Гузяль Байдалинова стала заложницей
«Следствием установлена причастность к организации подготовки и размещения заказных публикаций редактора сайта «Накануне.кз» Г. Байдалиновой. С учетом собранных доказательств Байдалинова задержана и водворена в ИВС г. Алматы», — радостно процитировали пресс-релиз ДВД казахстанске провластные СМИ.
Задержание Гузяль продолжило ряд следственных действий, начавшихся обыском в ее квартире 18 декабря. «Два человека в форме сотрудников полиции и двое в штатском первым делом изъяли у всех, включая адвоката Инессу Киселеву, сотовые телефоны, потом изъяли компьютеры. Обыск продолжался несколько часов. Журналистов и наблюдателей, в том числе президента фонда «Адил соз» Тамару Калееву, не запустили не только в квартиру, но даже в подъезд», — сообщали тогда в международном фонде защиты журналистов «Адил соз». После этого последовали допросы и очные ставки.
Задержание стало жестоким ударом как для Гузяль Байдалиновой, так и для ее близких, хотя за 15 лет работы в независимых СМИ ей пришлось пережить множество наездов со стороны власти.
В 1999 году Гузяль пришла работать в деловое издание «Газета для босса», которое потом выросло в газету «Республика». «Республика» всегда представляла на своих страницах разные точки зрения на экономическую и политическую ситуацию в стране и мире, за что в полной мере испытала на себе репрессии со стороны власти. Поджог редакции, обезглавленный труп собаки на окне, конфискации тиража, обыски и судебные процессы по закрытию — все эти «этапы большого пути» ГузяльБайдалинова прошла вместе с изданием.
Причем по ходу доставалось и ей лично. Физически: во время одного обыска в офисе редакции ей так скрутили руку и так приложили об стену, что ей стало плохо; а в другой раз на Гузяль у ее дома напал человек, уколол иглой и с криком «теперь ты заражена» сбежал. Психологически: в 2009 году, когда шел процесс между «БТА Банком» и газетой «Республика — деловое обозрение», на Байдалинову, как главного редактора, «повесили» 20 миллионов тенге за статью «Хрен редьки не слаще», где высказывалось предположение о незавидном финансовом положении банка. (Кстати, прогноз, сделанный в статье, сбылся позже на все сто процентов, но кого в Казахстане это интересует?!)
Между делом Гузяль приходилось отбиваться от пожарных, санитарных, налоговых органов и финансовой полиции, которые за эти годы не раз пытались накрутить редакции неподъемные штрафы и состряпать дело на нее лично.
В апреле 2015 года история с БТА повторилась с «Казкомом» (в который со временем влился погибающий БТА). За публикацию на “Накануне.kz” (интернет-ресурсе, запущенном редакцией после прекращения выпуска газеты “Голос республики”, закрытой властями) письма читателя о нарушениях на стройках, финансируемых «Казкомом» на бюджетные деньги, АО «Казкоммерцбанк» подало иск в суд о возмещении ущерба деловой репутации и, потребовав взыскать с Байдалиновой 25 млн тенге, получил судебное решение на 20 млн.
Теперь же, судя по сообщению ДВД, за те же «ложные сведения» Гузяль привлекают по новой статье Уголовного кодекса — 274, часть 3. Причем «правоохранителей» не смущает ни то, что дважды наказывать за одно и то же нельзя; ни то, что статья УК введена после того, как совершилось «нарушение» — «оказание содействия в организации размещения статей». Зато юристы, читая эту формулировку, просто качают головой.
“Это абсурд и провокация”, — прокомментировала происходящее шеф-редактор российского портала “Республика” Ирина Петрушова. По ее мнению, сам уголовное дело придумано с целью дискредитации “Республики”, а Гузяль Байдалинова, уже давно там не работающая, но поддерживающая отношения с московской редакцией, стала заложницей высокопоставленных чиновников, обозленных публикацией на портале е‑мэйлов и компромата.
Сейчас правозащитники и коллеги журналистки принимают все меры, чтобы помочь Гузяль Байдалиновой как можно быстрее оказаться на свободе.
Читайте материалы на тему: СРОЧНО: в Алматы идут обыски у журналистов!, Заведомо виновны, Обыски у журналистов “Накануне.kz”: часть II, Зачем “Казкому” атака на журналистов?, “Прощайся с мамой, мы ее посадим”, FH: Прекратите запугивать прессу!.