-13 C
Астана
26 февраля, 2024
Image default

Короткая жизнь независимых телерадиокомпаний в Казахстане

Осе­нью 1995 года на волне эйфо­рии постро­е­ния неза­ви­си­мо­го и демо­кра­ти­че­ско­го госу­дар­ства на несколь­ких неза­ви­си­мых теле­ра­дио­ка­на­лах в Казах­стане воз­ни­ка­ет и ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре зри­тель­ско­го вни­ма­ния ряд ана­ли­ти­че­ских и дис­кус­си­он­ных про­грамм, преж­де все­го про­грам­ма жур­на­ли­ста Сер­гея Дува­но­ва «Откры­тая зона» на алма­тин­ском теле­ка­на­ле «М» (далее — ТВ «М»). В про­грам­ме предо­став­ля­лась три­бу­на не толь­ко оппо­зи­ци­он­ным поли­ти­кам и неза­ви­си­мым поли­то­ло­гам, но и пред­ста­ви­те­лям вла­стей. Из послед­них частым участ­ни­ком про­грам­мы был совет­ник пре­зи­ден­та стра­ны Ерму­ха­мет Ертысбаев.

Той же осе­нью, в октяб­ре 1995 года, было обра­зо­ва­но Наци­о­наль­ное агент­ство по делам печа­ти и мас­со­вой инфор­ма­ции во гла­ве с Алтын­бе­ком Сар­сен­ба­е­вым. Через год вла­стя­ми с исполь­зо­ва­ни­ем это­го агент­ства был неожи­дан­но про­ве­ден ранее не прак­ти­ко­вав­ший­ся «тен­дер на радио­те­ле­ча­сто­ты», после кото­ро­го неза­ви­си­мые теле­ра­дио­ком­па­нии пре­кра­ти­ли свое существование.

«МАТРОС ЖЕЛЕЗНЯК» В ПРЯМОМ ЭФИРЕ 

Пер­вая боль­шая зачист­ка неза­ви­си­мой прес­сы в суве­рен­ном Казах­стане нача­лась в нояб­ре 1996 года мас­со­вым отклю­че­ни­ем него­су­дар­ствен­ных теле­ка­на­лов и радио­стан­ций. Отклю­че­ние было сде­ла­но под пред­ло­гом неких помех аэро­на­ви­га­ции и дру­гих тех­ни­че­ских при­чин. Неко­то­рые из этих теле­ка­на­лов и радио­стан­ций вер­ну­ли в эфир. Неко­то­рые теле­ра­дио­ка­на­лы не вклю­чи­ли уже нико­гда: речь идёт преж­де все­го о навсе­гда отклю­чен­ном ТВ «М», вспо­ми­на­ет жур­на­лист и исто­рик прес­сы Андрей Свиридов.

Его ука­за­ние выклю­чить эфир пере­дал появив­ший­ся в сту­дии пря­мо­го эфи­ра «мат­рос Желез­няк» — охран­ник телевышки.

«Послед­ний теле­ви­зи­он­ный вечер на этом кана­ле 20 нояб­ря 1996 года завер­шил­ся рос­кош­ным фина­лом. Чрез­вы­чай­ный выпуск „ОТКРЫТОЙ ЗОНЫ“, про­хо­див­ший в виде „круг­ло­го сто­ла“ пре­зи­ден­тов всех неза­ви­си­мых ТРК, был сорван по звон­ку началь­ни­ка теле­выш­ки Д.Кузетова. Его ука­за­ние выклю­чить эфир пере­дал появив­ший­ся в сту­дии пря­мо­го эфи­ра «мат­рос Желез­няк“ — охран­ник теле­выш­ки», — пишет Андрей Сви­ри­дов в сво­ей кни­ге «Про­бле­мы сво­бо­ды и каче­ства казах­стан­ских СМИ, 1995–98».

Этим «мат­ро­сом Желез­ня­ком» ока­зал­ся охран­ник глав­ной теле­ви­зи­он­ной выш­ки стра­ны, рас­по­ло­жен­ной на кра­си­вой горе Кок­то­бе на окра­ине Алма­ты. Слов­но исто­ри­че­ский пер­со­наж, мат­рос Желез­няк, извест­ный тем, что осе­нью 1917 года разо­гнал Учре­ди­тель­ное собра­ние, послед­ний демо­кра­ти­че­ски избран­ный пар­ла­мент Рос­сии, после кото­ро­го власть пол­но­стью пере­шла боль­ше­ви­кам. Охран­ник теле­выш­ки при­ка­зал пре­кра­тить про­грам­му «Откры­тая зона» на осно­ве рас­по­ря­же­ния началь­ни­ка служ­бы охра­ны телевышки.

Фраг­мент пере­да­чи «Откры­тая зона»:

«Пра­во­вым» осно­ва­ни­ем для закры­тия неза­ви­си­мых элек­трон­ных СМИ осе­нью 1996 года ока­за­лось неиз­вест­ное в то вре­мя широ­кой обще­ствен­но­сти поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства, под­пи­сан­ное 15 октяб­ря того же года тогдаш­ним пре­мьер-мини­стром Аке­жа­ном Каже­гель­ди­ным «О госу­дар­ствен­ной меж­ве­дом­ствен­ной комис­сии по радио­ча­сто­там Рес­пуб­ли­ки Казах­стан». Поста­нов­ле­ние так и не было опуб­ли­ко­ва­но в СМИ. Одна­ко о его суще­ство­ва­нии через месяц, 15 нояб­ря, обще­ствен­ность узна­ла от пре­зи­ден­та теле­ра­дио­ком­па­нии «Семей­ный канал» Ири­ны Каци­е­вой: она сооб­щи­ла об этом в газе­те «Пано­ра­ма».

Соглас­но это­му поста­нов­ле­нию, дол­жен был быть про­ве­ден тен­дер на теле- и радио­ча­сто­ты. Одна­ко об этих усло­ви­ях руко­во­ди­те­ли неза­ви­си­мых теле­ра­дио­ком­па­ний не зна­ли почти два меся­ца. И лишь 13 декаб­ря в глав­ной офи­ци­аль­ной газе­те «Казах­стан­ская прав­да» было опуб­ли­ко­ва­но «Кон­курс­ное объ­яв­ле­ние» о том, что меж­ве­дом­ствен­ная комис­сия «объ­яв­ля­ет кон­курс­ное рас­смот­ре­ние пред­ло­же­ний на пра­во поль­зо­ва­ния теле- и радио­ка­на­ла­ми и полу­че­ние лицен­зий по эфир­ной транс­ля­ции теле- и радио­про­грамм в горо­де Алма­ты». Одна­ко к это­му вре­ме­ни неза­ви­си­мые теле­ра­дио­ком­па­нии уже ока­за­лись закрытыми.

«ЭЙФОРИЯ СВОБОДЫ СЛОВА»

В тот пери­од закры­ли не толь­ко про­грам­му Сер­гея Дува­но­ва «Откры­тая зона» на «ТВ М», но и про­грам­му Ири­ны Каци­е­вой «Меж­ду строк» на теле­ка­на­ле КТК и позд­нее на «Семей­ном кана­ле». Так­же была закры­та пере­да­ча «Дис­курс — вре­мя гово­рить», кото­рую на ТВ «М» вела Свет­ла­на Тара­ка­но­ва. Закры­ты были и дру­гие попу­ляр­ные про­грам­мы и в дру­гих теле­ра­дио­ком­па­ни­ях, о чем выс­шие офи­ци­аль­ные чины в тот пери­од исто­рии мог­ли дать ком­мен­та­рии сра­зу, при­чем в раз­вер­ну­том виде.

Сотрудник охраны телевышки «Коктобе» приказывает журналисту телеканала ТВ «М» Сергею Дуванову прекратить программу прямого эфира «Открытая зона». Алматы, 20 ноября 1996 года.

Сотруд­ник охра­ны теле­выш­ки «Кок­то­бе» при­ка­зы­ва­ет жур­на­ли­сту теле­ка­на­ла ТВ «М» Сер­гею Дува­но­ву пре­кра­тить про­грам­му пря­мо­го эфи­ра «Откры­тая зона». Алма­ты, 20 нояб­ря 1996 года.

Так, 8 декаб­ря 1996 года совет­ник пре­зи­ден­та Казах­ста­на Ерму­ха­мет Ерты­с­ба­ев в интер­вью про­грам­ме «Неде­ля» на теле­ка­на­ле «Тотем» попы­тал­ся обос­но­вать необ­хо­ди­мость отклю­че­ния ТВ «М» его «оппо­зи­ци­он­ным харак­те­ром». При этом он, давая харак­те­ри­сти­ку Сер­гею Дува­но­ву и Свет­лане Тара­ка­но­вой, про­вел исто­ри­че­скую парал­лель, заявив, что в их лице он видит «…Лени­на и Кол­лон­тай, кото­рые захва­ти­ли почту и теле­граф и теперь воз­ве­ща­ют о нача­ле рево­лю­ции». 9 декаб­ря в пря­мом эфи­ре про­грам­мы «Меж­ду строк» (на КТК и «Семей­ном кана­ле») пред­се­да­тель комис­сии по пра­вам чело­ве­ка при аппа­ра­те пре­зи­ден­та Казах­ста­на Жума­бек Басур­ма­нов обос­но­вал необ­хо­ди­мость закры­тия про­грам­мы «Откры­тая зона» тем, что там яко­бы дает­ся три­бу­на неже­ла­тель­ным лич­но­стям, сре­ди кото­рых им были назва­ны фами­лии акти­ви­стов рус­ских наци­о­нал-ради­каль­ных дви­же­ний, кото­рые нико­гда не были участ­ни­ка­ми этой про­грам­мы, вспо­ми­на­ет исто­рик прес­сы Андрей Свиридов.

Сер­гей Дува­нов объ­яс­ня­ет при­чи­ну закры­тия неза­ви­си­мых теле­ка­на­лов и его пере­да­чи «Откры­тая зона» тем, что они быст­ро ста­ли попу­ляр­ны­ми — попу­ляр­нее госу­дар­ствен­но­го теле­ка­на­ла «Хабар» и тра­ди­ци­он­но доми­ни­ру­ю­щих в Казах­стане рос­сий­ских СМИ, но при этом ста­ли неугод­ны­ми вла­стям из-за кри­ти­ки в их адрес.

Жур­на­лист Роз­ла­на Тау­ки­на вспо­ми­на­ет, как она вме­сте с ком­па­ньо­ном из Ита­лии учре­ди­ла в нача­ле 1990‑х годов в Казах­стане теле­ра­дио­ка­нал «Тотем» — при этом радио­эфир был запу­щен сра­зу, а теле­эфир еще пусто­вал. И тогда она при­гла­си­ла на теле­ка­нал «Тотем» Сер­гея Дува­но­ва, кото­рый начал вести про­грам­му в пря­мом теле­эфи­ре. Про­грам­ма Дува­но­ва сра­зу ста­ла попу­ляр­ной, вспо­ми­на­ет Таукина.

Там были мини­стры, заме­сти­те­ли мини­стров, началь­ни­ки депар­та­мен­тов: тогда вся поли­ти­че­ская эли­та жила еще в Алма­ты. Есте­ствен­но, они по при­выч­ке не сме­ли отка­зы­вать — в те вре­ме­на еще — прес­се и при­хо­ди­ли на этот эфир.

- В этой сту­дии очень частым гостем был [поли­то­лог] Нур­бо­лат Маса­нов, в этой сту­дии было огром­ное коли­че­ство поли­ти­ков, невзи­рая на их долж­но­сти. Там были мини­стры, заме­сти­те­ли мини­стров, началь­ни­ки депар­та­мен­тов: тогда вся поли­ти­че­ская эли­та жила еще в Алма­ты. Есте­ствен­но, они по при­выч­ке не сме­ли отка­зы­вать — в те вре­ме­на еще — прес­се и при­хо­ди­ли на этот эфир. И эфир этот был очень ост­рым, живо­тре­пе­щу­щим и ино­гда под­ни­мал такие ост­рые темы, кото­рые не все­гда были кор­рект­ны­ми в отно­ше­нии кри­ти­ки. Кри­ти­ка лилась: люди гово­ри­ли всё, что есть на самом деле. Тогда у всех была эйфо­рия сво­бо­ды сло­ва. Все счи­та­ли, что всё мож­но гово­рить теперь — чест­но, откры­то, пря­мо гля­дя в «гла­за» теле­ви­зо­ра, — рас­ска­зы­ва­ет Роз­ла­на Таукина.

В кам­па­нии про­тив неза­ви­си­мо­го теле­ра­дио­эфи­ра топор порой при­ме­нял­ся в пря­мом смыс­ле. Летом 1996 года кто-то пере­ру­бил энер­го­пи­та­ю­щий кабель зда­ния, где нахо­ди­лась теле­ра­дио­ком­па­ния «Тотем», и Сер­гей Дува­нов пере­шел вести свою попу­ляр­ную про­грам­му в зда­ние теле­выш­ки на горе Кок­то­бе на окра­ине Алма­ты, отку­да на часто­те «Тоте­ма» про­дол­жал вести свою про­грам­му «Откры­тая зона» в пря­мом эфи­ре. И где 20 нояб­ря 1996 года ему уже не ста­ли пере­ру­бать кабель, а про­сто выклю­чи­ли рубиль­ник по при­ка­зу сотруд­ни­ка охра­ны теле­выш­ки. Как ока­за­лось, навсегда.

Ори­ги­нал ста­тьи: РАДИО АЗАТТЫК – Казах­ская редак­ция Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

архивные статьи по теме

Нур Отан покрывает насильников Нурсултана

Editor

Айдос Садыков: Хватит с нас узурпации!

Editor

Рабочие хотят встретиться с президентом