- 18.12.2015
- Амиржан КОСАНОВ, специально для «Новой» — Казахстан»
Зачем елбасы встречался с журналистами казахстанских СМИ?
Вначале было слово… от администрации президента: «Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ответил на самые острые вопросы казахстанских СМИ. Беседа получилась откровенной, насыщенной и интересной. В адрес журналистов часто звучит критика за то, что они не могут задавать Президенту неудобные вопросы. Думаю, вечером 13 декабря зрители убедятся в обратном».
И общество в лице активных пользователей социальных сетей включилось в бурное обсуждение предстоящего эфира, где народу должен был явиться глава государства, который отвечает «на самые острые вопросы»!
Что же получилось в итоге? А ничего – банальный пересказ ранее озвученных самим елбасы тезисов. Справедливости ради надо отметить, что хоть и робко, но журналисты поднимали не часто приветствуемые властью темы, такие как Желтоксан, проблемы соотечественников, возвращающихся на историческую родину. Прозвучали вопросы про многострадальный Байконыр, позицию Казахстана в конфликте между Россией и Турцией и трайбализм в обществе и власти. Были и комичные моменты. Например, поднимая тему девальвации тенге, один из журналистов высказал оригинальное мнение: «Когда идут на той, люди радуются, что ввели купюру достоинством в 20 тысяч тенге, ибо 10 тысяч тенге для подарка – мало, а 100 долларов – много. А 20 тысяч тенге – как раз!».
Классикой жанра, конечно, останутся слова того же журналиста в адрес елбасы: «Вам надо чаще улыбаmься! Когда Вы смеетесь, и люди чувствуют себя хорошо!».
Президент, кстати, с улыбкой выслушал сей «неудобный» выпад со стороны журналиста государственного телеканала и не остановил поток лести…
Ключевой фразой этого информационного действа под названием «расширенное интервью» было заявление о правительстве. Президент сказал – как отрезал: «Вопрос о полной замене правительства не стоит. Потому что именно это правительство я назначил для разработки антикризисной программы, и «Нурлы жол», и 5 инвестиционных реформ, и 100 шагов разработаны с участием этого правительства, я этому правительству поручаю выполнять это». Правда, была оговорка: «Если в ходе выполнения мы будем видеть недостатки, в таких случаях приходится менять – это явно и всем понятно, почему».
Плохо, когда гарант Конституции и прав граждан превращается в гаранта правительства, его комфортного и беспроблемного существования. А тем временем в Китае, этом локомотиве мирового ВВП, фактическая рецессия. США намерены увеличивать добычу нефти. Иран, освобожденный от многолетних санкций, выходит на мировой углеводородный рынок. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы понять, что цена на «черное золото» будет падать и дальше. А у нашего правительства, по утверждению самого елбасы, нет соответствующего плана (недавно опубликованный «Антикризисный план» я не считаю серьезным документом: все на уровне «абы-кабы» и «авось», там, конечно, есть некоторые цифры, но нет воли и решительности, и самое главное, политической ответственности за результаты своих действий!).
Тем временем стоило бы внимательно присмотреться к антикризисному опыту других стран, в первую очередь, как и Казахстан, богатых нефтью. Возьмем те же Объединенные Арабские Эмираты. Цена на нефть безудержно падает, но там нет обвала национальной валюты дирхама, не взлетели цены на товары и продукты почти в два раза, как у нас. Арабский ларчик открывается просто: в тучные годы они создали инвестиционные фонды, которые вложили нефтяные деньги в акции и другие ценные бумаги высокотехнологичных и рентабельных, не связанных с «черным золотом» компаний по всему миру, и они приносят им стабильные доходы.
Вот недавно на телеканале «Евроньюс» министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи заявил: «Нынешние низкие цены могут оказаться болезненными для некоторых стран, но это также возможность сократить расходы и создать диверсифицированную экономику, которая уже не будет зависеть исключительно от нефти. В Объединенных Арабских Эмиратах мы начали диверсификацию экономики много лет назад. Проекты внутри страны, как и проекты за ее пределами, которые принадлежат нашим инвестиционным фондам, – это и есть диверсификация. Как говорит Его Высочество шейх Мохаммед бин Заед, «мы хотим вырастить поколение, которое отпразднует экспорт последнего барреля нефти». Мы больше не будем зависеть от нефти. Мы диверсифицируем нашу экономику, в этом и состоит наша стратегия».
А большинство нефтяных миллиардов Казахстана – в оффшорах наших углеводородных баронов и кормят чужую экономику.
Наш президент дал добро на привлечение иностранных менеджеров в национальные компании. Вот вчера в Поднебесной наш премьер пригласил главу мирового гиганта «Алибаба» поработать своим советником. Может быть, нам взять и пригласить министра энергетики ОАЭ поруководить правительством: вот будет настоящая диверсификация нефтеориентированной экономики!
Кстати, на фоне всемерной и всяческой поддержки одного премьера происходит процесс фактического «закатывания в асфальт» (10 лет тюремного срока – это не шутка!) другого премьера (пусть даже и с приставкой «экс»). В этом смысле два фактически одномоментных решения (приговор в отношении Серика Ахметова и понижение статуса Кожамжарова в структуре власти) – это не что иное, как балансирование елбасы между интересами плотно окруживших его кланов. Такое ощущение, что он стал их заложником и, похоже, смирился с таким положением дел, отдав все важнейшие решения на откуп одной группе. Кстати, на следующий день после его беседы с журналистами, где он успокаивал свой народ как мог, тенге сделал еще один ощутимый рывок – с 306 до 330!
Не думаю, что те, кто принимал решение по очередной девальвации национальной валюты, не были в курсе содержания интервью елбасы…
Читать оригинал статьи: