен­ным СМИ. Напри­мер, к еже­не­дель­ни­ку «Вре­мя», кото­рый кон­тро­ли­ру­ет­ся груп­пой «Каз­ком­мерц­бан­ка». Об этой газе­те и пого­во­рим ниже.

Еженедельник «Время»

Исто­рия обра­зо­ва­ния «Вре­ме­ни» пом­нит­ся, навер­ное, дале­ко не всем. Не цеп­ля­ясь за даты, в двух сло­вах напом­ним эту историю.

Игорь Мель­цер воз­глав­лял недол­гое вре­мя «Кара­ван» после исхо­да Бори­са Гил­ле­ра. Потом, когда газе­та попа­ла путем слож­ных пере­про­даж в извест­ные руки, Мель­цер отпра­вил­ся на ПМЖ в Пра­гу. И вот отту­да, из Евро­пы, его при­зва­ли обрат­но, кре­ди­то­ва­ли 5 мил­ли­о­на­ми дол­ла­ров, они и ста­ли капи­та­лом новой газе­ты, сотво­рен­ной, види­мо, соглас­но систе­ме сдер­жек и про­ти­во­ве­сов. Мы не гово­рим, что эта зада­ча исхо­ди­ла из самых вер­хов, но пола­га­ем, что воз­ник­ла необ­хо­ди­мость создать достой­но­го кон­ку­рен­та мощ­но­му «Кара­ва­ну». Мель­цер спо­ро взял­ся за дело, учи­нив гран­ди­оз­ный скан­дал с пере­ма­ни­ва­ни­ем «кара­ва­нов­ской» коман­ды в свой новый про­ект. К редак­ции попу­ляр­но­го еже­не­дель­ни­ка подъ­ез­жал авто­бус и в мега­фон нынеш­ние пред­ста­ви­те­ли жур­на­лист­ской эли­ты кри­ча­ли «Пере­хо­ди­те к нам! Ухо­ди­те из «Кара­ва­на»…», при этом нелест­ны­ми эпи­те­та­ми награж­да­ли свое быв­шее место рабо­ты. Неко­то­рые экс-кара­ва­нов­цы к тому вре­ме­ни под­ви­за­лись в дру­гих изда­ни­ях и теле­ка­на­лах. Но, так или ина­че, костяк «Вре­ме­ни» в основ­ном собрал­ся из экс-каравановцев.

Газе­та доволь­но быст­ро пошла в гору. Эффект вполне объ­яс­ним – «Кара­ван» на тот момент стре­ми­тель­но лишал­ся былой попу­ляр­но­сти и ста­ту­са пер­во­го и един­ствен­но­го таб­ло­и­да зем­ли казах­ской, и понят­но, что сей про­цесс про­хо­дил не без «помо­щи» поли­ти­че­ских кон­ку­рен­тов груп­пы Алиева/Назарбаевой. Ибо у тех, несмот­ря на нали­чие зна­чи­тель­но­го коли­че­ства обще­ствен­но-поли­ти­че­ских газет, не было солид­но­го таб­ло­и­да, сов­ме­ща­ю­ще­го поли­ти­че­скую ана­ли­ти­ку на уровне кух­ни, поли­ти­ко-сати­ри­че­ских фелье­то­нов и вся­кой солян­ки, кото­рая инте­рес­на стан­дарт­но­му потре­би­те­лю. Ну и, конеч­но, изоб­ра­же­ния обна­жен­ных девиц плюс вся­кая тек­сто­вая «клуб­нич­ка». В то вре­мя, как «Кара­ван» быст­ро лишал­ся былой попу­ляр­но­сти в чита­тель­ской сре­де, чему еще до пере­да­чи чете Алиев/Назарбаева поспо­соб­ство­вал не совсем тон­кий «казах­ский» менедж­мент тол­стых кошель­ков из «Акцеп­та» — по преж­не­му акту­аль­но и выиг­рыш­но для «ага­шек» из кори­до­ров Адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та выгля­де­ли «кос­мо­по­ли­ты» вро­де Мель­це­ра. Он-то и создал по испы­тан­ной схе­ме подо­бие «Кара­ва­на», но более жест­ко струк­ту­ри­ро­ван­ный и в то же вре­мя более гиб­кий (под любые запро­сы, услов­но гово­ря, насту­пив­шей совре­мен­но­сти). Такая деталь — в гил­ле­ров­ском «Кара­ване» успе­ло пора­бо­тать неимо­вер­ное коли­че­ство жур­на­ли­стов (и совет­ской шко­лы и тех, кто впер­вые поню­хал жур­на­лист­ской доли). Зато в новом таб­ло­и­де костяк кол­лек­ти­ва с пер­вых дней созда­ния по сей день прак­ти­че­ски не менял­ся. Это уже не редак­ция, это каста и как писал один из ныне исчез­нув­ших сай­тов, посвя­щен­ных казах­стан­ской тема­ти­ке – есть «поле­вой коман­дир» И.Мельцер и, соот­вет­ствен­но, его «бое­ви­ки». В этом смыс­ле коман­да Мель­це­ра поис­ти­не высо­ко­про­фес­си­о­наль­на и спа­ян­на как ни одна дру­гая, и она удоб­на вся­ко­му, у кого есть пра­во и сред­ства его нанять. Даже бра­тья Шухо­вы не име­ют тако­го «арсе­на­ла» и когда ста­но­вит­ся горя­чо, им самим порой при­хо­дит­ся брать­ся за сти­ло. Но это одна сто­ро­на вопроса.

Если бы не собы­тия про­шло­го года, вопрос о попу­ляр­но­сти газе­ты не сто­ял бы. Точ­нее, он был бы чисто тео­ре­ти­че­ским, посколь­ку невоз­мож­но на прак­ти­ке про­ве­рить ни одну точ­ку зре­ния, для это­го пона­до­би­лись бы серьез­ные социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. Све­де­ния о тира­жах «Вре­ме­ни» без­мер­но завы­ше­ны (при­мер­но раза в два), но даже эта инфор­ма­ция ниче­го не дока­зы­ва­ет. На местах в реги­о­нах мно­гие алма­тин­ские газе­ты, в том чис­ле и «Вре­мя» (и «Кара­ван»…) уже дав­но усту­па­ют мест­ным таб­ло­и­дам – в Акто­бе «Диа­па­зо­ну», в Астане – «Инфо-Цесс». И вот, Игорь Мель­цер и глав­ный спон­сор газе­ты «Каз­ком­мерц­банк» про­кру­ти­ли интри­гу, в ходе кото­рой у газе­ты яко­бы объ­явил­ся новый хозя­ин, кото­рый поже­лал назна­чить редак­то­ром Бигель­ды Габ­дул­ли­на (редак­тор «Centra Asia Monitor», за кото­рой, по слу­хам, сто­ит Нур­тай Абы­ка­ев, а по дру­гой вер­сии — ЕПА). Эта интри­га, как пред­став­ля­ет­ся, пре­сле­до­ва­ла две важ­ные цели – во-пер­вых, дистан­ци­ро­вать «Вре­мя» от «Каз­ко­ма», во-вто­рых, серьез­но отре­кла­ми­ро­вать пожух­лый брэнд. Пер­вое было необ­хо­ди­мо Нур­жа­ну Суб­хан­бер­ди­ну – в свя­зи с серьез­ным напря­же­ни­ем внут­ри­по­ли­ти­че­ской обста­нов­ки (убий­ство А.Сарсенбаева, под­го­тов­ка к про­ве­де­нию опе­ра­ции «Пре­ем­ник») пря­мое ассо­ци­и­ро­ва­ние как бы оппо­зи­ци­он­но­го «Вре­ме­ни» с «Каз­ко­мом» толь­ко вре­ди­ло веду­ще­му бан­ку. Вто­рое – самой газе­те, уже поряд­ком выдохшейся.

Одна­ко гром­кое медиа-сопро­вож­де­ние этой акции было пустым выхло­пом – обще­ствен­ность не торо­пи­лась засту­пить­ся за газе­ту, повто­ре­ние рос­сий­ской исто­рии с закры­ти­ем НТВ не состо­я­лось. Зато это доста­точ­но близ­ко, почти зер­каль­но напом­ни­ло исто­рию, слу­чив­шу­ю­ся с шухов­ским «Кара­ва­ном» в 2001 году. То есть, отчет­ли­во про­яви­лось напле­ва­тель­ское отно­ше­ние чита­те­лей к коман­де газе­ты «Вре­мя» — «ушли, ну и хрен с ними». Как гово­рят на Чукот­ке: «Одна­ко, тен­ден­ция». Сле­до­ва­тель­но, чита­те­ля в газе­те «Вре­мя» не инте­ре­су­ет ее про­оп­по­зи­ци­он­ность – толь­ко «жел­тая» часть, «клуб­нич­ка» и про­грам­ма теле­пе­ре­дач. А это те кате­го­рии, за кото­рые никто не пой­дет митин­го­вать на пло­щадь. Это­го «добра» хва­та­ет с лих­вой и в иных газе­тах. В том чис­ле и на госу­дар­ствен­ном языке.

Кро­ме того, про­ис­хо­дит неуклон­ная и есте­ствен­ная каза­хи­за­ция обще­ства, в том смыс­ле, что основ­ны­ми потре­би­те­ля­ми рус­ско­языч­ной печат­ной и теле­про­дук­ции ста­но­вят­ся опять же пред­ста­ви­те­ли титуль­ной нации. Такое поло­же­ние вещей не мог­ло не изме­нить мен­та­ли­тет чита­тель­ской ауди­то­рии в целом. И «евро­по­цен­трич­но­му» «Вре­ме­ни», в этой свя­зи уже нече­го ска­зать, по боль­шо­му сче­ту, обнов­лен­но­му чита­те­лю. По сути, этот кри­зис явля­ет­ся уни­вер­саль­ным для всей казах­стан­ской прес­сы, но в слу­чае со «Вре­ме­нем» это про­яви­лось наи­бо­лее ярко.

Выше­опи­сан­ная кон­спи­ро­ло­ги­че­ская интри­га нагляд­но пока­за­ла, что газе­та для казах­стан­цев не более чем про­сто буль­вар­ное чти­во, а не гло­ток сво­бо­ды, как высо­ко­пар­но выра­жа­лись мно­гие оппо­зи­ци­он­ные дея­те­ли и жур­на­ли­сты, ком­мен­ти­руя лет­ние собы­тия. В под­твер­жде­ние сво­их слов при­ве­дем мне­ние извест­ной казах­стан­ской жур­на­лист­ки Айгуль Ома­ро­вой, кото­рая ока­за­лась чуть ли не един­ствен­ной в те дни, кто вслед ухо­дя­щим раз­ра­зил­ся не моно­ло­гом о «судь­бах демо­кра­тии», а посмот­рел на ситу­а­цию на ред­кость (для это­го авто­ра) здра­во и тра­ди­ци­он­но едко:

«…Поче­му же про­да­жа «Вре­ме­ни» вызва­ла такой ажи­о­таж? Воз­мож­но, пото­му что шуми­ха на руку «звезд­но­му соста­ву жур­на­ли­стов газе­ты». Ведь даже тот же Вик­тор Верк при­знал­ся в интер­вью 31-му кана­лу, дескать, сами жур­на­ли­сты пони­ма­ли, что с газе­той надо что-то делать, посколь­ку она оста­но­ви­лась в сво­ем раз­ви­тии. М‑да, ну что тут ска­жешь…. Вро­де о том же гово­рит и новый глав­ный редак­тор Бигел­дь­дин Габ­ду­лин: «Газе­та извест­ная, рас­кру­чен­ный бренд. Но, к сожа­ле­нию, она выдох­лась, газе­та прак­ти­че­ски ни о чем». И в том же интер­вью газе­те «Тасжар­ган» г‑н Габ­ду­лин при­во­дит свой раз­го­вор с Иго­рем Мель­це­рем, быв­шим глав­ным редак­то­ром: «… за послед­ние 5 меся­цев газе­та жда­ла каж­дый день ново­го редак­то­ра. Каж­дый день они жда­ли сме­ны: до ина­у­гу­ра­ции пре­зи­ден­та, жда­ли после, пото­му они выдох­лись от ожи­да­ния. И Мель­цер мне ска­зал, что, мол, хоро­шо, что это, нако­нец, слу­чи­лось. Пото­му что, гово­рит, «мы исчер­па­ли себя». Может, с новой пло­щад­ки нам ста­нет, мол, легче».

Ну, если сам преж­ний глав­ный редак­тор согла­сен с пре­тен­зи­я­ми новых хозя­ев газе­ты, какие ж тогда пре­тен­зии к ново­му глав­но­му редак­то­ру? Кста­ти, вслед за Бигель­ди­ном Габ­ду­ли­ным глав­ным ньюсмей­ке­ром на про­шед­шей неде­ле стал и поли­ти­че­ский обо­зре­ва­тель «Вре­ме­ни» Вик­тор Верк. Не счесть интер­вью и ком­мен­та­ри­ев, каких он раз­дал за послед­ние дни. Читая неко­то­рые, при­хо­дишь к мыс­ли: дежа вю-то вокруг нас. То ли «звезд­ный состав «Вре­ме­ни» отвык кого-либо слу­шать и читать, то ли с логи­кой все­гда был не в ладах. Если Бигель­дин Габ­ду­лин пыта­ет­ся гово­рить о про­фес­си­о­наль­ных вещах, может, прав­да, не все­гда изящ­но, то его оппо­нен­ты то и дело пере­хо­дят на лич­но­сти. Ска­жем, Вик­тор Верк заяв­ля­ет: «Зна­е­те, я не могу гово­рить о себе, как о сугу­бо прин­ци­пи­аль­ном чело­ве­ке, но те прин­ци­пы, кото­рых я при­дер­жи­ва­юсь, незыб­ле­мы. На мой взгляд, Бигель­ды пере­сту­пил даже осно­во­по­ла­га­ю­щие прин­ци­пы, и это меня силь­но насто­ра­жи­ва­ет». О каких прин­ци­пах гово­рит чело­век, про­ра­бо­тав­ший в изда­нии, кото­рое все­гда уме­ло нала­жи­вать отно­ше­ния и с вла­стью, точ­нее, с отдель­ны­ми ее пред­ста­ви­те­ля­ми, и в послед­нее вре­мя с оппо­зи­ци­ей?! Может, все дело в том, что Бигель­дин Габ­ду­лин – казах и тем, кто ухо­дит, нелег­ко при­вык­нуть к той мыс­ли, что «какой-то казах сде­лал их, мэтров»…

В про­фес­си­о­наль­ном отно­ше­нии вряд ли г‑н Габ­ду­лин хуже Иго­ря Мель­це­ра, назван­но­го Гуль­жан Ерга­ли­е­вой «талант­ли­вым жур­на­ли­стом-мене­дже­ром, создав­шим несколь­ко успеш­ных про­ек­тов». Инте­рес­но, какие такие «успеш­ные про­ек­ты» созда­вал Игорь Мель­цер, если, кро­ме «Вре­ме­ни» на ум ничто не при­хо­дит? У Бигель­ди­на Габ­ду­ли­на послуж­ной спи­сок в этом отно­ше­нии и то бога­че: «Новое поко­ле­ние», «XXI век» и «Central Asia Monitor». Не можем же мы все­рьез рас­смат­ри­вать в каче­стве тако­го про­ек­та «Кара­ван», кото­рым руко­во­дил Игорь Мель­цер после того, как его поки­нул осно­ва­тель Борис Гил­лер. Да и само «Вре­мя» по боль­шо­му сче­ту не пред­став­ля­ло собой не что иное, как клон того же «Кара­ва­на». Оно и состав­ле­но по тому же прин­ци­пу, что и «Кара­ван»: немно­го жел­тиз­ны, чуточ­ку поли­ти­ки, щепот­ку псев­до­на­род­ных исто­рий, выши­ба­ю­щих сле­зу, и т.д. По это­му пово­ду Вик­тор Верк утвер­жда­ет: «оче­вид­но, что толь­ко «жел­то­ва­тый» фор­мат изда­ния, где обще­ствен­но-поли­ти­че­ская тема­ти­ка сосед­ству­ет с мате­ри­а­ла­ми раз­вле­ка­тель­но­го харак­те­ра, поз­во­ля­ет про­ек­ту быть ком­мер­че­ски целе­со­об­раз­ным. Давай­те при­зна­ем, что до насто­я­ще­го момен­та газе­та «Вре­мя» была един­ствен­ным в стране изда­ни­ем, кото­рое полу­ча­ло при­быль». Мож­но поспо­рить и с самим утвер­жде­ни­ем, и с тем, что «Вре­мя» явля­лось един­ствен­ным изда­ни­ем, кото­рое полу­ча­ло при­быль. Но это пусть оста­нет­ся на сове­сти само­го Вик­то­ра Вер­ка и преж­них руко­во­ди­те­лей «Вре­ме­ни». Зато мож­но согла­сить­ся с новым глав­ным редак­то­ром, что «дизайн надо менять. 

Посмот­ри­те на эту газе­ту! Это же какой-то калей­до­скоп, где пре­ва­ли­ру­ют неболь­шие замет­ки! Что это? Это же еже­не­дель­ная газе­та». Об этом же гово­рил и извест­ный сете­вой дизай­нер из Рос­сии Арте­мий Лебе­дев, назвав­ший «Вре­мя» рас­крас­кой…». Про­сти­те за про­стран­ную цита­ту, но она того сто­ит. Вер­нем­ся к газе­те «Вре­мя». Ее костяк – самое закры­тое жур­на­лист­ское сооб­ще­ство. Почти что каста. Но это отнюдь не брезг­ли­вые люди, во вре­мя послед­не­го сезо­на «поли­ти­че­ско­го чеса» кое-кто мог нагнуть­ся за «зака­зу­хой» ценой в дол­ла­ров три­ста. При­чем ради­ус «стрель­бы» про­сто необъ­ят­ный – под «луч­шие перья» стра­ны может уго­дить любой. Порой это выгля­дит так: в одном слу­чае вид­ный оппо­зи­ци­о­нер высту­па­ет в роли умно­го и прин­ци­пи­аль­но­го респон­ден­та на стра­ни­цах «Вре­ме­ни», но потом сам интер­вью­ер или его кол­ле­га могут раз­ма­зать (!) бли­ста­тель­но­го героя «Вре­ме­ни» за дежур­ные три­ста бак­сов, но есте­ствен­но, под псев­до­ни­ма­ми и уже для дру­гих изда­ний. Мы уже писа­ли о том, что имен­но неко­то­рые чле­ны коман­ды Мель­це­ра вая­ли мате­ри­а­лы для одно­го зна­ме­ни­то­го сай­та, с кото­ро­го начал­ся весь сыр-бор глу­бо­кой осе­нью 2001 года. Надо думать, что сум­мы тогдаш­не­го «лева­ка» были не с дву­мя нулями…

Оппозиционные СМИ

Корот­ко об оппо­зи­ци­он­ных СМИ, жур­на­ли­стам кото­рых, на самом деле, при­хо­дит­ся не слад­ко, в то вре­мя как их началь­ни­ков, людь­ми бед­ны­ми назвать язык не повернется. 

Отряд про­оп­по­зи­ци­он­ной прес­сы доста­точ­но мощен – это «Тасжар­ган», «Сво­бо­да сло­ва», «Алма­ты-Инфо», «Азат», и «нагыз-акжо­лов­ские» «Эпо­ха» и «Апта кз». Кон­тент этих изда­ний рас­смат­ри­вать подроб­но нет смыс­ла, посколь­ку (за неболь­шим исклю­че­ни­ем, вро­де «Алма­ты-Инфо») он схож и неоригинален. 

Тоталь­ное непри­я­тие пра­вя­ще­го режи­ма, тоталь­ная кри­ти­ка. У кого-то это выхо­дит более талант­ли­во и зани­ма­тель­нее, у кого-то — менее. Широ­кой инфор­ма­ци­он­ной палит­ры прак­ти­че­ски нет. Что каса­ет­ся зара­бот­ков, то с этим получ­ше обсто­ит дело у жур­на­ли­стов «Рес­пуб­ли­ки», оно и неуди­ви­тель­но, за газе­той сто­ит Мух­тар Абля­зов, кото­рый, в отли­чие от неко­то­рых оли­гар­хов из пер­во­на­чаль­но­го спис­ка ДВК, не ску­пит­ся на зара­бот­ные платы. 

Поэто­му в «Рес­пуб­ли­ку» тянут­ся мно­гие оппо­зи­ци­он­ные (и не толь­ко оппо­зи­ци­он­ные) жур­на­ли­сты в надеж­де сорвать гоно­рар. В резуль­та­те «Рес­пуб­ли­ка» может поз­во­лить себе даже сма­ни­вать жур­на­ли­стов из про­власт­ных газет, как, напри­мер, вышло с моло­дым анти­г­ло­ба­ли­стом Сер­ге­ем Зеле­пу­хи­ным, при­шед­шим в оппо­зи­ци­он­ную газе­ту из «Мега­по­ли­са». Из цен­трист­ско­го «Нач­нем с поне­дель­ни­ка» (кура­тор – отстав­ной госде­я­тель Бал­таш Тур­сум­ба­ев) туда ушел и не хва­тав­ший звезд с неба Роман Ива­нов (экс-«Мегаполис»). «Рес­пуб­ли­ка» — наи­бо­лее респек­та­бель­ный про­ект из всей оппо­зи­ци­он­ной прес­сы, и он далек по уров­ню мастер­ства жур­на­ли­стов от про­чих сво­их сорат­ни­ков, кото­рые боль­ше напо­ми­на­ют бое­вые лист­ки. Но при всем этом в мате­ри­а­лах «Рес­пуб­ли­ки» еще мень­ше объ­ек­тив­ной жур­на­ли­сти­ки, если гово­рить о поли­ти­че­ской части (а есть еще доб­рот­ная эко­но­ми­че­ская ана­ли­ти­ка), неже­ли в газе­тах по ту сто­ро­ну бар­ри­кад. Фак­ты пере­дер­ги­ва­ют­ся и под­го­ня­ют­ся под одну зада­чу – кри­ти­ку Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва, отдель­ных чинов­ни­ков. При­чем газе­та не чура­ет­ся и зака­зов на ту или иную пер­со­ну. Так, напри­мер, газе­та три года систе­ма­ти­че­ски куса­ла Иман­га­ли Тас­ма­гам­бе­то­ва. Еще один заказ — на руко­вод­ство НК «Казах­стан Темир Жолы» — посту­пил в свое вре­мя от Була­та Уте­му­ра­то­ва через Алтын­бе­ка Сар­сен­ба­е­ва. То, что оппо­зи­ци­он­ная газе­та не постес­ня­лась взять день­ги от одно­го из апо­ло­ге­тов режи­ма, сви­де­тель­ству­ет о вопи­ю­щей кор­рум­пи­ро­ван­но­сти медиа-мене­дже­ров оппо­зи­ции. Или, наобо­рот – о высо­чай­шей лабиль­но­сти в целом всей казах­стан­ской жур­на­ли­сти­ки, где пра­вит бал его вели­че­ство капи­тал: «Кто девуш­ку ужи­на­ет, тот ее и танцует».

Еще раз отме­тим, что про­оп­по­зи­ци­он­ные СМИ на обо­их язы­ках (русск. и каз.) состав­ля­ют доволь­но вну­ши­тель­ный пул.

Ежедневные газеты

По насто­я­ще­му еже­днев­ны­ми газе­та­ми, то есть, выхо­дя­щи­ми пять раз в неде­лю, явля­ют­ся «Экс­пресс К» и «Литер».

Газе­та «Экс­пресс К» при­над­ле­жит груп­пе ЕПА, одна­ко уже не пер­вый год ходят слу­хи, что Алек­сандр Маш­ке­вич наме­рен про­дать газе­ту или пре­кра­тить ее финан­си­ро­ва­ние. С одной сто­ро­ны оли­гар­ха, кото­рый не рас­счи­ты­ва­ет всту­пить в борь­бу за пре­зи­дент­ское крес­ло, не дол­жен инте­ре­со­вать инстру­мен­та­рий воз­дей­ствия на мас­со­вое созна­ние. Инфор­ма­ци­он­ные ата­ки на неугод­ных чинов­ни­ков (как в слу­чае с его вой­ной про­тив Зей­нул­лы Каким­жа­но­ва, кото­рую вела коман­да Шах­но­ви­ча) и кон­ку­рен­тов по биз­не­су (как в исто­рии с «Каз­ком­мерц­бан­ком», где спле­лись не толь­ко вопро­сы биз­не­са, но и поли­ти­че­ское зада­ние из Аста­ны) мож­но совер­шать и со стра­ниц дру­гих казах­стан­ских газет, это все рав­но было бы дешев­ле, чем содер­жать для сво­их ред­ких атак соб­ствен­ную газе­ту, да еще и еже­днев­ную. И если рань­ше «Экс­пресс К» инфор­ма­ци­он­но под­дер­жи­вал Граж­дан­скую пар­тию, то теперь, когда ГПК рас­тво­рил­ся в «Нур-Отане» и эта функ­ция еже­днев­ки само­ис­па­ри­лась. Таким обра­зом, вполне веро­ят­но, что слу­хи о гря­ду­щей смер­ти одной из ста­рей­ших газет стра­ны (быв­шая «Ленин­ская сме­на» про­жи­ла уже более вось­ми­де­ся­ти лет!) вско­ре под­твер­дят­ся. Нега­тив­ную рекла­му газе­те сотво­рил Игорь Шах­но­вич, два года назад бур­но и пуб­лич­но рас­став­шись с А. Маш­ке­ви­чем, уве­дя при этом свою коман­ду в хол­динг «31 канал». С дру­гой сто­ро­ны такой рас­кру­чен­ный брэнд может кого-то и при­влечь в канун гря­ду­щих поли­ти­че­ских битв. Коман­да, име­ю­ща­я­ся в нали­чии, вполне дееспособна.

«Литер» счи­та­ет­ся про­ек­том наци­о­наль­ной ком­па­нии «Казах­стан Темир Жолы», но это утвер­жде­ние вер­но лишь отча­сти. Дей­стви­тель­но, КТЖ явля­ет­ся учре­ди­те­лем «Лите­ра» и его казах­ско­го близ­не­ца газе­ты «Айкын», одна­ко ком­па­ния – все­го лишь один из спон­со­ров про­ек­та, и редак­ци­он­ную поли­ти­ку опре­де­ля­ет не она. Редак­ци­он­ная поли­ти­ка «Лите­ра» и «Айкы­на» вер­шит­ся в Адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та, и ею же обес­пе­чи­ва­ет­ся основ­ная финан­со­вая под­держ­ка газет. День­ги посту­па­ют по тен­де­рам от пра­ви­тель­ства и за рабо­ту над «Бюл­ле­те­нем гос­за­ку­пок». Это изда­ние рань­ше про­из­во­ди­лось кол­лек­ти­вом «Экс­пресс К», одна­ко послед­ние годы тен­де­ры на про­из­вод­ство «Бюл­ле­те­ня» неиз­мен­но выиг­ры­ва­ет «Литер», лишая сво­их кон­ку­рен­тов мощ­ной финан­со­вой под­держ­ки. Пер­вый про­иг­рыш в борь­бе за эту золо­тую жилу выну­дил руко­вод­ство «Экс­пресс К» раз­вя­зать инфор­ма­ци­он­ную вой­ну про­тив «Лите­ра». Одна­ко «Бюл­ле­тень» все же попал в руки Ерла­на Бек­хо­жи­на. Сын вид­но­го поэта-фрон­то­ви­ка (ныне покой­но­го) Хали­жа­на Бек­хо­жи­на и зять извест­но­го дея­те­ля казах­стан­ской куль­ту­ры, писа­те­ля Аки­ма Тара­зи, начи­нав­ший спор­тив­ным теле­жур­на­ли­стом ныне явля­ет­ся гене­раль­ным дирек­то­ром ТОО «Литер Media». Одна­ко, вопре­ки его высо­ко­му поло­же­нию, связь с АП обес­пе­чи­ва­ет не он, а Лев Тара­ков, быв­ший дирек­тор КИСИ, быв­ший вице-министр инфор­ма­ции и обще­ствен­но­го согла­сия, быв­ший руко­во­ди­тель пресс-служ­бы Пре­зи­ден­та РК, быв­ший дипло­мат и, нако­нец, быв­ший спи­чрай­тер Алтын­бе­ка Сар­сен­ба­е­ва пери­о­да воз­вра­ще­ния послед­не­го из Моск­вы. При­зна­ком того, что у «Лите­ра» пло­хи дела, ста­нет уход видав­ше­го виды Ары­ста­на (по-казах­ски — Лев) из этой компании.

Несмот­ря на необык­но­вен­ную теку­честь кад­ров — сме­ни­лось несколь­ко жур­на­лист­ских соста­вов, в газе­те уже тре­тий глав­ный редак­тор, моло­дой и мало­из­вест­ный Вик­тор Бара­нов, до того рабо­тав­ший в газе­те «МК в Казах­стане» (он удач­но пере­шел в «Литер», что­бы занять крес­ло редак­то­ра, когда с это­го поста был уво­лен Расул Шбин­та­ев, ныне заме­сти­тель глав­но­го редак­то­ра «Экс­пресс К») — «Литер» оправ­ды­ва­ет свое желез­но­до­рож­ное назва­ние. Он дви­жет­ся доста­точ­но ров­но, име­ет высо­кий индекс цити­ро­ва­ния, уве­рен­но занял свою нишу. Ина­че гово­ря — свою функ­ци­о­наль­ную зада­чу в каче­стве еже­днев­ной газе­ты, судя по все­му, выполняет.

II. КАЗАХСКОЯЗЫЧНЫЕ СМИ

Казах­ско­языч­ные СМИ объ­ек­тив­но постра­да­ли после полу­че­ния суве­ре­ни­те­та. Если откры­тие эпо­хи рыноч­ной эко­но­ми­ки сра­зу же яви­ли миру ком­мер­че­ские теле­ка­на­лы и печат­ные изда­ния на рус­ском язы­ке, а жур­на­лист­ский кор­пус рес­пуб­ли­ки пишу­щий на рус­ском язы­ке доволь­но быст­ро адап­ти­ро­вал­ся под новые усло­вия, то казах­ско­языч­ные жур­на­ли­сты про­сто поте­ря­лись, мож­но ска­зать, в бук­валь­ном смыс­ле ока­за­лись на обо­чине новой жиз­ни. Пара­докс, но все было имен­но так.

Казах­ско­языч­ные СМИ в совет­ское вре­мя жили доста­точ­но непло­хо и глав­ной спе­ци­фи­че­ской осо­бен­но­стью было то, что в прес­се боль­шое вли­я­ние име­ли писа­те­ли и поэты. Совет­ская идео­ло­гия кор­ми­ла Союз Писа­те­лей фун­да­мен­таль­нее, чем Союз Жур­на­ли­стов и власть пер­вых, на уровне вопро­са, кто же дол­жен быть глав­ным реадк­то­ром, глав­ным обра­зом, решал­ся в их поль­зу. Жур­на­ли­сты были млад­ши­ми бра­тья­ми писа­те­лей, а мож­но было дать и иное опре­де­ле­ние – казах­ский жур­на­лист являл­ся в мас­се сво­ей не полу­чив­шим­ся поэтом или писа­те­лем. Соци­аль­ный ста­тус чле­на Сою­за Писа­те­лей был одним из глав­ных казах­ских «мечт». Любой ауль­ный паре­нек у кото­ро­го в пла­нах было заво­е­ва­ние сто­ли­цы КазССР хотел стать наря­ду с боль­шим совет­ско-пар­тий­ным началь­ни­ком, про­ку­ро­ром, арти­стом, преж­де все­го — Писа­те­лем. Билет чле­на СП — это был про­пуск в выс­ший соци­аль­ный слой. Это квар­ти­ра, гоно­ра­ры. Писа­тель­ская сре­да так же была пита­тель­ной сре­дой для казах­ских нефор­маль­ных, но тем не менее, вполне реаль­ных вза­и­мот­но­ше­ний внут­ри этно­са – речь идет о родо-пле­мен­ном и жузов­ском сопер­ни­че­стве. И это тоже была опо­сре­до­ван­ная бит­ва за бла­га – пусть во гла­ве како­го-нибудь изда­ния сидит мой «ага», мой зем­ляк. Глав­ный редак­тор даже рай­он­ной газе­ты из како­го-нибудь Урю­пин­ска, Аягу­за в эпо­ху СССР – это была фигу­ра. Глав­ный же редак­тор казах­ско­языч­ной газе­ты или бери выше, жур­на­ла – это был почти полу­бог: пер­со­наль­ная маши­на от Совет­ской вла­сти, авто­ма­ти­че­ское реше­ние жилищ­но­го вопро­са, еже­год­ные путев­ки на луч­шие курор­ты и …боль­шие тене­вые воз­мож­но­сти в кру­гу соро­ди­чей (Азия‑с, одним сло­вом). В теку­щую эпо­ху мало что изме­ни­лось. Допу­стим, когда дол­гое вре­мя мини­стром инфор­ма­ции, потом пред­се­да­те­лем Сов­беза, потом Послом РК в РФ был Алтын­бек Сар­сен­ба­ев, его брат Рыс­бек, ныне всем извест­ный как оппо­зи­ци­о­нер, до само­го ухо­да сво­е­го бра­та в оппо­зи­цию имел очень высо­кую и весь­ма спо­кой­ную (ни за что не отве­чал) долж­ность в глав­ной офи­ци­оз­ной газе­те на госу­дар­ствен­ном язы­ке – «Еге­мен Казакстан»…

В пер­вые годы суве­ре­ни­те­та казах­ско­языч­ные газе­ты про­сто захле­бы­ва­лись от вос­тор­га, были пол­ны мате­ри­а­лов исто­ри­че­ско­го и идео­ло­ги­че­ско­го харак­те­ра, т.е. повто­ря­ли путь, кото­рый рус­ская печать про­шла еще в годы гор­ба­чев­ской пере­строй­ки. Но если потом рус­ско­язы­чыне СМИ диф­фе­рен­ци­ро­ва­лись, раз­ви­ва­лись под запро­сы воз­ни­кав­ше­го на гла­зах обще­ства потреб­ле­ния, то казах­ско­языч­ные в сво­ем упо­е­нии степ­ной исто­ри­ей, жиз­не­опи­са­ни­ем ханов, баты­ров застря­ли в сред­не­ве­ко­вье и в ито­ге ока­за­лись некон­ку­рент­но­спо­соб­ны­ми отно­си­тель­но раз­но­об­раз­ной рус­ско­языч­ной прес­сы и новых обще­ствен­но-соци­аль­ных вызовов.

К тому же как бы вдруг выяс­ни­лось сле­ду­ю­щее — суве­ренн­ное госу­дар­ство хлад­но­кров­но уре­за­ет все бюд­же­ты, преж­де все­го на бюд­жет­ную прес­су и куль­у­ту­ру, кото­рая тоже сидит на госдо­та­ци­ях. В ито­ге зара­бот­ная пла­та казах­ских жур­на­ли­стов в разы усту­па­ет дохо­дам рус­ско­языч­ных жур­на­ли­стов, а реаль­ное вли­я­ние на обще­ственн­ное мне­ние у казах­ских СМИ, уткнув­ших­ся в свой закры­тый мирок, весь­ма и весь­ма сла­бень­кое… На фоне про­цве­та­ю­щих «евре­ев» из ком­мер­че­ско­го «Кара­ва­на» инже­не­ры чело­ве­че­ских душ от титуль­ной нации ока­за­лись чуть ли не на дне соци­аль­ной лест­ни­цы. А тут еще про­бле­мы казах­ско­го язы­ка, кото­рый вме­сто про­цве­та­ния вдруг совсем стал хиреть преж­де все­го в медиа-сфе­ре. Неда­ром пер­вая наци­о­нал-пат­ри­о­ти­че­ская газе­та «Казах­ская прав­да» (учре­ди­тель про­фес­сор мар­скиз­ма-лени­низ­ма Алдан Аим­бе­тов) была изна­чаль­но созда­на на рус­ском язы­ке. На казах­ском она не име­ла бы и деся­той доли выпав­шей на нее популярности.

Рыноч­ные отно­ше­ния сра­зу яви­ли миру всю арха­и­ку и опре­де­лен­ную отста­лость казах­ско­языч­ной обще­ствен­ной мыс­ли, рав­но как и общее отста­ва­ние мате­ри­аль­но-тех­ни­че­ской, тех­но­ло­ги­че­ской базы казах­ско­языч­ных СМИ отно­си­тель­но новых стан­дар­тов в орга­ни­за­ции тру­да совре­мен­но­го журналиста.

Но минул наи­бо­лее тяже­лый этап кри­зи­са, вызван­но­го рас­па­дом СССР, и пра­ви­тель­ство вынуж­де­но было обра­тить­ся к заги­ба­ю­щей­ся казах­ской печа­ти. Тогда, неза­ви­си­мых, т.е. вне гос­бюд­жет­ных изда­ний на гося­зы­ке почти не было, если не счи­тать созда­ние при «Кара­ване» еже­не­дель­ни­ка «Ару­а­на» и поли­ти­че­ских лист­ков вро­де «Азат» (не путать с нынеш­ним одно­имен­ным «лист­ком», тоже «Аза­том») – ни одна из этих газет не дожи­ла и до кон­ца девя­но­стых. Поэто­му для под­дер­жа­ния на пла­ву дота­ци­он­ной прес­сы, министр Алтын­бек Сар­сен­ба­ев орга­ни­зо­вал кор­по­ра­цию «Казак газет­терi», куда вошли все бюд­жет­ные изда­ния, в том чис­ле и на дру­гих наци­о­наль­ных язы­ках (уйгур­ском, корей­ском язы­ках). В соста­ве этой кор­по­ра­ции были и любим­чи­ки мини­стра инфор­ма­ции и обще­ствен­но­го согла­сия – это, преж­де все­го, еже­днев­ная газе­та «Жас Алаш». И по сей день это изда­ние явля­ет­ся как бы «сар­сен­ба­ев­ским» и под­дер­жи­ва­ет пар­тию «Нагыз ак жол» и как утвер­ждал в свое вре­мя депу­тат Серик Абд­рах­ма­нов, по-преж­не­му доти­ру­ет­ся из гос­бюд­же­та. Сего­дня кор­по­ра­цию воз­глав­ля­ет Мере­ке Кулкенов.

Во вто­рой поло­вине девя­но­стых ста­ли появ­лять­ся пер­вые неза­ви­си­мые казах­ско­языч­ные газе­ты. В кон­це девя­но­стых появил­ся оппо­зи­ци­он­ный «DAT», пере­вер­нув­ший все пред­став­ле­ния о воз­мож­но­стях казах­ско­языч­ной печа­ти – это была пер­вая газе­та на госу­дар­ствен­ном язы­ке, кото­рая столь откры­то и бес­по­щад­но обру­ши­лась на дей­ству­ю­щий режим вла­сти. Вооб­ще, надо ска­зать, что оппо­зи­ция со вре­мен Аке­жа­на Каже­гель­ди­на впер­вые ста­ла являть собой аль­тер­на­тив­ный источ­ник финан­си­ро­ва­ния для казах­ско­языч­ной прес­сы… Дру­гой фено­мен — это зна­ме­ни­тые шым­кент­ские «секс-газе­ты». И хотя это тоже было повто­ре­ние задов раз­ви­тия рус­ско­языч­ной прес­сы, но про­цесс, так или ина­че, пошел семи­миль­ны­ми шага­ми. Флаг­ма­ном новой казах­ской прес­сы мож­но счи­тать пер­вый казах­ский таб­ло­ид — «Айгак». В сег­мен­те «серьез­ных» изда­ний, обще­ствен­но-поли­ти­че­ской направ­лен­но­сти взо­шла звез­да еже­не­дель­ни­ка «Алтын орда». При­ме­ча­тель­но, что эти газе­ты были созда­ны в про­вин­ци­аль­ных цен­трах – Шым­кен­те и Акто­бе, но, заявив о сво­ем рес­пуб­ли­кан­ском ста­ту­се, они не уда­ри­ли в грязь лицом. Бур­но стар­то­вав, они быст­ро по тира­жам догна­ли рес­пуб­ли­кан­ские изда­ния тра­ди­ци­он­но, десят­ка­ми лет выхо­див­ши­ми в Алма­ты. Это была тихая рево­лю­ция. Сего­дня нико­го не уди­вишь откры­ти­ем неза­ви­си­мой прес­сы на казах­ском язы­ке. Но, как и в дру­гом ином вари­ан­те, они «неза­ви­си­мы» лишь фор­маль­но – на самом деле, как и любая дру­гая прес­са, она очень и очень зави­си­ма от учре­ди­те­лей и спон­со­ров. Одна­ко если срав­ни­вать с рус­ско­языч­ной прес­сой, казах­ско­языч­ная все-таки на поря­док боль­ше зави­сит от спон­со­ров. Если рус­ско­языч­ный жур­на­лист может до бес­ко­неч­но­сти коче­вать из изда­ния в изда­ние, то это пока что мало­ве­ро­ят­но для его сред­не­ста­ти­сти­че­ско­го казах­ско­языч­но­го кол­ле­ги. Как бы то ни было, общий эко­но­ми­че­ский подъ­ем сыг­рал на руку казах­ско­языч­ным СМИ – госу­дар­ствен­ное вспо­мо­ще­ство­ва­ние ста­ло живи­тель­нее, да и оппо­зи­ция при­вле­ка­ет теперь не толь­ко сред­ства зару­беж­ных фон­дов, но и свои сред­ства, т.к. тот же Каже­гель­дин открыл «моду» на появ­ле­ние в рядах оппо­зи­ции отнюдь не самых «бед­ных» граж­дан РК.

Дан­ный отвле­чен­ный экс­курс был необ­хо­дим, что­бы яснее пред­ста­вить себе мир казах­ско­языч­ной прессы.

Сего­дня казах­ско­языч­ная прес­са уси­лен­но дого­ня­ет рус­ско­языч­ную, она ста­ла на поря­док более вос­тре­бо­ван­ной, ста­ла луч­ше ори­ен­ти­ро­вать­ся в рыноч­ной сти­хии, так, напри­мер, неко­то­рые изда­ния, даже вхо­дя­щие в кор­по­ра­цию, упо­ва­ют не толь­ко на тен­де­ры и гос­под­держ­ку, они ста­ра­ют­ся отхва­тить для себя долю и из дру­гих источ­ни­ков. Допу­стим, ста­рей­ший еже­не­дель­ник эпо­хи суве­ре­ни­те­та «Тур­кiстан» в послед­нее вре­мя актив­но обслу­жи­ва­ет инте­ре­сы НАК «Каза­том­пром». За что полу­чил на оре­хи от «Жас алаш». Как видим, все как у «взрос­лой» рус­ско­языч­ной прес­сы – одни кого-то лоб­би­ру­ют, дру­гие встав­ля­ют пал­ки в коле­са посред­ством анти­ре­кла­мы (если не ска­зать: «чер­но­го пиа­ра»). Доста­точ­но све­жий про­ект «Жас казак» свя­зан с Адми­ни­стра­ци­ей пре­зи­ден­та (гово­рят, что про­ект кури­ру­ет Дар­хан Кале­та­ев) – эту газе­ту воз­глав­ля­ет Тал­гат Еше­ну­лы, про­шед­ший шко­лу «Жас алаш» и Мин­ин­фор­ма вре­мен сар­сен­ба­ев­ско­го прав­ле­ния. «Жас казак унi», реги­стра­цию кото­рой когда-то, мяг­ко гово­ря, затя­ги­вал тогдаш­ний министр Сар­сен­ба­ев, лоб­би­ру­ет Али­ха­на Байменова.

Разу­ме­ет­ся, в мире казах­ско­языч­ной прес­сы вре­мя от вре­ме­ни вспы­хи­ва­ют жузов­ские и родо-пле­мен­ные вой­ны. Неко­то­рые зна­то­ки даже утвер­жда­ют, что, подоб­ные вой­ны нико­гда и не кон­ча­лись, они все­гда шли с той или иной сте­пе­нью нака­ла и раз­ма­ха. Цели в этой войне могут быть самы­ми при­зем­лен­ны­ми, хотя ведут­ся все они во «сла­ву» или « в защи­ту» инте­ре­сов «вели­ко­го» («заби­то­го» — в зави­си­мо­сти от ситу­а­ции) казах­ско­го наро­да. Раз­но­об­ра­зи­ем форм эта внут­ри­ви­до­вая борь­ба прак­ти­че­ски не бле­щет. Сезон теку­ще­го 2007 года озна­ме­но­ван вой­ной меж­ду млад­ше­жу­зов­ским «сек­то­ром» и сред­не­жу­зов­ским. Воз­гла­вив­ший кор­по­ра­цию «Казак газет­терi» Мере­ке Кул­ке­нов один из веду­щих «масте­ров» тако­го рода интриг. Пред­став­ле­ние о таких вой­нах мож­но полу­чить, изу­чив мате­ри­а­лы неко­то­рых казах­стан­ских сай­тов. Заме­тим, исполь­зу­ю­щих для ком­му­ни­ка­ции рус­ский язык. Послед­ние вести с это­го фрон­та гла­сят, что пер­вый сек­ре­тарь Сою­за Писа­те­лей Н.Оразалин (пред­ста­ви­тель Стар­ше­го жуза) пере­гиграл всех сво­их сопер­ни­ков, вклю­чая преж­де все­го М.Кулкенова, воз­вра­щая под свою эги­ду ряд ста­рей­ших изда­ний («Жул­дыз», «Казак эде­би­етi», «Про­стор»). Яко­бы она осно­ве доку­мен­та, под­пи­санн­но­го еще Габи­том Мусре­по­вым он «про­бил» сей вопрос у ново­го пре­мьер-мини­стра стра­ны – Кари­ма Масимова.

III. ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ

Обще­ствен­но-поли­ти­че­ский Интер­нет, име­ю­щий пря­мое и непо­сред­ствен­ное каса­тель­ство к казах­стан­ской дей­стви­тель­но­сти, в кото­ром задей­ство­ва­ны казах­стан­ские же жур­на­лист­ские и экс­перт­ные ресур­сы — еще ждет сво­их иссле­до­ва­те­лей. Так или ина­че, писа­ли о казах­стан­ских сай­тах и дава­ли любо­пыт­ные оцен­ки Андрей Сви­ри­дов, Сер­гей Дува­нов, Сер­гей Бре­лев. Но более или менее систем­ным лето­пис­цем исто­рии казах­стан­ских интер­нет-сай­тов мож­но счи­тать неко­е­го Мак­са­та Тыныш­бая, кото­рый за послед­ние пять-шесть лет напи­сал два круп­ных обзо­ра по казах­стан­ским обще­ствен­но-поли­ти­че­ским сай­там. В 2001 году ста­тья «Вяло­те­ку­щее сай­то­ве­де­ние» (на сай­те Айна) и в 2006 году «Поли­ти­че­ское Интер­нет-про­стран­ство Казах­ста­на» (на сай­те Гео). Обе ста­тьи доступ­ны в Руне­те. Неуди­ви­тель­но, что этот автор и пять лет тому назад и сего­дня, преж­де все­го, отме­ча­ет сайт, кото­рый когда-то назы­вал­ся «Нави­га­тор» (потом Нави, потом Мизинов.net, и, нако­нец, сего­дня – «Зонакз»). Ведь «Зонакз» («Нави­га­тор»), пере­жив­ший кучу исков (и сего­дня нахо­дя­щий­ся под оче­ред­ным иском) оста­ет­ся, с момен­та сво­е­го созда­ния (январь 2000 г.), прак­ти­че­ски самым посе­ща­е­мым ресур­сом. За этот отре­зок вре­ме­ни кану­ли в Лету несколь­ко кре­а­тив­ных про­ек­тов – Айна, Ази­о­па, Туран, Поли­си. Не полу­чил­ся про­ект у Сер­гея Бон­дар­це­ва, скан­даль­но­го рей­де­ра, ото­брав­ше­го у осно­ва­те­ля Интер­нет-газе­ты «Нави­га­тор» Юрия Мизи­но­ва домен­ное имя. «Бон­дар­цев­ский» «Нави­га­тор» про­су­ще­ство­вал счи­тан­ные меся­цы и бес­слав­но исчез с мони­то­ров поль­зо­ва­те­лей. Похо­же заглох такой инте­рес­ный, чисто ана­ли­ти­че­ский ресурс как АPR.WEB (экс­перт­ная груп­па Ерла­на Карина).

И коли­че­ствен­но и каче­ствен­но казах­стан­ский сег­мент Руне­та не идет ни в какое срав­не­ние ни с Рос­си­ей, ни с Укра­и­ной. Хотя такие ресур­сы как Номад и Зона спо­кой­но вхо­дят в первую полу­сот­ню он-лай­но­вых изда­ний Руне­та как тако­во­го вот уже несколь­ко лет под­ряд. На почти­тель­ном отда­ле­нии нахо­дит­ся Диа­лог и казах­ско­языч­ный пор­тал «Казах­ская интер­нет-газе­та». На еще более даль­них рубе­жах от чем­пи­о­нов рей­тин­га обре­та­ет­ся Сая­сат. Но спра­вед­ли­во­сти ради надо ска­зать, что дан­ный сайт одно вре­мя дол­го не обнов­лял­ся и, по сути, он лишь недав­но начал дого­нять осталь­ных в счет­чи­ках поис­ко­вых систем.

Сего­дня, если не счи­тать новост­ных ресур­сов и позна­ва­тель­но­го, совер­шен­но апо­ли­тич­но­го веб-пор­та­ла Алек­сандра Ляхо­ва, поми­мо дол­го­жи­те­лей Зоны и Куба, про­дол­жа­ют рабо­тать Номад, тре­тий год дер­жат­ся Диа­лог и Сая­сат. Изда­ний он-лай­но­во­го про­фи­ля, име­ю­щие ярко выра­жен­ную поли­ти­че­скую состав­ля­ю­щую, опи­ра­ю­щи­е­ся, преж­де все­го, на казах­стан­ский мате­ри­ал, и обла­да­ю­щие хоть какой-то более-менее широ­кой ауди­то­рию, очень мало. Кро­ме толь­ко-толь­ко появив­ших­ся на рын­ке сай­та дело­вой инфор­ма­ции ThinkTank.kz (пер­вый казах­стан­ский инфор­ма­ци­он­но-ана­ли­ти­че­ский пор­тал, на стра­ни­цах кото­ро­го пуб­ли­ку­ют­ся ана­ли­ти­че­ские ста­тьи на акту­аль­ные темы в сфе­ре эко­но­ми­ки, финан­сов, ана­ли­за госу­дар­ствен­ной эко­но­ми­че­ской поли­ти­ки, в том чис­ле внеш­не­эко­но­ми­че­ской дея­тель­но­сти Казах­ста­на, рын­ков сырья, а так­же раз­ви­тия несы­рье­вых отрас­лей эко­но­ми­ки и экс­пор­та про­дук­ции с высо­кой добав­лен­ной сто­и­мо­стью) и аудио-сай­та (тех­но­ло­гия интер­нет-радио) Inkar.Infо — все они нами назва­ны. При­ме­ча­тель­но, что интер­нет-радио Inkar.Info запу­сти­ли оппо­зи­ци­он­ные кру­ги, и если это прав­да, что этим про­ек­том занял­ся Сер­гей Дува­нов, когда-то зани­мав­ший­ся эфир­ным радио, то казах­стан­ская демо­кра­ти­че­ская оппо­зи­ция полу­чи­ла в свой арсе­нал мощ­ное ору­жие. Надо ска­зать, что в Интер­нет власть силь­но про­иг­ры­ва­ет оппо­зи­ции. Допу­стим даже такой спе­ци­фич­ный сайт (тоже доволь­но све­жий на рын­ке) как Russians.kz мож­но пози­ци­о­ни­ро­вать не толь­ко как аген­та вли­я­ния опре­де­лен­ных рос­сий­ских кру­гов (наци­о­нал-пат­ри­о­ти­че­ских), но и в каче­стве оппо­зи­ци­он­но­го тоже. Пото­му что весь кон­тент сай­та постро­ен на нега­тив­ном вос­при­я­тии совре­мен­но­го Казах­ста­на и дей­ству­ю­щей вла­сти. В конеч­ном сче­те, его мож­но клас­си­фи­ци­ро­вать как анти­ка­зах­ский сайт. Вот здесь мы подо­шли к отве­там на вопрос: «кто за кем стоит».

Зона, Куб – это одно­знач­но про­оп­по­зи­ци­он­ные сай­ты, что­бы не гово­ри­ли в свое оправ­да­ние глав­ные лица сай­тов — Юрий Мизи­нов и Рашид Нуг­ма­нов. К ним при­мы­ка­ют дис­кус­си­он­ный клуб в Интер­не­те «Поли­тон». К услу­гам этих сай­тов (кро­ме Куба, хозя­ин кото­ро­го про­жи­ва­ет в Пари­же) все­гда были гран­ты раз­лич­ных меж­ду­на­род­ных фон­дов, «Сорос-Казах­стан» напри­мер. Источ­ни­ки сооб­ща­ют, что посто­ян­ным спон­со­ром Зоны в послед­ние годы явля­ет­ся извест­ный пред­при­ни­ма­тель и оппо­зи­ци­о­нер Булат Аби­лов. Номад, судя по кон­тен­ту, сме­ло мож­но отно­сить к вла­стям. Сюда же мож­но отне­сти и Диа­лог, все послед­ние выбор­ные кам­па­нии мето­дич­но кри­ти­ко­вав­шем оппо­зи­цию. Компромат.кз мол­ва все­гда свя­зы­ва­ла со спец­служ­ба­ми. Наи­бо­лее плю­ра­ли­стич­ным в Каз­не­те, а посе­му наи­бо­лее зага­доч­ным в плане идео­ло­ги­че­ско­го направ­ле­ния, без сомне­ния, явля­ет­ся сайт Гео.

Напо­ми­на­ем, мы оста­но­ви­лись толь­ко на тех сай­тах, кото­рые явля­ют­ся стро­го он-лай­но­вы­ми источ­ни­ка­ми инфор­ма­ции и вклю­ча­ют в себя обще­ствен­но-поли­ти­че­скую тематику.

Сага­ди­ев Алишер

18 мар­та 2007

Geo.kz

архивные статьи по теме

Отомстили за политубежище?

За гранты сел на скамью подсудимых

Владимира Путина сняли с «Квадриги»