Развитие специальных экономических зон в Казахстане оставляет желать лучшего, считают в правительстве. Как обстоят дела в различных СЭЗ, выяснял корреспондент DW.
Первые специальные экономические зоны (СЭЗ) появились в Казахстане еще в начале 1990‑х годов. Однако, как утверждают казахстанские аналитики, из-за несовершенства и организационного механизма функционирования СЭЗ развиваются очень медленно. В настоящее время в Казахстане девять действующих зон в разных регионах страны.
По официальным данным, за годы независимости на развитие специальных экономических зон, строительство объектов и инфраструктуры из бюджета выделено более 485 миллионов евро. При этом частных инвестиций вложено в 3 раза больше, более 1,54 миллиарда евро. По мнению аналитика Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Махсата Сагимбекова, в ближайшие пять лет из бюджета потребуется выделить еще около 900 миллионов евро для завершения строительства инфраструктуры всех девяти СЭЗ.
Несмотря на значительные капиталовложения, по словам премьер-министра Серика Ахметова, выступившего 16 июля на заседании правительства, во всех экономических зонах за исключением СЭЗ Астаны и нефтедобывающего Атырау работа по привлечению инвесторов “движется недостаточно хорошо”. Как сообщило агентство “Казинформ”, глава правительства также указал, что “менеджмент и стратегия развития специальных экономических зон требуют значительной корректировки”.
В “Алатау” почти все компании казахстанские
Корреспондент DWпосетил специальную экономическую зону “Алатау — Парк инновационных технологий”, расположенную в 25 километрах от Алма-Аты. Огромная территория, на первый взгляд, кажется абсолютно пустой, хотя, как утверждают сотрудники СЭЗ, работа здесь кипит. Среди 70 компаний, по словам менеджера по развитию бизнеса технопарка “Алатау” Ержана Шаймуратова, пока мало иностранных инвесторов.
Почти все работающие на СЭЗ компании казахстанские. При этом основным потребителем услуг и товаров является местный монополист связи “Казахтелеком”. Так, одна из компаний производит коммуникационное оборудование по технологии GPON. “Здесь же создаются приставки для технологий IDTV. И пока основным их заказчиком является “Казахтелеком”, — рассказал DWЕржан Шаймуратов.
Еще одна компания, которую удалось посетить корреспонденту DW, тоже оказывает услуги казахстанскому монополисту связи. Она выпускает кабель патч-корд, который используется в коммуникационных сетях для обеспечения доступа к интернету. “Свободная экономическая зона дает определенные льготы: низкие пошлины и очень низкую плату за аренду помещений. Для нас это два основных критерия”, — рассказал DWтехнический специалист компании “Alpha Network” Жанат Атабаев.
Экономист: Инвестора одними лишь льготами не привлечешь
Крупного инвестора одними лишь льготами и низкими арендными ставками не привлечешь, считает казахстанский экономист Канат Берентаев. Эксперт уверен, что во избежание провала дорогостоящих проектов необходимо заранее проводить серьезную прогнозно-плановую проработку целей и задач и разработку комплексной программы развития СЭЗ. Ярким примером провальной идеи Берентаев считает создание хлопково-текстильной СЭЗ “Онтустик”, расположенной в Южно-Казахстанской области.
Еще в 2005 году на территории СЭЗ “Онтустик” планировалось построить 15 прядильных, текстильных и швейных предприятий. Прошло 8 лет, из бюджета было выделено около 40 миллионов евро. Но на СЭЗ работают лишь два предприятия. Причем на полную мощность только одно — ТОО “Хлопкопром-Целлюлоза”. Причина — в низком качестве хлопка и высоких размерах банковского кредита. Оборотных средств у компаний нет, и, как следствие, нет возможностей выплачивать кредит.
Оставляет желать лучшего и ситуация в СЭЗ по развитию транспортно-логистического потенциала “Хоргос — Восточные ворота”, расположенной в Алматинской области на границе с Китаем. Общая площадь СЭЗ — более 5 тысяч гектаров. Указ о ее создании был подписан президентом Нурсултаном Назарбаевым еще в конце ноября 2011 года. Прошло полтора года, а казахстанская сторона все еще строит планы. “Мы еще только должны утвердить технико-экономическое обоснование. А пока здесь ничего нет”, — рассказал DWюрист СЭЗ Жинисбек Джурпанов. Через зону тянется дорога “Западная Европа — Западный Китай”. Реконструкцию этой автомагистрали планируется закончить лишь к 2015 году.
Коррупция и отсутствие контроля?
Касаясь неравномерного развития казахстанских СЭЗ, аналитик АИРИ Сагимбеков заметил, что все дело в отсутствии адекватной связи между рынками. По его мнению, привлечение капитала является одним из движущих сил в развитии специальных экономических зон по всему миру, поэтому отсутствие связи с международными рынками капитала не позволяет казахстанским СЭЗ участвовать в привлечении крупных иностранных инвестиций.
Несколько иного мнения придерживается казахстанский экономист Тулеген Аскаров. В интервью DWон отметил, что причина медленного развития СЭЗ в Казахстане заключается в отсутствии должного контроля за реализацией проектов. “Механизм развития СЭЗ у нас придуман хороший, а вот механизм контроля совершенно отсутствует. На мой взгляд, зоны развиваются медленно из-за коррупционной составляющей, отклонений от исходной задачи”, — отметил Аскаров.
Для улучшения ситуации, по словам вице-министра индустрии и новых технологий Альберта Рау, Казахстан намерен привлечь сингапурскую управляющую компанию JurongConsultantsдля участия в развитии, продвижении и управлении казахстанских СЭЗ. По данным пресс-службы министерства, в свою очередь алматинский “Парк инновационных технологий” намериваются взять под управление малазийцы. Относительно развития “Хоргос — Восточные ворота” ведутся переговоры с управляющей компанией СЭЗ “Джебел Али” из ОАЭ.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
Original post:
Почему медленно развиваются специальные экономические зоны в Казахстане