12 C
Астана
9 октября, 2024
Image default

Все во имя и для блага монополиста?

Казах­стан­ское пра­ви­тель­ство соби­ра­ет­ся осла­бить кон­троль за исполь­зо­ва­ни­ем моно­по­ли­ста­ми сво­ей при­бы­ли, предо­ста­вив им некую сво­бо­ду манев­ра в части фор­ми­ро­ва­ния средств на выпла­ту диви­ден­дов. Пору­че­ние о про­ра­бот­ке тако­го послаб­ле­ния дал агент­ству по регу­ли­ро­ва­нию есте­ствен­ных моно­по­лий пре­мьер-министр Серик Ахме­тов. После того, как гла­ва прав­ле­ния «Самрук-Казы­ны» Умир­зак Шуке­ев пожа­ло­вал­ся на жизнь – тяже­лую и зарегулированную. 

Поли­ти­ка тари­фо­об­ра­зо­ва­ния, кото­рая рас­смат­ри­ва­лась на засе­да­нии каби­не­та мини­стров, вызва­ла у пред­се­да­те­ля прав­ле­ния фон­да наци­о­наль­но­го бла­го­со­сто­я­ния при­ступ осто­рож­ной критики.

- У нас в «Самру­ке» 16 дочер­них ком­па­ний, и 34% наших дохо­дов зави­сят от тари­фов, — заявил Шуке­ев. — Поэто­му для нас это очень важ­ный вопрос. Мы  попы­та­лись понять, в чем фун­да­мен­таль­ное отли­чие наше­го тариф­но­го регу­ли­ро­ва­ния от того регу­ли­ро­ва­ния, кото­рое при­ня­то в мире. Ока­за­лось, в том, что тари­фы утвер­жда­ют­ся в раз­ви­тых стра­нах сами­ми моно­по­ли­ста­ми. Мини­стер­ства отрас­ле­вые гото­вят мето­ди­ку под­сче­та, а орга­ны типа АРЕ­Ма толь­ко кон­тро­ли­ру­ют. Если моно­по­лист уста­но­вил не тот тариф, завы­сил, он несет  ответственность.

- А у нас все моно­по­ли­сты ходят в один орган, поэто­му несколь­ко гиб­кость теря­ет­ся, — доба­вил он, наме­кая на то, что наши моно­по­ли­сты тоже были бы не прочь жить по этим лекалам.

И вышел на пря­мой раз­го­вор о том, что меша­ет жить казах­стан­ским субъ­ек­там есте­ствен­ных монополий.

- Есть огра­ни­че­ния на ком­мер­че­скую дея­тель­ность субъ­ек­тов есте­ствен­ных моно­по­лий на исполь­зо­ва­ние при­бы­ли: дают воз­мож­ность исполь­зо­вать ее на инве­сти­ции, но после того, как мы IPO объ­яви­ли, нам надо диви­ден­ды пла­тить, — раз­вел рука­ми Шуке­ев. —  Надо это обсу­дить и пере­хо­дить на меж­ду­на­род­ные стан­дар­ты. Хотел бы понять, есть ли тут какие-то отве­ты, — обра­тил­ся он к премьер-министру.

Тот поин­те­ре­со­вал­ся отно­си­тель­но харак­те­ра это­го «кри­ка души» — счи­тать ли это вопро­са­ми или выступ­ле­ни­ем. И после того, как Шуке­ев уточ­нил, что хотел бы услы­шать отве­ты от руко­вод­ства АРЕМ, предо­ста­вил сло­во гла­ве агент­ства Мура­ту Оспанову.

- Есте­ствен­ная моно­по­лия регу­ли­ру­ет­ся во всем мире, — пожал пле­ча­ми тот. — Сего­дня ска­зать, что моно­по­лист явля­ет­ся биз­не­сом, нель­зя, пото­му что любое изме­не­ние тари­фа на поле дея­тель­но­сти любо­го биз­не­са силь­но вли­я­ет на кон­ку­рен­то­спо­соб­ность любо­го производителя.

Но у Ахме­то­ва уже сло­жи­лось свое мне­ние по это­му вопро­су, на кото­рое, похо­же, боль­ше все­го повли­ял намек Шуке­е­ва о том, что огра­ни­че­ния меша­ют фор­ми­ро­вать объ­е­мы диви­ден­дов на выпла­ту акционерам.

- То, что Умир­зак Еста­е­вич под­ни­мал вопрос — это очень пра­виль­но, — заявил пре­мьер. —  Есть у нас моно­по­ли­сты, кото­рые очень актив­но про­дви­га­ли свою инве­сти­ци­он­ную про­грам­му, то есть надо уста­но­вить какой-то пре­дел для выпла­ты диви­ден­дов. Мы на самом деле стал­ки­ва­ем­ся сей­час с тем, что «КазТран­сОйл» как моно­по­лист транс­пор­ти­ров­ки газа будет весь свой доход направ­лять толь­ко на инвест­про­грам­мы, тогда диви­ден­ды кто будет полу­чать? Ведь сами акци­о­не­ры, в том чис­ле  и мино­ри­та­рии, не вино­ва­ты в том, как это будет осу­ществ­лять­ся. Поэто­му вни­ма­тель­но посмот­ри­те, у нас есть и в энер­ге­ти­ке мно­го инте­рес­ных про­ек­тов, вот Аксуй­ская ГЭС не то, что под­ни­ма­ет, она опус­ка­ет тари­фы, в этом году, вы же мне сами гово­ри­ли, — взгля­нул он на Оспанова.

- Да, при этом у них уве­ли­чи­ва­ют­ся объ­е­мы инве­сти­ций, — нехо­тя при­знал гла­ва АРЕМ факт появ­ле­ния в стране созна­тель­но­го монополиста.

Шуке­ев же, обод­рен­ный под­держ­кой, под­нял вопрос о сня­тии регу­ли­ро­ва­ния сто­и­мо­сти экс­порт­ной и тран­зит­ной транс­пор­ти­ров­ки неф­ти по тер­ри­то­рии республики.

- В том чис­ле мы бы хоте­ли либе­ра­ли­зо­вать рынок и выве­сти из-под регу­ли­ро­ва­ния такие услу­ги, как меж­ду­на­род­ная транс­пор­ти­ров­ка неф­ти и газа на экс­порт, — ска­зал гла­ва фон­да. — Это не вли­я­ет на наше насе­ле­ние. Самый глав­ный вопрос — это защи­тить насе­ле­ние от удо­ро­жа­ния услуг, а экс­порт какое име­ет к нему отно­ше­ние, зачем АРЕ­Му регу­ли­ро­вать эти услу­ги? Это пред­мет пере­го­во­ров меж­ду услу­го­да­те­ля­ми и теми, кто поль­зу­ет­ся этой услу­гой. У нас транс­пор­ти­ров­ка и так состав­ля­ет в цене неф­ти от 3 до 5%, это совсем мало. Поэто­му надо бы нам дать воз­мож­ность самим  вести пере­го­во­ры, — доба­вил он.

Оспа­нов тут же слег­ка оса­дил его, заявив, что «газ сего­дня на экс­порт и на тран­зит­ные направ­ле­ния не регу­ли­ру­ет­ся». Что каса­ет­ся экс­пор­та и тран­зи­та неф­ти, то тут АРЕМ, как выяс­ни­лось, соли­да­рен с ФНБ.

- Мы такое пред­ло­же­ние вно­си­ли, но сего­дня все упер­лось в комис­сию (Евразий­ская Эко­но­ми­че­ская Комис­сия —  авт.), — пожа­ло­вал­ся Оспа­нов на коз­ни россиян.

Воз­вра­ща­ясь же к «созна­тель­но­сти» моно­по­ли­стов, кото­рую пре­мьер пытал­ся исполь­зо­вать как глав­ное осно­ва­ние для ослаб­ле­ния кон­тро­ля за ними, сто­ит отме­тить, что штра­фы за выяв­лен­ные (толь­ко выяв­лен­ные) АРЕ­Мом их нару­ше­ния по-преж­не­му исчис­ля­ют­ся мил­ли­ар­да­ми тенге.

- За теку­щий год в целях недо­пу­ще­ния нару­ше­ний прав потре­би­те­лей про­ве­де­но 284 про­вер­ки, вне­се­но 1018 пред­пи­са­ний, при­ня­то уча­стие в 244 судеб­ных раз­би­ра­тель­ствах. Общая сум­ма нало­жен­ных штра­фов состав­ля­ет 3,1 мил­ли­ар­да тен­ге, — ска­зал Оспа­нов на засе­да­нии пра­ви­тель­ства. — В целях ком­пен­са­ции убыт­ков, при­чи­нен­ных потре­би­те­лям, вве­де­ны вре­мен­ные ком­пен­си­ру­ю­щие тари­фы на сум­му 1,2 мил­ли­ар­да тен­ге. В резуль­та­те пере­рас­че­та в свя­зи с изме­не­ни­ем тем­пе­ра­ту­ры наруж­но­го воз­ду­ха воз­врат насе­ле­нию средств за ото­пи­тель­ный пери­од 2012—2013 годы соста­вил око­ло 500 мил­ли­о­нов тен­ге путем кор­рек­ти­ров­ки инди­ви­ду­аль­ных сче­тов, — доба­вил гла­ва агентства.

Тем не менее, неко­то­рое исправ­ле­ние моно­по­ли­стов в части затрат в стране, без­услов­но, наблю­да­ет­ся: так, в нынеш­нем году они наме­ре­ны напра­вить на модер­ни­за­цию сво­их акти­вов 230 мил­ли­ар­дов тен­ге, что на 10%  боль­ше, чем в 2012 году. Но при этом не сле­ду­ет забы­вать, что и тари­фы в стране повы­си­лись, так что раз­ни­ца в инве­ст­за­тра­тах — это след­ствие не столь­ко опти­ми­за­ций моно­по­ли­ста­ми сво­их затрат, сколь­ко уве­ли­че­ния денеж­но­го пото­ка в их кар­ман из кар­ма­на потре­би­те­ля. Сла­бым уте­ше­ни­ем для кото­ро­го может слу­жить тот факт, что в Казах­стане нако­нец раз­ра­бо­та­ют стан­дар­ты ока­за­ния каче­ства ком­му­наль­ных услуг.

Содо­клад­чик, министр эко­но­ми­че­ско­го и бюд­жет­но­го пла­ни­ро­ва­ния Ербо­лат Доса­ев доба­вил, что в зако­но­да­тель­стве о есте­ствен­ных моно­по­ли­ях поми­мо про­бле­мы, свя­зан­ной с недо­ста­точ­ным объ­е­мом инве­сти­ций, сле­ду­ет отра­зить такие про­бле­мы в систе­ме регу­ли­ро­ва­ния субъ­ек­тов есте­ствен­ных моно­по­лий, как «про­зрач­ность и пуб­лич­ность про­цес­са тари­фо­об­ра­зо­ва­ния на услу­ги, каче­ство регу­ли­ру­е­мых ком­му­наль­ных услуг, кон­троль за соблю­де­ни­ем субъ­ек­та­ми есте­ствен­ных моно­по­лий тре­бо­ва­ний законодательства».

После чего Ахме­тов, почув­ство­вав, что хва­тил лиш­ку по вопро­су сво­бо­ды моно­по­ли­стов, под­вел ито­ги засе­да­ния несколь­ко более суро­во по отно­ше­нию к ним.

- Обя­за­тель­ным усло­ви­ем для регу­ли­ро­ва­ния и повы­ше­ния тари­фов долж­но быть толь­ко нали­чие инве­сти­ци­он­ной про­грам­мы по под­дер­жа­нию и обнов­ле­нию акти­вов обо­ру­до­ва­ния, сетей. Это как раз и есть повы­ше­ние эффек­тив­но­сти, энер­го­эф­фек­тив­но­сти, улуч­ше­ние каче­ства услуг, — ска­зал гла­ва пра­ви­тель­ства. — Дру­гие дово­ды моно­по­ли­стов в рам­ках повы­ше­ния тари­фов недо­пу­сти­мы и неприемлемы.

Читать ори­ги­нал статьи: 

Все во имя и для бла­га монополиста?

архивные статьи по теме

Следственный комитет открывает сезон охоты

Мусина ждет судьба Рахата?

Editor

Место для Козлова в Заречном освободится 9 октября