С тех пор как череда банкротств сделала банки неготовыми выдавать ему кредиты, Дональд Трамп стал активно искать партнёров, готовых финансировать здания, носящие его имя.
За эти годы кандидат в президенты США собрал эклектичную коллекцию инвесторов и деловых партнёров. Некоторые из них имели сомнительное прошлое, связанное с организованной преступностью или мошенническими схемами. Но, пожалуй, самая серьёзная угроза для сложной и часто непрозрачной бизнес-империи мистера Трампа заключается в том, что она могла использоваться для цели, которая, по мнению американских властей, широко распространена в секторе недвижимости США — отмывания грязных денег.
Расследование Financial Times выявило доказательства того, что один из проектов Трампа связан с предполагаемой международной сетью по отмыванию денег. Договоры купли-продажи, банковские документы и переписка указывают на то, что казахстанская семья, обвиняемая в отмывании сотен миллионов долларов, похищенных из госбюджета, приобрела роскошные апартаменты в манхэттенском небоскрёбе, частично принадлежащем Трампу, а также начала масштабные бизнес-проекты с одним из его партнёров.
На фоне президентской кампании Трампа эти разоблачения вызывают вопросы: какие меры принимает его бизнес для того, чтобы убедиться в чистоте поступающих средств?
Дженнифер Шаски Калвери, на тот момент директор Сети по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США (FinCEN), в январе предупредила, что «коррумпированные иностранные чиновники и транснациональные преступники могут использовать элитную недвижимость США для тайного инвестирования миллионов грязных денег».
Бывший топ-менеджер одной девелоперской компании, сотрудничавшей с Трампом, обвинил его в «намеренной неосведомлённости» о делах своих партнёров. Однако представитель Trump Organization заявил, что компания проводит «тщательную» проверку своих партнёров, включая наём внешних расследователей.
Один из таких партнёров — Bayrock — уже оказался в центре скандалов. Теперь новые детали его связей с семьёй Виктора Храпунова, бывшего министра энергетики Казахстана и экс-мэра Алматы, показывают, что компания была вовлечена в предполагаемую схему отмывания денег одновременно с тем, как сотрудничала с Трампом.
Юристы города Алматы заявили в американском суде в марте, что Храпунов и его семья «сговаривались с целью систематически расхищать сотни миллионов долларов государственных активов… и отмывать нажитое преступным путём через сложную сеть банковских счетов и фиктивных компаний… в частности, на территории США».
Господин Храпунов, ныне проживающий в Швейцарии, утверждает, что стал мишенью из-за своей оппозиции человеку, которому он когда-то служил — президенту Нурсултану Назарбаеву, авторитарному правителю Казахстана с 1989 года. Его сторонники настаивают, что состояние семьи основано на бизнес-успехе, а не на хищениях.
Среди десятков компаний, через которые, по утверждению адвокатов Алматы, проходили отмытые Храпуновым деньги, были три: Soho 3310, Soho 3311 и Soho 3203. Все они являлись обществами с ограниченной ответственностью (LLC), что позволяло легко скрыть настоящих владельцев.
Эти компании были зарегистрированы в Нью-Йорке в апреле 2013 года. Через неделю, согласно записям о собственности, они заплатили в общей сложности 3,1 миллиона долларов за покупку апартаментов с соответствующими номерами в комплексе Trump Soho — 46-этажном роскошном отеле-кондоминиуме, построенном в 2010 году в модном районе Манхэттена.
Банковские выписки, представленные адвокатами Алматы, указывают на то, что Эльвира Кудряшова, дочь Храпунова, проживающая в Калифорнии, являлась конечным бенефициаром компаний Soho. По данным властей Казахстана, она и её брат Ильяс являются ключевыми фигурами в семейной сети по отмыванию денег.
Незадолго до покупки апартаментов компаниями Soho, со счёта Кудряшовой в Wells Fargo было переведено более 3,1 миллиона долларов юристу Мартину Джаджану из Нью-Йорка. Именно он подписал документы о покупке апартаментов в Trump Soho как представитель покупателя. Другие банковские документы также указывают на связи между Кудряшовой, её родственниками и компаниями-пустышками Soho. Господин Джаджан не ответил на запрос о комментарии.
На первый взгляд, Дональд Трамп не получил прямой выгоды от продажи апартаментов. Продавцом выступала другая компания с ограниченной ответственностью — Bayrock/Sapir Organization LLC, основанная девелоперами проекта Trump Soho: организацией Sapir, созданной выходцем из Грузии Тамиром Сапиром, и Bayrock, основанной бывшим советским чиновником, уроженцем Казахстана Тевфиком Арифом.
Однако, согласно регулирующим документам, у Bayrock/Sapir Organization LLC был и третий совладелец — человек, который предоставил проекту свою персональную торговую марку.
Проект Trump Soho, анонсированный в 2006 году, стал одним из первых примеров здания, носящего имя Трампа, но построенного другими. К тому моменту Трамп лишился доступа к банковскому финансированию из-за банкротств, но его популярность как звезды шоу The Apprentice стремительно росла. Такие партнёры, как Sapir и Bayrock, были готовы платить за использование его имени.
До тех пор, пока проект Trump Soho не столкнулся с финансовыми трудностями и не был продан на аукционе в результате ипотечного взыскания в 2014 году, Дональд Трамп получал 18 % прибыли от комплекса. Юрисконсульт Trump Organization Алан Гартен заявил, что Bayrock и Sapir Organisation отвечали за продажу апартаментов и проведение проверки благонадёжности покупателей. Обе компании отказались комментировать ситуацию.
Гартен заявил, что «не сомневается», что были соблюдены все юридические требования. Когда его спросили, как член семьи Храпуновых всё же смог купить апартаменты в Trump Soho — спустя два года после того, как против семьи были выдвинуты обвинения в финансовых преступлениях в Казахстане — он ответил:
«Возможно, с законом что-то не так, но мы не можем винить [Bayrock и Sapir] за то, что они соблюдали закон».
По словам экспертов, американское законодательство в сфере сделок с недвижимостью слабо регулируется. Закон Patriot Act, принятый после терактов 11 сентября 2001 года, обязал ипотечных кредиторов проверять клиентов по принципу “знай своего клиента”. Но те, кто занимается отмыванием денег, как правило, платят наличными. Такие сделки, как покупка апартаментов в Trump Soho, проходили через эту лазейку, которая была частично закрыта только в текущем году.
В январе в США стартовала пилотная программа, нацеленная на выявление конечных владельцев подставных компаний, покупающих элитную недвижимость в Манхэттене и Майами. В июле власти сообщили, что новые правила подтвердили опасения:
«Покупки элитной жилой недвижимости за наличные через юридические лица подвержены высокому риску использования для отмывания денег».
Представитель семьи Храпуновых отказался от подробных комментариев о сделках с апартаментами в Soho и других операциях. Он заявил:
«Казахстан использует правовые системы западных стран, чтобы преследовать, изматывать и уничтожать политических оппонентов».
Он также добавил, что вся деловая деятельность семьи Храпуновых осуществляется в полном соответствии с законодательством Швейцарии.
Господин Гартен от имени Trump Organization заявил:
«Мы не знаем, кто такие [Храпуновы], и никогда не вели с ними дел».
Однако его бывшие партнёры из Bayrock — вели.
Когда в 2007 году началось строительство Trump Soho, партнёрство между Трампом и Bayrock набирало обороты. Строился ещё один небоскрёб — во Форт-Лодердейле. В презентации Bayrock 2008 года фигурирует фото, на котором Трамп улыбается рядом с Тевфиком Арифом, и указано, что Трамп — их референт. Bayrock арендовала офис на 24‑м этаже Trump Tower и называла Trump Organization «стратегическим партнёром».
Та же презентация указывает, что Bayrock участвовала в реконструкции 101-летнего отеля Hotel du Parc на берегу Женевского озера, принадлежащего Swiss Development Group, женевской компании. В мае этого года бельгийский бизнесмен Николя Бург, утверждающий, что работал с сыном Виктора Храпунова — Ильясом — над проектами недвижимости в США, заявил в рамках другого разбирательства, что Swiss Development Group была «принадлежала и контролировалась Ильясом и его семьёй» и использовалась для сокрытия перемещений и инвестиций их капитала.
Дональд Трамп и трое его детей присутствовали на презентации Trump Soho в 2007 году вместе с представителями компаний Bayrock и Sapir, включая Тевфика Арифа (второй слева).
Компания Swiss Development Group заявила, что была продана в 2013 году, однако до сих пор испытывает «непрекращающееся и необоснованное давление… исключительно из-за того, что когда-то была связана с человеком, которого правительство Казахстана хочет привлечь к ответственности».
Казахстанские власти также обвинили другую швейцарскую компанию — Helvetic Capital SA — в том, что она была инструментом отмывания денег Храпунова. Согласно проекту контракта 2007 года, с которым ознакомилась Financial Times, Helvetic Capital собиралась участвовать в совместном предприятии KazBay на сумму $1,5 млн. Партнёром должна была стать Bayrock. В свидетельских показаниях 2011 года по делу о проекте во Форт-Лодердейле Дональд Трамп признался:
«Я никогда толком не понимал, кто владеет Bayrock».
Джоди Крисс, бывший финансовый директор Bayrock, утверждал в исках о рэкете против своего бывшего работодателя, что у Bayrock были «скрытые инвесторы из России и Казахстана». Компания Bayrock опровергла обвинения Крисса, но отказалась ответить на вопросы о происхождении её средств и связях с Храпуновыми.
Когда у представителя Trump Organisation спросили, знали ли они о происхождении денег Bayrock, Алан Гартенответил:
«Нет. У меня не было причин сомневаться в источнике средств. Основной инвестор [господин Ариф] имел успешный послужной список».
Он добавил:
«При проверке благонадёжности вы действуете добросовестно и стараетесь изучить весь доступный материал, но ваши возможности ограничены. Можно сделать многое, но вы ограничены рамками публичных записей».
Бывшие сотрудники партнерства Bayrock–Trump работали с Храпуновыми
По крайней мере двое бывших участников сотрудничества Bayrock и Trump позже напрямую сотрудничали с Храпуновыми.
Один из них — Дэниел Ридлофф, чьё резюме в LinkedIn указывает, что он проработал в Bayrock пять лет до 2010 года, а затем восемь месяцев занимался «поглощениями и финансами» в Trump Organisation.
Второй — Феликс Сейтер, уроженец России, осуждённый мошенник и информатор ФБР, связанный с мафией, который до 2008 года был вторым лицом в Bayrock. В своём профиле в LinkedIn он утверждает, что в 2010 году работал в Trump Organisation в должности «старшего советника Дональда Трампа».
Ридлофф не ответил на запрос о комментарии, Сейтер отказался комментировать.
Согласно переписке и корпоративным документам, с которыми ознакомилась Financial Times, оба — Сейтер и Ридлофф — тесно сотрудничали с Эльвирой Кудряшовой в 2012 году. Они согласились стать директорами компании, через которую Кудряшова намеревалась инвестировать $3 млн в деловой проект, чтобы получить инвесторскую визу США. Суть идеи заключалась в установке автоматов по продаже гаджетов на военных базах США.
Сейтер даже предложил пригласить Кудряшову с мужем на ужин вместе со своей женой.
Оригинальная статья перевода: S NEWS , Олена Савінова ·
Расследование было опубликовано в 2016 году, FINANCIAL TIMES.
Автор расследования Tom Burgis
Published Oct 19 2016