23 C
Астана
18 июля, 2024
Image default

Казахская Википедия — очередное фиаско радио Азаттык

Назира Даримбет
Нази­ра Даримбет

Про­валь­ные про­ек­ты нынеш­не­го руко­вод­ства «наше­го радио» Азаттык один за дру­гим нано­сят уда­ры по ими­джу авто­ри­тет­но­го меж­ду­на­род­но­го СМИ. Пош­лые видео­ро­ли­ки о сек­се скан­даль­ной груп­пы Wifi-25, стиш­ки тако­го же содер­жа­ния в про­ек­те «Чат- Айтыс», и вот еще один про­вал, теперь уже с «Wikibilim».

В декаб­ре 2012 года ста­ло извест­но, что Казах­ская Вики­пе­дия выхо­дит под пат­ро­на­жем Кари­ма Маси­мо­ва, гла­вы адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та Казах­ста­на Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва, а так­же в сотруд­ни­че­стве с радио Свобода/Азаттык. Руко­вод­ство само­го фон­да «Wikibilim», кото­рый зани­ма­ет­ся раз­ви­ти­ем Казах­ской Вики­пе­дии, не скры­ва­ет свя­зи с Маси­мо­вым. Наобо­рот, гор­до выпя­чи­ва­ет это партнерство.

Улы­ба­ю­щий­ся порт­рет гла­вы адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та Казах­ста­на всплы­ва­ет, как толь­ко откры­ва­ет­ся сайт фон­да – Wikibilim.kz. Фото­гра­фия вид­на вме­сте с анон­сом о том, что «Wikibilim» рабо­та­ет под пат­ро­на­жем гла­вы адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та Казах­ста­на Кари­ма Маси­мо­ва. http://www.wikibilim.kz/

Руко­вод­ство фон­да «Wikibilim» откры­то гово­рит о сво­ем спон­со­ре — это гос­фонд «Самрук-Казы­на», кото­рый кон­тро­ли­ру­ет наци­о­наль­ные ресур­со­до­бы­ва­ю­щие ком­па­нии Казах­ста­на. По инфор­ма­ции само­го же «Wikibilim», на раз­ви­тие Вики­пе­дии на казах­ском язы­ке «Самрук-Казы­на» выде­лял мно­го­мил­ли­он­ные сум­мы. В 2011 году – это было 30 мил­ли­о­нов тен­ге, в 2012 году – 20 мил­ли­о­нов тенге.

Пре­тен­зии уже предъявляются

Фонд, обя­зан­ный соблю­дать ней­тра­ли­тет и прин­цип бес­при­страст­но­сти при состав­ле­нии энцик­ло­пе­дии Вики­пе­дия, так­же сотруд­ни­ча­ет с наци­о­наль­ной теле­ком­па­ни­ей «Хабар», кото­рый про­па­ган­ди­ру­ет идео­ло­гию пра­вя­ще­го режи­ма Казахстана.

Наря­ду с под­кон­троль­ным казах­стан­ским вла­стям «Хаба­ром» фонд «Wikibilim» сотруд­ни­ча­ет с Радио «Азаттык». С нояб­ря 2012 года «Азаттык» и фонд «Wikibilim» сов­мест­но раз­ви­ва­ют казах­стан­ский кон­тент Вики­пе­дии, — так пишут на сай­те само­го фонда.

Меж­ду тем уже предъ­яв­ля­ют­ся пре­тен­зии к казах­ской Вики­пе­дии. В основ­ном это бес­по­кой­ство о том, насколь­ко спра­вед­ли­во и объ­ек­тив­но созда­ет­ся казах­ско­языч­ный кон­тент Вики­пе­дии, кото­рым зани­ма­ет­ся «Wikibilim» сов­мест­но с «Азаттык». В част­но­сти один из поль­зо­ва­те­лей Вики­пе­дии заме­тил, что в казах­ской вер­сии ста­тьи о пре­зи­ден­те Казах­ста­на Нур­сул­тане Назар­ба­е­ве, он выгля­дят без­упреч­ны­ми, без упо­ми­на­ний о том, что прав­ле­ние Назар­ба­е­ва длит­ся более 20 лет.

Основ­ная ста­тья в казах­ской Вики­пе­дии о собы­ти­ях в Жана­о­зене умал­чи­ва­ет подроб­но­сти рас­стре­ла басту­ю­щих неф­тя­ни­ков поли­цей­ски­ми 16 декаб­ря 2011 года, когда были жесто­ко уби­ты 16 чело­век, более ста полу­чи­ли серьез­ные ране­ния. На это казах­ская Вики­пе­дия не акцен­ти­ру­ет вни­ма­ние сво­их читателей.

В казах­ско­языч­ной Вики­пе­дии при­во­ди­лись мно­го­чис­лен­ные цита­ты из сай­та «Азаттык», казах­ской редак­ции Радио Сво­бод­ная Европа/ Радио Сво­бо­да. Эти ста­тьи, как мно­гие заме­ти­ли, были под­го­тов­ле­ны на осно­ва­нии офи­ци­аль­ной вер­сии казах­стан­ских вла­стей о бес­по­ряд­ках в Жана­о­зене. Они напи­са­ны в духе госу­дар­ствен­ной про­па­ган­ды, — бьют тре­во­гу неко­то­рые читатели.

Бес­по­кой­ства поль­зо­ва­те­лей Вики­пе­дии по пово­ду цен­зу­ры ста­тей на казах­ском язы­ке обна­ру­жи­ла неза­ви­си­мый жур­на­лист Джо­ан­на Лилис, рабо­та­ю­щая в Казах­стане. Она рас­ска­за­ла об этом в сво­ей ста­тье, кото­рая была опуб­ли­ко­ва­на на сай­те Eurasianet – http://www.eurasianet.org/node/66343 . Одна­ко преж­ние ссыл­ки на «Азаттык» поче­му-то уже не работают.

Но «Азаттык» – редак­ция радио, исто­ри­че­ски боров­ше­го­ся с дик­та­тор­ски­ми режи­ма­ми, тота­ли­тар­ной идео­ло­ги­ей, про­дол­жа­ет сотруд­ни­чать с под­кон­троль­ной казах­стан­ским вла­стям орга­ни­за­ци­ей — «Wikibilim» и участ­во­вать в созда­нии казах­ско­языч­но­го кон­тен­та Вики­пе­дии. Об этом гор­до пишет­ся на сай­те «Wikibilim». http://www.wikibilim.kz/

Отку­да дро­виш­ки на домишко?

Их сов­мест­ный про­ект кон­тро­ли­ру­ет пра­ви­тель­ство стра­ны, кото­рую меж­ду­на­род­ные пра­во­за­щит­ные орга­ни­за­ции и неза­ви­си­мые экс­пер­ты кри­ти­ку­ют за кор­руп­цию, несо­блю­де­ние основ­ных прав и сво­бод чело­ве­ка, а так­же за кро­ва­вый рас­стрел мир­ных жите­лей в Жанаозене.

Осно­ва­тель Вики­пе­дии Джим­ми Уэйлс, как толь­ко ста­ло извест­но о спон­сор­стве «Самрук-Казы­ны», сра­зу сде­лал заяв­ле­ние, что Вики­пе­дия не сотруд­ни­ча­ет с пра­ви­тель­ством Казахстана.

Меж­ду тем «Wikibilim», отчи­ты­ва­ясь в сво­ем пресс-рели­зе за спон­сор­скую под­держ­ку «Самрук-Казы­ны», пишет, что редак­то­рам казах­ской Вики­пе­дии были выда­ны 100 ноут­бу­ков. Полу­ча­ет­ся, ста­тьи на казах­ском язы­ке для все­мир­ной энцик­ло­пе­дии редак­ти­ру­ют­ся на ком­пью­те­рах, кото­рые были при­об­ре­те­ны на день­ги из бюд­же­та авто­ри­тар­но­го государства?!

«Лас­ко­вый теле­нок двух маток сосет» гово­рит казах­ская посло­ви­ца. Выхо­дит, при­хва­ти­зи­ро­вав­шее «Азаттык» его нынеш­нее руко­вод­ство полу­ча­ет день­ги из аме­ри­кан­ско­го гос­бюд­же­та, а вме­сто демо­кра­ти­че­ско­го кон­тен­та под­со­вы­ва­ет­чи­та­те­лям суфист­скую про­па­ган­ду, парал­лель­но зани­ма­ясь отмы­ва­ни­ем ими­джа Назар­ба­е­ва? Может и день­ги на этом зара­ба­ты­ва­ют, кто знает?!

Ина­че на какие сред­ства дирек­тор Казах­ской служ­бы Радио Сво­бод­ная Европа/Радио Сво­бо­да Еды­ге Магау­ин купил в Вашинг­тоне шикар­ный дом в 2010 году за 360 тысяч долларов?

В каче­стве дока­за­тель­ства при­во­дим ссыл­ку на пуб­лич­ную хро­ни­ку рын­ка недви­жи­мо­сти в газе­те «Вашинг­тон пост», где зна­чат­ся вла­дель­цы апар­та­мен­тов — http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/07/07/AR2010070702940.html

Кста­ти, в том самом 2010 году на рабо­ту в «Азаттык» при­шел скан­даль­но извест­ный Галым Бокаш, быв­ший когда-то помощ­ни­ком нынеш­не­го аки­ма Аста­ны Иман­га­ли Тас­ма­гам­бе­то­ва. С это­го вре­ме­ни нача­лись кад­ро­вые пере­ме­ны на Азаттык. На рабо­ту в казах­скую редак­цию Алма­тин­ско­го бюро один за дру­гим наби­ра­лись сорат­ни­ки, дру­зья, зем­ля­ки и люди, исклю­чи­тель­но лояль­ные Магау­и­ну и Бока­шу. Неугод­ные поти­хонь­ку вытес­ня­лись или пере­хо­ди­ли в ста­тус «небла­го­на­деж­ных». Зачист­ка­кос­ну­лась и рус­ской редак­ции сай­та, но оста­но­ви­лась толь­ко из-за окон­ча­тель­ной дис­кре­ди­та­ции самих Магау­и­на и Бока­ша, а так­же позор­ной отстав­ки пре­зи­ден­та кор­по­ра­ции Сти­ве­на Корна.

Мне, рабо­тав­шей веб-редак­то­ром в рус­ской редак­ции, при­шлось на себе испы­тать пре­ле­сти этой новой «кад­ро­вой поли­ти­ки» руко­вод­ства Азаттык. Рабо­та­ла я до того дня, пока не зада­ла в нояб­ре 2012 года быв­ше­му пре­зи­ден­ту радио Кор­ну неудоб­ный вопрос об уволь­не­нии более 40 жур­на­ли­стов из Мос­ков­ско­го бюро Радио «Сво­бо­да» и выска­за­ла свое мне­ние о позор­ном про­ек­те Азаттык – пош­лых видео­ро­ли­ках груп­пы Wifi-25, кото­рые про­па­ган­ди­ро­ва­ли сек­сизм, расизм и дру­гие непри­ем­ле­мые для демо­кра­ти­че­ско­го радио вещи.

Вли­я­тель­ный аме­ри­кан­ский жур­нал World Affairs даже напи­сал об этом оче­ред­ном позо­ре «Азатты­ка». http://www.worldaffairsjournal.org/blog/judy-bachrach/steven-korns-disastrous-tenure-radio-free-europeradio-liberty-postmortem

И вот еще один про­вал, теперь уже с «Wikibilim». А заправ­ля­ет все­ми эти­ми про­валь­ны­ми про­ек­та­ми, как извест­но, глав­ный редак­тор «Азатты­ка» Галым Бокаш, пра­вая рука дирек­то­ра Казах­ской служ­бы Радио Сво­бод­ная Европа/Радио Сво­бо­да Еды­ге Магау­и­на. Какой еще «кре­а­тив­ный» про­ект под­ки­нут нам они интересно?

Автор: Нази­ра Даримбет

архивные статьи по теме

Миллиарды тенге утекают через «Самрук-казына»

Editor

Как проповедники с Ближнего Востока и эмиссары из Чечни запустили в Казахстане многолетнюю волну терактов с десятками жертв

Editor

Казахстан: Протестное насилие «было союзниками экс-президента, пытавшегося свергнуть его преемника»

Editor