28 C
Астана
26 мая, 2022
Image default

Как французский спутниковый оператор помогает поддерживать российскую телевизионную пропаганду в сети

Eutelsat отка­зал­ся запре­тить Рос­сии транс­ли­ро­вать госу­дар­ствен­ные программы.

Вско­ре после того, как Рос­сия ворва­лась в Южную Осе­тию в 2008 году, фак­ти­че­ски аннек­си­ро­вав тер­ри­то­рию сво­е­го южно­го сосе­да, груп­па гру­зин объ­еди­ни­лась, что­бы создать новый рус­ско­языч­ный теле­ка­нал с неза­ви­си­мым от Крем­ля голо­сом: Канал ПИК.

С помо­щью обще­ствен­но­го веща­те­ля Гру­зии они под­пи­са­ли пяти­лет­нее согла­ше­ние с фран­цуз­ским спут­ни­ко­вым опе­ра­то­ром Eutelsat о пере­да­че сво­ей стан­ции на Кав­каз. Все­го через две неде­ли после их запус­ка в 2010 году Eutelsat уве­до­мил ПИК об их пре­кра­ще­нии. Их место на спут­ни­ке было обе­ща­но груп­пе «Газ­пром-медиа», глав­ной опо­ре жест­ко кон­тро­ли­ру­е­мой мос­ков­ской медиа-системы .

Канал ПИК заявил в то вре­мя в заяв­ле­нии , что сага «остав­ля­ет «Интер­спут­ни­ку» и «Газ­пром-Медиа Групп» — обе из кото­рых при­дер­жи­ва­ют­ся редак­ци­он­ной линии Крем­ля — де-факто моно­по­лию спут­ни­ко­во­го веща­ния на рус­ско­языч­ную ауди­то­рию». Канал ПИК через год полу­чит место на дру­гом Eutelsat, но стан­ция столк­ну­лась с труд­но­стя­ми и в 2012 году отключилась.

МОСКВА, РОССИЯ — 18 июля: (RUSSIA OUT) Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин высту­па­ет на Мос­ков­ском урба­ни­сти­че­ском фору­ме 2018 18 июля 2018 года в Москве, Рос­сия. Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Путин посе­тил форум в цен­тре Моск­вы вме­сте с под­дер­жи­ва­е­мым Крем­лем мэром Моск­вы Сер­ге­ем Собя­ни­ным, кото­рый, как ожи­да­ет­ся, будет пере­из­бран. (Фото Миха­и­ла Светлова/Getty Images)

Спу­стя более деся­ти лет Рос­сия вновь пыта­ет­ся укре­пить свою инфор­ма­ци­он­ную геге­мо­нию в реги­оне. И сно­ва Eutelsat дела­ет это воз­мож­ным. Но два экс­пер­та по спут­ни­ко­вой инду­стрии гово­рят, что при­шло вре­мя, когда союз­ни­ки Укра­и­ны акти­ви­зи­ру­ют­ся и заста­вят Eutelsat отдать пред­по­чте­ние реаль­ным репор­та­жам о ситу­а­ции в Укра­ине, а не дез­ин­фор­ма­ции, под­дер­жи­ва­е­мой государством.

«Это не нор­маль­но, что фран­цуз­ский спут­ник исполь­зу­ет­ся для про­па­ган­дист­ской вой­ны, — гово­рит Андре Ланж, один из чле­нов Коми­те­та Дени Дид­ро. Если их пред­ло­же­ния будут при­ня­ты, «это будет бом­ба в мире рос­сий­ских СМИ», — гово­рит Джим Фил­ли­пофф, быв­ший руко­во­ди­тель спут­ни­ко­во­го теле­ви­де­ния и быв­ший гене­раль­ный дирек­тор Kyiv Post. Он дру­гая поло­ви­на Коми­те­та Дидро.

Сфор­ми­ро­ван­ный в мар­те коми­тет Фил­ли­поф­фа и Лан­ге, по сути, име­ет толь­ко одну реко­мен­да­цию: отклю­чить основ­ных рос­сий­ских про­вай­де­ров спут­ни­ко­во­го теле­ви­де­ния от спут­ни­ков Eutelsat и заме­нить их стан­ци­я­ми, пере­да­ю­щи­ми неза­ви­си­мую и заслу­жи­ва­ю­щую дове­рия жур­на­ли­сти­ку в Рос­сию. «Это конеч­ная цель наших уси­лий — фак­ти­че­ски предо­ста­вить аль­тер­на­тив­ные медиа-кана­лы рос­сий­ско­му теле­ви­де­нию, кото­рые не кон­тро­ли­ру­ют­ся рос­сий­ским пра­ви­тель­ством», — ска­зал Фил­ли­пофф WIRED.

Рос­сий­ское теле­ви­де­ние повсе­мест­но и неиз­мен­но под­дер­жи­ва­ет вой­ну про­тив Укра­и­ны, покор­но про­дви­гая офи­ци­аль­ную про­па­ган­ду Моск­вы — и слиш­ком часто — дез­ин­фор­ма­цию . Спут­ни­ко­вое теле­ви­де­ние осо­бен­но важ­но, осо­бен­но для рай­о­нов с пло­хой широ­ко­по­лос­ной свя­зью. По оцен­кам Сове­та Евро­пы, око­ло 30 про­цен­тов рос­сий­ских домо­хо­зяйств пла­тят за спут­ни­ко­вое теле­ви­де­ние. По сло­вам Фил­ли­поф­фа, око­ло поло­ви­ны жите­лей стра­ны име­ют дома спут­ни­ко­вые тарелки.

Эти тарел­ки в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни отка­либ­ро­ва­ны для при­е­ма сиг­на­лов с пяти спут­ни­ков, кото­ры­ми управ­ля­ет Eutelsat. Два наи­бо­лее важ­ных спут­ни­ка нахо­дят­ся на орби­те 36° восточ­ной дол­го­ты, обес­пе­чи­вая покры­тие боль­шей части Восточ­ной Евро­пы и запад­ной части Рос­сии: один, 36B, при­над­ле­жит непо­сред­ствен­но Eutelsat; дру­гой, 36C, при­над­ле­жит рос­сий­ско­му пра­ви­тель­ству и сда­ет­ся в арен­ду ком­па­нии Eutelsat, кото­рая, в свою оче­редь, сда­ет пло­ща­ди рос­сий­ским теле­о­пе­ра­то­рам. Осталь­ные три спут­ни­ка при­над­ле­жат непо­сред­ствен­но Рос­сии, но управ­ля­ют­ся Eutelsat и охва­ты­ва­ют цен­траль­ную, север­ную и восточ­ную часть России.

Два рос­сий­ских опе­ра­то­ра, кото­рые пола­га­ют­ся на эти спут­ни­ки, Три­ко­лор и НТВ+, транс­ли­ру­ют мно­же­ство рос­сий­ских, евро­пей­ских и аме­ри­кан­ских кана­лов, от ура-пат­ри­о­ти­че­ских ново­стей, транс­ли­ру­е­мых Пер­вым кана­лом, до сетей, при­над­ле­жа­щих Disney. Несколь­ко кана­лов исчез­ли из этих паке­тов в послед­ние меся­цы. Неко­то­рые, напри­мер CNN, пре­кра­ти­ли веща­ние после того, как всту­пи­ли в силу новые зако­ны о цен­зу­ре СМИ; дру­гие, такие как Euronews, были пре­кра­ще­ны Кремлем.

Коми­тет Дид­ро заяв­ля­ет, что если Eutelsat убе­рет со сво­е­го спут­ни­ка две рос­сий­ские теле­ком­па­нии, то смо­жет заме­нить их мно­же­ством бес­плат­ных каналов.

«Это может создать боль­шую кре­а­тив­ность», — гово­рит Фил­ли­пофф. «И есть мно­го изгнан­ных рос­сий­ских жур­на­ли­стов, кото­рые хоте­ли бы стать частью бес­плат­но­го теле­ви­де­ния, кото­рое про­ни­ка­ет в Рос­сию». Филип­пов ука­зы­ва­ет на TV Rain , неза­ви­си­мую рос­сий­скую новост­ную стан­цию, закры­тую Моск­вой. Радио Сво­бод­ная Европа/Радио Сво­бо­да так­же может под­клю­чать­ся к спут­ни­кам Eurosat и управ­ля­ет соб­ствен­ны­ми стан­ци­я­ми в реги­оне . Что­бы полу­чить доступ к этим кана­лам, поль­зо­ва­те­лям про­сто нуж­ны деше­вые реси­ве­ры, кото­рые нетруд­но найти.

Запад при­ло­жил уси­лия, что­бы внед­рить в Рос­сию неза­ви­си­мую жур­на­ли­сти­ку . Пра­ви­тель­ство Вели­ко­бри­та­нии уве­ли­чи­ло финан­си­ро­ва­ние Би-би-си, что­бы про­ти­во­сто­ять рос­сий­ской дез­ин­фор­ма­ции ; такие изда­ния, как The New York Times, созда­ли кана­лы в Telegram , соци­аль­ной сети, чрез­вы­чай­но попу­ляр­ной в Рос­сии; а про­вай­де­ры VPN про­кла­ды­ва­ют новые тун­не­ли через мос­ков­скую интер­нет-филь­тра­цию так быст­ро, как толь­ко Кремль успе­ва­ет их запретить.

Про­стой факт заклю­ча­ет­ся в том, что фран­цуз­ский спут­ни­ко­вый опе­ра­тор обес­пе­чи­ва­ет доступ кон­тро­ли­ру­е­мых Рос­си­ей СМИ к мил­ли­о­нам рос­си­ян. Если Eutelsat решит рас­торг­нуть дого­вор арен­ды и предо­ста­вить поме­ще­ние неза­ви­си­мым рос­сий­ским и укра­ин­ским новост­ным агент­ствам, это может в одно­ча­сье нару­шить веща­ние рос­сий­ско­го телевидения.

«Конеч­но, им это не понра­вит­ся, — гово­рит Фил­ли­пофф. Но у них может быть не так мно­го хоро­ших вари­ан­тов, что­бы отомстить.

Рос­сия мог­ла бы попы­тать­ся нару­шить спут­ни­ко­вый сиг­нал — Сове­ты глу­ши­ли Радио Сво­бод­ная Европа/Радио Сво­бо­да на про­тя­же­нии всей холод­ной вой­ны, а совсем недав­но Эфи­о­пия забло­ки­ро­ва­ла спут­ни­ко­вые сиг­на­лы мно­же­ства неза­ви­си­мых запад­ных СМИ. Филип­пофф гово­рит, что такая дра­ма­ти­че­ская эска­ла­ция мало­ве­ро­ят­на. «Это дово­дит инфор­ма­ци­он­ную вой­ну почти до предела».

Поми­мо глу­ше­ния сиг­на­ла и обыч­но­го набо­ра кибер- и инфор­ма­ци­он­ных так­тик Моск­вы, у них может не быть луч­ше­го спо­со­ба ото­мстить, не отклю­чив свои соб­ствен­ные теле­ви­зи­он­ные сети. «Я думаю, что они попы­та­лись бы обой­тись тем, что у них есть на 36C, и поз­во­ли­ли бы 36B уйти, зна­е­те ли, в аль­тер­на­тив­ные СМИ».

«Одна вещь, кото­рую вы долж­ны пони­мать о спут­ни­ках, — это поло­же­ние — если это уста­нов­лен­ное поло­же­ние — это как недви­жи­мость. Это очень важ­но», — гово­рит Фил­ли­пофф. По его сло­вам, если спут­ник рас­по­ло­жен на 36° восточ­ной дол­го­ты, это озна­ча­ет, что в этом месте зафик­си­ро­ва­ны десят­ки мил­ли­о­нов спут­ни­ко­вых антенн. — Ты не можешь про­сто ска­зать, зна­ешь что? Мы соби­ра­ем­ся перей­ти, зна­е­те ли, на 118°». Пере­ка­либ­ров­ка всех этих спут­ни­ко­вых антенн может занять меся­цы, если не годы, и мил­ли­о­ны долларов.

Но Eutelsat про­хлад­но отнес­лась к идее раз­ры­ва с Москвой.

Высту­пая перед дат­ским новост­ным агент­ством Radar в нача­ле это­го меся­ца, гене­раль­ный дирек­тор Eutelsat Ева Бер­не­ке наста­и­ва­ла на том, что Eutelsat оста­нет­ся « ней­траль­ным». Она ска­за­ла Рада­ру, что реше­ние об исклю­че­нии рос­сий­ских теле­про­вай­де­ров оста­ет­ся за властями.

В заяв­ле­нии для WIRED ком­па­ния Eutelsat под­твер­ди­ла свою «при­вер­жен­ность ней­тра­ли­те­ту». Что каса­ет­ся воз­мож­ной при­оста­нов­ки рабо­ты этих рос­сий­ских стан­ций, ком­па­ния повто­ри­ла, что она «руко­вод­ству­ет­ся санк­ци­я­ми и реше­ни­я­ми сво­их ком­пе­тент­ных регу­ли­ру­ю­щих орга­нов». Ком­па­ния ука­зы­ва­ет на RT France, пере­да­чу кото­ро­го она пре­кра­ти­ла после реше­ния регу­ли­ру­ю­щих орга­нов от 1 марта.

«Если евро­пей­ские вла­сти вве­дут новые санк­ции про­тив рос­сий­ских кана­лов, мы оста­но­вим их веща­ние», — заяви­ли в ком­па­нии. В нем добав­ле­но: «На дан­ном эта­пе ни один регу­ли­ру­ю­щий или дру­гой ком­пе­тент­ный орган не обра­щал­ся к нам с прось­бой пре­кра­тить веща­ние част­ных рос­сий­ских теле­ка­на­лов в России».

Фил­ли­пофф и Лан­ге обра­ща­лись к поли­ти­кам, но с мини­маль­ным эффек­том. «Мы разо­сла­ли пись­ма всем фран­цуз­ским чле­нам Евро­пей­ско­го пар­ла­мен­та, — гово­рит Лан­ге. «Ни одно­го ответа».

Как имен­но Париж или Брюс­сель могут заста­вить Eutelsat забло­ки­ро­вать эти рос­сий­ские кана­лы, оста­ет­ся откры­тым вопро­сом. Лан­ге и Фил­ли­пофф гово­рят, что если Евро­пей­ский Союз может запре­тить англо­языч­ным стан­ци­ям Sputnik и RT транс­ли­ро­вать­ся в эфи­ре, санк­ции долж­ны иметь пра­во уда­лить рус­ско­языч­ное теле­ви­де­ние с их спут­ни­ков. В мае пре­зи­дент Евро­ко­мис­сии Урсу­ла фон дер Ляй­ен заяви­ла в пар­ла­мен­те ЕС, что они запре­тят трем новым веща­те­лям «в любой фор­ме, будь то кабель­ное, спут­ни­ко­вое, Интер­нет или при­ло­же­ния для смартфонов».

Politico сооб­щил, что эти три веща­тель­ные ком­па­нии явля­ют­ся рус­ско­языч­ны­ми новост­ны­ми сетя­ми, кото­рые дости­га­ют Евро­пы с неко­то­рой помо­щью спут­ни­ков Eutelsat.

Eutelsat заявил WIRED: «Нам извест­но о наме­ре­нии Евро­со­ю­за вве­сти санк­ции про­тив трех рос­сий­ских кана­лов, два из кото­рых транс­ли­ру­ют­ся на наших спут­ни­ках, и мы гото­вы немед­лен­но пре­кра­тить их веща­ние, как толь­ко будет опуб­ли­ко­ван соот­вет­ству­ю­щий евро­пей­ский регламент».

Соеди­нен­ные Шта­ты недав­но вве­ли санк­ции в отно­ше­нии трех рус­ско­языч­ных теле­ка­на­лов, в том чис­ле НТВ (веду­щая стан­ция про­вай­де­ра НТВ+), после того, как при­шли к выво­ду, что они «рас­про­стра­ня­ют дез­ин­фор­ма­цию для под­держ­ки путин­ской вой­ны». Эти санк­ции, ско­рее все­го, повли­я­ют на их зару­беж­ные дохо­ды, но не на их опе­ра­ции в России.

Пре­сле­до­ва­ние самих спут­ни­ков было бы чрез­вы­чай­но раз­ру­ши­тель­ной эска­ла­ци­ей. Москва и Киев уже наце­ли­лись на спут­ни­ко­вую связь друг друга.

Запад­ные спец­служ­бы утвер­жда­ют, что за несколь­ко часов до втор­же­ния рос­сий­ские хаке­ры наце­ли­лись на аме­ри­кан­ско­го спут­ни­ко­во­го про­вай­де­ра Viasat. «Хотя счи­та­ет­ся, что основ­ной целью были укра­ин­ские воен­ные, постра­да­ли и дру­гие кли­ен­ты, в том чис­ле част­ные и ком­мер­че­ские интер­нет-поль­зо­ва­те­ли», — гово­рит­ся в сов­мест­ном заяв­ле­нии Наци­о­наль­но­го кибер­цен­тра Вели­ко­бри­та­нии с США и ЕС .

Ранее на этой неде­ле, неза­дол­го до празд­но­ва­ния Дня Побе­ды в Рос­сии, кото­рое дало Москве пре­крас­ную воз­мож­ность про­де­мон­стри­ро­вать силу в усло­ви­ях зашед­шей в тупик вой­ны, Госу­дар­ствен­ная служ­ба спе­ци­аль­ной свя­зи Укра­и­ны объ­яви­ла, что «[теле­ви­зи­он­ное] веща­ние с рос­сий­ско­го спут­ни­ка на окку­пи­ро­ван­ные реги­о­ны Укра­и­ны было неожи­дан­но выключился».

Как сооб­щал WIRED, Укра­и­на агрес­сив­но раз­вер­ты­ва­ет тер­ми­на­лы Starlink , предо­став­лен­ные аме­ри­кан­ца­ми и евро­пей­ца­ми , в то вре­мя как рос­сий­ская спут­ни­ко­вая связь оста­ет­ся проблемной .

Евро­пей­ское сотруд­ни­че­ство не огра­ни­чи­ва­ет­ся спут­ни­ко­вым теле­ви­де­ни­ем Eutelsat. Eutelsat вла­де­ет дву­мя дочер­ни­ми ком­па­ни­я­ми в Рос­сии, вклю­чая домаш­не­го интер­нет-про­вай­де­ра Konnect. В свою оче­редь, рос­сий­ский госу­дар­ствен­ный спут­ни­ко­вый опе­ра­тор вла­де­ет неболь­шим паке­том акций само­го Eutelsat. (В кор­по­ра­тив­ных доку­мен­тах гово­рит­ся, что боль­шая часть 3,62-процентной доли соб­ствен­но­сти при­над­ле­жит Рос­сий­ской ком­па­нии спут­ни­ко­вой свя­зи, или ГПКС.)

Меж­ду тем в мос­ков­ский кон­сор­ци­ум «Интер­спут­ник» вхо­дят око­ло двух десят­ков стран , в основ­ном в Восточ­ной Евро­пе, на Ближ­нем Восто­ке и в Азии. В его состав вхо­дят Чехия, Румы­ния, Гер­ма­ния и Укра­и­на. В 2020 году Фран­ция заяви­ла о наме­ре­нии при­со­еди­нить­ся к «Интер­спут­ни­ку».

«Интер­спут­ник» управ­лял частью спут­ни­ко­во­го фло­та Совет­ско­го Сою­за, преж­де чем был при­ва­ти­зи­ро­ван после рас­па­да СССР. Вли­я­ние Моск­вы на орга­ни­за­цию доволь­но оче­вид­но: пред­се­да­тель ее прав­ле­ния явля­ет­ся высо­ко­по­став­лен­ным госу­дар­ствен­ным слу­жа­щим в рос­сий­ском правительстве.

Пока Запад про­дол­жа­ет свой бес­по­ря­доч­ный раз­вод с Рос­си­ей, такая орга­ни­за­ция, как «Интер­спут­ник», может поз­во­лить Рос­сии запу­стить и под­дер­жи­вать спут­ни­ко­вую служ­бу, под­дер­жи­ва­ю­щую не толь­ко теле­ви­де­ние, но и интер­нет-служ­бу, воен­ную связь и геопро­стран­ствен­ные изображения .

Лан­ге и Фил­ли­пофф из коми­те­та Дид­ро наде­ют­ся, что эта теку­щая борь­ба может спо­соб­ство­вать более откры­тым пото­кам инфор­ма­ции в буду­щем — это то, что сооб­ща­ет иро­нич­ное назва­ние их груп­пы. Как пояс­ня­ет­ся на ее сай­те: «6 июля 1762 года, все­го через девять дней после госу­дар­ствен­но­го пере­во­ро­та 28 июня, поса­див­ше­го ее на пре­стол, Ека­те­ри­на II при­гла­си­ла фран­цуз­ско­го фило­со­фа Дени Дид­ро при­е­хать в Рос­сию для изда­ния «Энцик­ло­пе­дии». , кото­рый был запре­щен в Пари­же. Дид­ро при­нял ее при­гла­ше­ние и при­был в Петер­бург в октяб­ре 1773 года».

Если бы Рос­сия не высту­пи­ла про­тив фран­цуз­ской цен­зу­ры, «Энцик­ло­пе­дия», одно из важ­ней­ших про­из­ве­де­ний эпо­хи Про­све­ще­ния, воз­мож­но, нико­гда бы не была опубликована.

Пере­вод был сде­лан с помо­щью Google Translate

Источ­ник: arstechnica.com

архивные статьи по теме

Тонкая красная линия по-казахски

Editor

Акорда возвращает Казахстан в 37‑й год?

“Мирно и дружно” — не значит молча и со страхом!

Editor