13 C
Астана
15 июня, 2021
Image default

Как семья Назарбаева положила глаз на независимые СМИ

Инфор­ма­ци­он­но-про­па­ган­дист­ская борь­ба «Ак орды» с Мух­та­ром Абля­зо­вым из разо­вой кам­па­нии пре­вра­ти­лась в нечто непре­кра­ща­ю­ще­е­ся и все вре­мя рас­ши­ря­ю­ще­е­ся. Бла­го­да­ря это­му быв­ший пред­се­да­тель Сове­та дирек­то­ров БТА полу­чил такое паб­ли­си­ти, что дру­го­му поли­ти­ку и не сни­лось. Осо­бен­но замет­но про­яви­ла себя в борь­бе с ним казах­стан­ская вер­сия рос­сий­ско­го «Мос­ков­ско­го ком­со­моль­ца». Это у себя на Родине это изда­ние ско­рее не любит власть, чем под­дер­жи­ва­ет ее, у нас же в стране все наобо­рот. Поче­му так, про­яс­ня­ет оче­ред­ной доку­мент Wikileaks. 

Автор: Нурах­мет КЕНЖЕЕВ

Дан­ный файл дати­ро­ван 21 янва­ря 2005 года и явля­ет­ся частью ори­ги­наль­ной теле­грам­мы, пол­ный текст кото­рой недо­сту­пен. То есть не под­ле­жал рас­сыл­ке сотруд­ни­кам Госде­пар­та­мен­та и аме­ри­кан­ских дипло­ма­ти­че­ских пред­ста­ви­тельств, воз­мож­но пото­му, что содер­жал сверх­кон­фи­ден­ци­аль­ную или сек­рет­ную информацию.

Наше вни­ма­ние при­влек­ла тема дан­но­го сооб­ще­ния: «Семей­ная импе­рия Назар­ба­е­ва поло­жи­ла глаз на  неза­ви­си­мые СМИ». А начи­на­ет­ся доку­мент так: «Пред­ста­ви­те­ли СМИ в Казах­стане докла­ды­ва­ют, что в пред­две­рии пре­зи­дент­ских выбо­ров за послед­ние несколь­ко недель сто­рон­ни­ки Назар­ба­е­ва  уве­ли­чи­ли уси­лия, что­бы захва­тить пра­во соб­ствен­но­сти на вли­я­тель­ные СМИ».

Далее в доку­мен­те, со ссыл­кой на источ­ник в адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та РК, рас­ска­зы­ва­ет­ся о дав­ле­нии, кото­ро­му под­вер­гал­ся глав­ный редак­тор «Вре­ме­ни» Игорь Мель­цер и совла­де­лец это­го изда­ния, пред­се­да­тель Сове­та дирек­то­ров «Каз­ком­мерц­бан­ка» Нур­жан Субханбердин.

Что нас пора­зи­ло, так это инфор­ма­ция со ссыл­кой на НПО, что «31  теле­ка­нал» был: «недав­но куп­лен зятем пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва», то есть Тиму­ром Кули­ба­е­вым. А мы-то, дума­ли, что на этот медиа-ресурс при­шли рос­сий­ские инве­сто­ры! Полу­ча­ет­ся, через них туда забрал­ся вез­де­су­щий «зять нации».

После чего в доку­мен­те дела­ет­ся резю­ме: «Эти дей­ствия отра­жа­ют, как мини­мум, рас­ту­щее стрем­ле­ние дер­жать СМИ под кон­тро­лем, а более веро­ят­но — боль­шие уси­лия пра­ви­тель­ства полу­чить пол­ную моно­по­лию над наи­бо­лее вли­я­тель­ны­ми СМИ Казахстана».

Далее со ссыл­кой на источ­ник “Немец­кой вол­ны” (Deutsche Welle) Госде­пар­та­мен­ту США сооб­щи­ли, что Нур­жан  Суб­хан­бер­дин был вынуж­ден про­дать часть сво­е­го паке­та акций «Вре­ме­ни» дру­го­му дове­рен­но­му чело­ве­ку Назар­ба­е­ва Була­ту Уте­му­ра­то­ву. Тогда сек­ре­та­рю Сове­та без­опас­но­сти РК и пред­се­да­те­лю наци­о­наль­ной комис­сии по вопро­сам демо­кра­ти­за­ции. Про­дать в «обмен на “имму­ни­тет” от пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны руко­вод­ства наци­о­наль­но­го банка.

Источ­ник “Немец­кой вол­ны” так­же сооб­щил, что пра­ви­тель­ство уже опре­де­ли­ло, что новым “спон­со­ром” «Вре­ме­ни» ста­нет «Народ­ный сбе­ре­га­тель­ный банк», кото­рый как раз тогда воз­гла­вил Гри­го­рий Марченко.

В доку­мен­те про­ци­ти­ро­ва­ны сло­ва Алтын­бе­ка Сар­сен­ба­е­ва, кото­рый погиб­нет через два меся­ца, ска­зан­ные им “Немец­кой волне” о том, акци­о­не­ры «Вре­ме­ни», свя­зан­ные с пра­ви­тель­ством, уста­но­ви­ли жест­кий кон­троль над изда­ни­ем, и любое упо­ми­на­ние о чле­нах «Ак Жола» ста­ло проблематично.

И вот тут мы подо­шли к отве­ту на вопрос, поче­му казах­стан­ское изда­ние «Мос­ков­ско­го ком­со­моль­ца» так актив­но и бес­це­ре­мон­но «мочит» Мух­та­ра Абля­зо­ва. Цити­ру­ем: «Что каса­ет­ся дру­гих собы­тий, Роз­ла­на Тау­ки­на, пре­зи­дент медий­но­го НПО “Жур­на­ли­сты в беде”, сооб­щи­ла, что вто­рой зять пре­зи­ден­та Тимур Кули­ба­ев доба­вил 31 Канал в свою СМИ-импе­рию, кото­рая уже вклю­ча­ет в себя казах­стан­ские фили­а­лы «Ком­со­моль­ской прав­ды», «Аргу­мен­ты и Фак­ты», и «Мос­ков­ский Ком­со­мо­лец», а так­же «Аста­на ТВ», «Тан ТВ», и еже­днев­ную газе­ту «Литер». Если это прав­да, то при­об­ре­те­ние Кули­ба­е­вым 31  Кана­ла озна­ча­ет, что все девять теле­ви­зи­он­ных сетей, веща­ю­щих в несколь­ких обла­стях, явля­ют­ся соб­ствен­но­стью или нахо­дят­ся под кон­тро­лем — либо госу­дар­ства, либо Семьи Назарбаева».

По боль­шо­му сче­ту то, что сооб­ща­ет аме­ри­кан­ское посоль­ство из Казах­ста­на в Вашинг­тон, дав­но не сек­рет для казах­стан­цев. Но дан­ная депе­ша в Госде­пар­та­мент сви­де­тель­ству­ет как мини­мум о двух вещах: там пре­крас­но пони­ма­ют, кто и зачем мочит Мух­та­ра Абля­зо­ва, и кто кон­тро­ли­ру­ет медий­ное про­стран­ство стра­ны. Но США мол­ча все при­ни­ма­ют, види­мо, дей­стви­тель­но обме­ни­вая пра­ва и сво­бо­ды казах­стан­цев на нефть для поста­вок в сво­бод­ный мир.

Ниже читай­те пол­ный пере­вод телеграммы.

Дата: 1/21/2005 4:49

Чис­ло Ссыл­ки: 05ALMATY215

Источ­ник: Офис США, Алматы

пункт назна­че­ния: 05 Алма­ты 109|05 Алма­ты 83

Эта запись явля­ет­ся частью ори­ги­наль­ной теле­грам­мы. Пол­ный текст ори­ги­наль­ной теле­грам­мы недоступен.

ТЕМА: Семей­ная импе­рия Назар­ба­е­ва поло­жи­ла глаз на неза­ви­си­мые СМИ 

Ссыл­ка:  A) Алма­ты 109   B) Алма­ты 83

1. (СБУ) РЕЗЮМЕ.

Пред­ста­ви­те­ли СМИ в Казах­стане докла­ды­ва­ют, что в пред­две­рии пре­зи­дент­ских выбо­ров, за послед­ние несколь­ко недель, сто­рон­ни­ки Назар­ба­е­ва уве­ли­чи­ли уси­лия, что­бы захва­тить пра­во соб­ствен­но­сти на вли­я­тель­ные СМИ.

Один источ­ник из адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та рас­крыл, что Игорь Мель­цер, редак­тор успеш­ной еже­не­дель­ной газе­ты Вре­мя, под­вер­га­ет­ся всё боль­ше­му и боль­ше­му дав­ле­нию со сто­ро­ны пра­ви­тель­ства, что­бы он ушёл в отстав­ку со сво­ей долж­но­сти и при­нял руко­вод­ство агент­ства по свя­зям с обще­ствен­но­стью, рабо­та­ю­ще­го на
пра­ви­тель­ство.

Один акци­о­нер газе­ты “Вре­мя “, Пред­се­да­тель Каз­Ком­мерц­бан­ка, Нур­жан Суб­хан­бер­дин, так­же под­вер­га­ет­ся дав­ле­нию, что­бы он про­дал свою долю акций в обмен на “имму­ни­тет” от пре­сле­до­ва­ний чле­на­ми наци­о­наль­ных бан­ков. Источ­ни­ки НПО сооб­щи­ли, что дру­гой, по умол­ча­нию неза­ви­си­мый теле­ка­нал, Канал 31, был недав­но куп­лен зятем пре­зи­ден­та Назарбаева.

Эти дей­ствия отра­жа­ют как мини­мум, рас­ту­щее стрем­ле­ние дер­жать СМИ под кон­тро­лем, а более веро­ят­но — боль­шие уси­лия пра­ви­тель­ства полу­чить пол­ную моно­по­лию над  наи­бо­лее вли­я­тель­ны­ми СМИ Казах­ста­на. КОНЕЦ РЕЗЮМЕ.

Вре­мя: изме­не­ния в управлении?

2. (СБУ) Ссы­ла­ясь на источ­ник из пре­зи­дент­ской адми­ни­стра­ции, 9 янва­ря, “Немец­кая вол­на” (Deutsche Welle ) изда­ла доклад о том, что с сере­ди­ны декаб­ря, Игорь Мель­цер, глав­ный редак­тор извест­ной еже­не­дель­ной газе­ты “Вре­мя” был под силь­ным дав­ле­ни­ем в поль­зу его отстав­ки с долж­но­сти редак­то­ра и при­ня­тия руко­вод­ства агент­ства по свя­зям с обще­ствен­но­стью, рабо­та­ю­ще­го на пра­ви­тель­ство. Отчет газе­ты Вре­мя “не устро­ил” адми­ни­стра­цию, по сло­вам источ­ни­ка, из-за обще­го оппо­зи­ци­он­но­го тона и, в част­но­сти из-за “про­па­ган­ды” идей оппо­зи­ци­он­ной поли­ти­че­ской пар­тии “Ак Жол”. Заме­сти­тель глав­но­го редак­то­ра “Вре­ме­ни”, Марат Аси­пов опро­верг слу­хи о дав­ле­нии со сто­ро­ны правительства.

3. (СБУ) Наблю­да­те­ли СМИ счи­та­ют, что Вре­мя дей­стви­тель­но полу­ча­ет финан­со­вую под­держ­ку от АО “Каз­ком­мерц­банк” и дирек­тор бан­ка, Нур­жан Суб­хан­бер­дин, его глав­ный акци­о­нер, ино­гда ока­зы­ва­ют вли­я­ние на содер­жа­ние газе­ты, в поль­зу пар­тии “Ак Жол “. Суб­хан­бер­дин не заре­ги­стри­ро­ван как член этой пар­тии. (При­ме­ча­ние: В нача­ле декаб­ря, Суб­хан­бер­дин, наря­ду с дру­ги­ми гла­ва­ми семи круп­ней­ших бан­ков Казах­ста­на, под­пи­са­ли заяв­ле­ние на имя Пре­зи­ден­та обе­щая не участ­во­вать и не финан­си­ро­вать дея­тель­ность поли­ти­че­ских пар­тий.) Мель­цер, одна­ко, пыта­ет­ся сба­лан­си­ро­вать опо­ве­ще­ние пре­зи­дент­ской адми­ни­стра­ции  рав­ным коли­че­ством вре­ме­ни для оппо­зи­ции, и он стре­мит­ся уде­лить всем сто­ро­нам воз­мож­ность для выра­же­ния сво­их взглядов.

Ком­мер­че­ское Спон­сор­ство газе­ты Время

4. (СБУ) Источ­ник “Немец­кой вол­ны” (Deutsche Welle) так­же сооб­щил, что Суб­хан­бер­дин был уси­лен­но вынуж­ден про­дать часть сво­е­го паке­та акций Була­ту Уте­му­ра­то­ву, сек­ре­та­рю сове­та без­опас­но­сти и пред­се­да­те­лю наци­о­наль­ной комис­сии по вопро­сам демо­кра­тии и граж­дан­ско­го обще­ства, в обмен на “имму­ни­тет” от пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны руко­вод­ства чле­нов наци­о­наль­но­го бан­ка. Источ­ник сооб­щил, что пра­ви­тель­ство уже опре­де­ли­ло, что Народ­ный сбе­ре­га­тель­ный банк ста­нет новым “спон­со­ром” Вре­ме­ни. Быв­ший Эко­но­ми­че­ский совет­ник пре­зи­ден­та Гри­го­рий Мар­чен­ко был назна­чен пред­се­да­те­лем Народ­но­го сбе­ре­га­тель­но­го бан­ка 10-ого янва­ря (ссыл­ка А).

5. (СБУ)  сопред­се­да­тель “Ак жол” Алтын­бек Сар­сен­бай­у­лы сооб­щил “Немец­кой волне” (Deutsche Welle), что акци­о­не­ры Вре­ме­ни, свя­зан­ные с пра­ви­тель­ством, уста­но­ви­ли жест­кий кон­троль над изда­ни­ем, и любое упо­ми­на­ние о чле­нах Ак Жол ста­ло про­бле­ма­тич­но. Он так­же ска­зал, что кто-то из адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та позво­нил в редак­цию газе­ты и запре­тил ей пуб­ли­ко­вать фото­гра­фии собы­тий в Кие­ве, свя­зан­ных с пре­зи­дент­ски­ми выборами.

Управ­ле­ние газе­ты Время

6. (СБУ) Мель­цер хоро­шо изве­стен за его про­фес­си­о­на­лизм и его пре­дан­ность новост­но­му биз­не­су. С тира­жом в 180000, Вре­мя явля­ет­ся самой попу­ляр­ной газе­той в Казах­стане, за исклю­че­ни­ем еже­не­дель­но­го “Кара­ван”. Мель­цер заве­до­вал и управ­лял Кара­ва­ном как серьез­ной газе­той, до того как её при­об­рёл в 1997 году пер­вый зять пре­зи­ден­та, Рахат Али­ев и пре­вра­тил её в буль­вар­ную газету.

В сере­дине 1990‑х годов Мель­цер был Гене­раль­ным дирек­то­ром стан­ции КТК Теле­ви­де­ние, кото­рую Али­ев так­же купил. КТК был пер­вой неза­ви­си­мой теле­ви­зи­он­ной стан­ци­ей Казах­ста­на, и под руко­вод­ством Мель­це­ра нако­пи­ла вер­ных поклон­ни­ков за свои про­грам­мы ново­стей, кри­ти­ку­ю­щие госу­дар­ствен­ных долж­ност­ных лиц, а так­же за раз­вле­ка­тель­ные про­грам­мы уго­жда­ю­щие мас­со­вым ауди­то­ри­ям. В насто­я­щее вре­мя, ново­сти КТК  отчёт­ли­во поощ­ря­ет управ­ле­ние и жёст­ко кри­ти­ку­ет оппозицию.

31‑й Канал

7. (СБУ) Что каса­ет­ся дру­гих собы­тий, Роз­ла­на Тау­ки­на, пре­зи­дент медий­но­го НПО “Жур­на­ли­сты в беде”, сооб­щи­ла, что вто­рой зять пре­зи­ден­та, Тимур Кули­ба­ев доба­вил  31‑й Канал в свою СМИ-импе­рию, кото­рая уже вклю­ча­ет в себя казах­стан­ские фили­а­лы Ком­со­моль­ской прав­ды, Аргу­мен­ты и Фак­ты, и Мос­ков­ский Ком­со­мо­лец, а так­же Аста­на ТВ, Тан ТВ, и еже­днев­ную газе­ту Литер. Если это прав­да, то при­об­ре­те­ние Кули­ба­е­вым 31-ого Кана­ла озна­ча­ет, что все девять теле­ви­зи­он­ных сетей, веща­ю­щих в несколь­ких обла­стях, явля­ют­ся соб­ствен­но­стью или нахо­дят­ся под кон­тро­лем — либо госу­дар­ства либо Семьи Назарбаева.

8. (СБУ) Ком­мен­та­рий: Эти дей­ствия отра­жа­ют как мини­мум, рас­ту­щее стрем­ле­ние дер­жать СМИ под кон­тро­лем, а более веро­ят­но — боль­шие уси­лия адми­ни­стра­ции полу­чить пол­ную моно­по­лию над  наи­бо­лее вли­я­тель­ны­ми СМИ Казах­ста­на. Сто­рон­ни­ки СМИ заме­ча­ют тре­вож­ную тен­ден­цию на подав­ле­ние несо­гла­сия, тен­ден­ция, кото­рая вклю­ча­ет в себя один мил­ли­ард тен­ге (7,5 млн. долл. США).  В октяб­ре был подан иск теле­ви­зи­он­ной ком­па­ни­ей “Хабар” Дари­га Назар­ба­е­ва про­тив “Ак-жол” Сар­сен­бай­у­лы (ссыл­ка Т), 30 декаб­ря был подан иск диф­фа­ма­ции про­тив быв­ше­го пре­зи­дент­ско­го сто­рон­ни­ка, а ныне кри­ти­ка Заман­бе­ка Нур­ка­ди­ло­ва, и ско­рое реше­ние 6‑ого янва­ря рас­пу­стить оппо­зи­ци­он­ную пар­тию “Демо­кра­ти­че­ский Выбор Казах­ста­на» (ссыл­ка В). Если Вре­мя в конеч­ном ито­ге ока­жет­ся в руках Народ­но­го бан­ка, воз­ни­ка­ет вопрос, какое СМИ будет следующим?

9. (U) Мини­ми­за­ция Душан­бе взя­та на рассмотрение.

КОНЕЦ ТЕЛЕГРАММЫ

 

 

 

See the article here:
Как семья Назар­ба­е­ва поло­жи­ла глаз на неза­ви­си­мые СМИ

архивные статьи по теме

Медведев придумал выход губернатору Петербурга

Как Кенес Ракишев «выпал» из «дела Шакро»

Editor

6 реформ по отмыванию денег, которые, по мнению экспертов, необходимо провести прямо сейчас

Editor